Самая трудная — победа над собой. Поняли милиционеры и решили побороться с коррупцией

Автор : Олег Шубин
18 января 16:59

Пять антикоррупционных проектов представил народный депутат из блока «НУ–НС», первый заместитель председателя комитета ВР по борьбе с организованной преступностью и коррупцией советник главы МВД Геннадий Москаль...

 

Пять антикоррупционных проектов представил народный депутат из блока «НУ–НС», первый заместитель председателя комитета ВР по борьбе с организованной преступностью и коррупцией советник главы МВД Геннадий Москаль.

Законопроекты «Об Антикоррупционном бюро», «О противодействии коррупции», «О внесении изменений в некоторые законы относительно усиления противодействия коррупции», «Об органах внутренних дел Украины» и «О национальной милиции» ознаменовали новый виток реформирования правоохранительной системы. Представили общественности эти документы в главке МВД, так как эти инициативы, по словам Г.Москаля, были разработаны им в сотрудничестве с коллегами.

Планы впечатляют своим фантастическим размахом. Но, пожалуй, сильно волноваться по поводу того, как можно все это осуществить и стоит ли это делать вообще, не нужно. Фантастика, она и есть фантастика, в ней главное не то, когда это осуществится, а чтоб сейчас читалось интересно. А этот эффект можно считать достигнутым.

Структура, уже практически задушенная коррупцией и по большому счету работающая только на себя да на свои политические и экономические крыши, а вовсе не на граждан и государство, стремится и вовсе стать непобедимым спрутом. Для общественности это сформулировали так: мол, нужно превратить ее в действительно по-европейски министерство внутренних дел, расширив его за счет Госпогранслужбы и Госслужбы пожарной безопасности и спасения (аналог нынешнего МинЧС). Ну и по мелочам — переименовать Внутренние войска в Национальную гвардию, а также в целом «разбив» на Национальную милицию, Госпогранмилицию и Госмиграционную службу. Венец творения — создание Антикоррупционного бюро. И просто нет сомнений в потенциальной эффективности такого творения, создаваемого руками одной из наиболее коррумпированных структур государства! Они же в курсе дела, как никто другой.

Раньше подобного рода организацию хотели назвать Национальным бюро расследований, его даже когда-то создали. На бумаге. Но эта «попытка номер пять» впечатляет даже несмотря на перманентные разговоры о необходимости создания органа такого рода.

Сфера деятельности Антикоррупционного бюро — самая «элитная»: все высшие чины Украины, а также те, кто их «породил»: представил, утвердил или назначил. АБ должно стать кошмарным сном для всех без исключения судей и прокуроров, депутатов всех уровней, премьер-министра, всех вице-премьеров во главе с первым, госслужащих 1–2 категорий, а также кандидатов на посты президента и народных депутатов. Среди всех высоких чинов исключение составляет, пожалуй, лишь президент. Надзор за деятельностью Антикоррупционного бюро возложен на ГПУ, а генпрокурор даже может инициировать дело против его руководителя. Так что с прокуратурой АБ придется все-таки быть поласковее…

После ознакомления с этими наполеоновскими планами возникает, пожалуй, лишь два риторических вопроса: где же взять профессиональных и неподкупных людей, которые будут без страха и упрека привлекать к ответственности нашу зарвавшуюся элиту? И вытекающий из первого — каков же будет уровень «гонораров» за решение вопроса в Антикоррупционном бюро расследований?

А вообще Антикоррупционное бюро — конечно, штука нужная. Как эффективное оружие направленного действия. И не только в период выборов.

Впрочем, реформой правоохранительных органов такого рода инициативы назвать нельзя. Правоохранительные органы требуют взвешенного, системного реформирования. А начинаться оно должно с принципиально иных подходов к стадиям привлечения к ответственности, отказа от обвинительного уклона и пересмотра подходов к оценке результатов работы правоохранителей, с ликвидации дополнительного расследования и огромного количества иных, не менее важных аспектов. Предлагаемые сегодня реформы заключаются в ликвидации УБОПа с одной стороны и создании новой махины. Было время, УБОП показал свою эффективность. То, что случилось с ним впоследствии — очевидно и неоспоримо, но по большому счету все претензии, справедливо предъявляемые к УБОП, можно и должно предъявить ко всей правоохранительной системе. Но почему-то разогнать все МВД и создать совершенно новую структуру никто не предлагает.