ШУМЕЛ ПРЕМЬЕР. А СУДЬИ ГНУЛИСЬ?

Автор : Александра Примаченко
17 октября 00:00

Выступая на расширенном заседании коллегии Государственной налоговой администрации Украины 30 се...

 

Выступая на расширенном заседании коллегии Государственной налоговой администрации Украины 30 сентября 1997 года, премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко заявил о своем решении прекратить выплаты зарплат сотрудникам арбитражных судов до тех пор, пока суд существенно не улучшит рассмотрение исков налоговой администрации.

Это высказывание получило широкий резонанс в прессе. А пленум Высшего арбитражного суда направил Президенту Украины - гаранту Конституции обращение, в котором отмечается, что такое заявление противоречит Конституции и законам Украины, гарантирующим независимость судей и обеспечение государством надлежащего финансирования судов из бюджета.

Совет судей Украины расценивает заявление премьера как нарушение Конституции и попытку разрешать споры не по закону, а так, как того желает исполнительная власть. Так как, в соответствии с законами Украины, никто не имеет права приостановить финансирование судов.

На вопросы «ЗН» отвечает председатель Высшего арбитражного суда Украины Дмитрий Притыка.

- Дмитрий Никитович, как лично вы расцениваете заявление премьер-министра о приостановлении выплат зарплат сотрудникам арбитражных судов?

- По моему мнению и по мнению моих коллег, это некорректное заявление, к сожалению, расставляет все точки над «i», подчеркивая место суда в нашем обществе - как не был он независимым раньше, в таком положении остается и теперь.

- Как вы считаете, такое высказывание является попыткой откровенного давления на суд?

- Думаю, по-другому это трудно и назвать...

Я считаю, что, вне зависимости от каких-то личных отношений, люди такого уровня не должны позволять себе высказываний определенного рода. Хотя думаю, что это заявление премьера было проявлением эмоций, а не преследовало определенную цель.

С просьбой рассмотреть ситуацию мы обратились к гаранту Конституции - Президенту Украины, направив соответствующее обращение.

- И все же, как вы думаете, может ли быть реализована эта угроза, хотя бы частично?

- Думаю, что сегодня это невозможно. В данном случае показательно, как откликнулась пресса. Я даже был удивлен этим. Никто ведь специально не искал журналистов для того, чтобы такая информация была обнародована. Все произошло само собой. А через несколько дней об этом конфликте говорили уже с депутатской трибуны. Так что мы, видимо, хоть и не очень быстро, но все-таки продвигаемся на пути к демократизации общества.

- В каком контексте было сделано заявление премьера?

- Речь шла о работе налоговых администраций, в частности подводились итоги за девять месяцев этого года. В докладе председателя ГНА Николая Азарова и выступлениях звучали, в частности, замечания и критика в адрес арбитражных судов. Ну а человеку непосвященному, зная лишь статистику таких дел и не имея представления об их характере, деталях, трудно судить о таком вопросе. А иногда люди, далекие от таких проблем, подходят к этому несколько упрощенно.

Если налоговая администрация района, области или другого уровня проводит проверку какого-то предприятия и устанавливает, что не были выплачены определенные суммы налогов, она имеет право составить соответствующий акт и списать эти деньги. Кроме того, за несвоевременную уплату налогов предусмотрены штрафные санкции. Но, конечно, не все предприятия - государственные, частные или арендные - согласны с этими заключениями. И в порядке защиты своих интересов они имеют право обратиться к вышестоящей налоговой администрации, например, обжаловать акт районной администрации, а затем - в Государственную налоговую администрацию, где существует специальная апелляционная структура, которая рассматривает такие жалобы.

По информации апелляционного управления Государственной налоговой администрации, им приходится отменять практически каждое третье решение налоговых инспекций. Это говорит о том, что определенные промашки имеют место - то ли инспектор вышел за пределы закона, то ли - своей компетенции. И хотя это обусловлено рядом объективных причин, если отменяется примерно каждое третье решение, то этот факт сам по себе подтверждает наличие брака в работе.

Хотя, конечно, я не могу сказать, что мы не допускаем ошибок.

За первые шесть месяцев этого года арбитражными судами рассмотрено 800 заявлений о признании недействительными решений налоговых администраций или признании не подлежащими выполнению распоряжений о бесспорном списании сумм недоимок. Около 500 заявлений было удовлетворено только из-за нарушения налоговыми органами действующего законодательства.

- Что конкретно имел в виду

г-н Пустовойтенко, говоря о необходимости улучшить рассмотрение исков налоговой администрации?

- Дело в том, что, кроме споров о возвращении средств или об оспаривании этих актов проверки, есть категория дел, связанных с банкротством. В основном претензии были связаны именно с делами о банкротствах. Налоговая администрация заявляет немало исков о банкротстве предприятий - в связи с отсутствием средств на счетах. В том случае, когда налоговые платежи не выплачиваются в течение определенного срока, налоговая служба может обратиться в суд с заявлением о признании такого субъекта предпринимательской деятельности банкротом.

Эти дела имеют свою специфику и рассматриваются значительно дольше, чем дела других категорий. Только с момента публикации в центральной прессе объявления о банкротстве предприятия должен пройти месяц. Кроме того, что такие дела рассматриваются дольше в соответствии с законом, существуют и другие факторы. Бывает, например, областная администрация заявляет, что немедленно изыщет средства, чтобы погасить задолженность жизненно важного для области предприятия. Так почему же не дать для этого еще 10-15 дней? Ведь, кроме всего прочего, практически любое дело о банкротстве, независимо от того, о большом или маленьком предприятии идет речь, неизменно связано с определенной напряженностью - люди теряют рабочие места. Закон же недостаточно четко регламентирует эти вопросы.

Вместе с тем я понимаю общую ситуацию, что бюджет не наполняется так, как хотелось бы. Но ведь нужно смотреть в корень - в этом не виноваты ни налоговая администрация, ни, тем более, суды, куда попадает лишь небольшая часть дел. Причина - в экономике, в том, как работают предприятия.

Говоря о судах, следует исходить из того, что они созданы, чтобы непредвзято, независимо от обстоятельств и субъектов правоотношений рассматривать дела, и именно поэтому они и называются третьей властью. Но, к сожалению, это, как видите, не всегда воспринимается всеми должным образом, и пример тому - реакция, о которой мы с вами говорим. Думаю, что причиной этого высказывания стали эмоции, это был крик души - ведь бюджет-то пустой...

Впоследствии, через несколько дней после того заявления, я разговаривал с Валерием Павловичем. Он сказал, что это было эмоциональное высказывание, что государственный бюджет утвержден, это закон. И отметил, что никто, даже премьер-министр, не может приостанавливать действие закона. Так что, по идее, до конца года мы будем получать финансирование на заработную плату. Хотя сегодня зарплату за сентябрь нам еще не выдали.

- Эти слова можно расценивать как извинение премьера?

- Я расцениваю это так: премьер-министр сам понял, что погорячился... Это был эмоциональный срыв, последствие того напряжения, которое преследует сегодня каждого из нас. Так что, по моему мнению, затевать по этому поводу войну будет неправильным.

- Ввиду ее бесперспективности?

- Нет, просто мы сделали все, что было можно, - обратились к Президенту, и рассчитываем на него как на гаранта Конституции.

А вообще сегодня нас гораздо больше волнует бюджет на

98-й год. По проекту нам планируется выделить примерно 27% от необходимой суммы - еще меньше, чем в прошлом году. А такое финансирование не дает возможности удерживать «на плаву» саму систему арбитражных судов, я уже не говорю об их независимости...