ОДЕССКОЕ УСБУ РАССЛЕДУЕТ ТЕРАКТЫ И… ОХРАНЯЕТ Э.ГУРВИЦА

Автор : Михаил Аксанюк
22 февраля 00:00

Два теракта, дерзкое ограбление инкассаторской машины с полумиллионом гривен, случившиеся на старте года, лишний раз засвидетельствовали напряженную криминогенную ситуацию в Одессе накануне выборов...

 

Два теракта, дерзкое ограбление инкассаторской машины с полумиллионом гривен, случившиеся на старте года, лишний раз засвидетельствовали напряженную криминогенную ситуацию в Одессе накануне выборов. Руководство силовых структур решило совместными усилиями разобраться в происходящем. И в конце января начало профилактическую отработку региона. Каковы ее первые итоги? Этот вопрос «ЗН» адресовало начальнику Одесского УСБУ Анатолию ПАВЛЕНКО.

— Откровенно говоря, я бы не прочь начать диалог с опровержения. Имею в виду публичные утверждения о якобы наблюдающемся всплеске преступности в регионе. Нет такого, если сопоставить январские сводки УМВД в области текущего и начала минувшего года. Согласно оперативным данным, даже наметился спад по количеству преступлений. Сходная картина и с раскрытием преступлений, особенно тяжких. Иное дело, что в конце текущего января возникла напряженность, когда один за другим в Одессе прогремели взрывы, которые мы квалифицировали как теракты. Сначала в аэропорту, затем на улице Степной — напротив дома, где проживает ряд семей прокурорских работников. Не стану скрывать: после взрыва в аэропортовском кафе «Авион» наши сотрудники часов на службе не соблюдали, бывали дни, когда и вечером домой не возвращались. Велись поиски в тесной взаимосвязи со специалистами киевских правоохранительных служб. И в конце концов подозреваемый в подрыве кафе «Авион» был задержан и заключен в СИЗО УСБУ, установлен также ряд лиц, с которыми он имел контакты...

— Простите, взяты под стражу один или два подозреваемых? Ведь, согласно сообщениям некоторых СМИ, задержаны двое лиц, которым инкриминируется соучастие в осуществлении 16 января теракта в аэропортовском кафе.

— Мы подобного никогда не утверждали. Следственным управлением УСБУ возбуждено дело и ведется дознание в отношении не двух, а одного гражданина (имя пока называть не буду), обвиняемого в совершении теракта, согласно ст. 258 УК Украины. Могу также подтвердить: задержанный дает признательные показания. Что касается нескольких лиц, на квартирах которых были обнаружены компоненты взрывчатых веществ и специальная литература, то этих граждан после опроса следователем в СИЗО не содержат. И еще могу добавить для «ЗН»: в ходе следствия выяснилось, что тот же подозреваемый, 1964 г.р., совершил еще одно преступление полтора года назад, которое оставалось нераскрытым. Как зафиксировано в признательных показаниях, именно он тогда направил руководителям облпрокуратуры, УСБУ и УМВД Украины в области небольшие пакеты со взрывчаткой — гексогеном. Разумеется, по этому факту было возбуждено уголовное дело. Однако многомесячные поиски оказались безуспешными. И вот на днях заключенный сознался...

— А не тот ли это случай, когда следователь способен подозреваемому помочь сознаться в любом нераскрытом преступлении?

— Смею заверить, нет. Мы всегда помним, что подобные предположения могут быть выдвинуты в ходе судебного процесса, и строго следим за соблюдением законности. А то, что были получены его признания по рассылке пакетов руководству силовых структур, не должно удивлять. Ведь следствие уже к моменту подрыва кафе «Авион» и задержания подозреваемого располагало образцами шрифта, знало, на какой пишущей машинке печатались указанные послания, состав красителя ленты. Подчеркиваю: эти показания закреплены в установленном законом порядке и подтверждаются ранее полученными данными. Впрочем, и свое признание о причастности к подрыву кафе задержанный тоже не сразу сделал — лишь после предъявления многих ранее добытых доказательств. А к моменту взятия под стражу у нас уже было четыре тома уголовного дела. Известны были практически все действия подозреваемого, начиная с августа минувшего года. Удалось даже найти людей, помогавших ему изготовить корпус взрывного устройства, хотя, как было установлено, никто из этих граждан не знал подлинного предназначения изделия. Во многом помогли изобличить злоумышленника и сотрудники подразделений СБУ и МВД, специализирующихся на раскрытии преступлений с использованием новейших технологий связи и компьютерной техники. Удалось обнаружить также телефоннную карточку, по которой обвиняемый звонил в аэропорт, шантажируя руководство авиакомпании: или ему немедленно будет выложен миллион гривен — и рейсовый самолет «Одесса—Вена» не будет взорван, как это случилось с кафе «Авион», или... Вещественных доказательств накопилось так много, что документальное закрепление содеянного, собственно, было лишь делом времени.

— Об арестованном подрывнике-террористе пока известно лишь то, что он — бывший военнослужащий, причем, по утверждению милицейских разыскников, хорошо обученнный взрывному делу. Что же подвигло его на теракт и шантаж авиакомпании?

— Согласно имеющимся показаниям, злоумышленник рассчитывал мгновенно разбогатеть путем подрыва здания кафе с последующим вымогательством миллиона гривен у руководства Одесской авиакомпании. Что касается его прежнего рода занятий, то я не могу подтвердить, что это бывший военнослужащий. Этот житель Одессы в свое время закончил гражданский вуз, прошел, как и большинство студентов, подготовку на военной кафедре. А затем работал, скажем так, в сфере бизнеса. Точнее говоря, нанимался коммерческими структурами для выполнения некоторых электротехнических работ. Никто, кроме него, как упоминалось, к уголовной ответственности не привлечен. Несколько иная ситуация с расследуемым делом о январском взрыве автомобиля на улице Степной облцентра. Совместную отработку выдвинутых версий по теракту также ведут специалисты СБУ, МВД и прокуратуры. Преступление, направленное против прокурорских работников, тщательно готовилось группой злоумышленников. Видимо, поэтому и расследование идет трудно. Впрочем, могу сказать, что ряд конкретных наработок имеется. Однако не могу раскрывать их сути, поскольку это противоречило бы интересам следствия.

— А каковы результаты поиска исполнителей и организаторов убийства полковника УСБУ Вадима Задорожного?

— Следствие ведется облпрокуратурой, поэтому могу сказать лишь о самом важном, с учетом того, что ряд оперативно-разыскных действий по поручению следователя выполняют наши сотрудники. Вывод Генпрокуратуры, недавно проверявшей ход расследования, таков: дело ведется полно и непредубежденно, упущений не выявлено. Что касается моей оценки, то, судя по заданиям, которые выполняются сотрудниками спецслужбы, я бы уточнил: следствие уже добыло ряд важных данных для раскрытия этого заказного преступления, определены мотивы и существенно сужен круг лиц, заинтересованных в «устранении» полковника Задорожного. Продолжается отработка и получение конкретных доказательств в отношении непосредственных исполнителей и заказчиков убийства.

— Хотелось бы уточнить один из аспектов расследуемого дела по упомянутому теракту на улице Степной. Насколько известно, взрыв автомобиля во дворе, где проживают несколько семей прокурорских работников, чуть не оборвал жизнь сотрудника облпрокуратуры Галины Климович. Неужели криминальные авторитеты уже не останавливаются даже перед попытками убийств адвокатов и прокурорских работников при выходе из домов, дабы не допустить, к примеру, их участия в продолжающемся в облсуде разбирательстве по делу оргпреступной банды Марьянчука? Правда ли, что это вынуждает некоторых следователей менять места жительства?

— В закрытом судебном процессе по делу банды Марьянчука, членов которой обвиняют в десятках убийств и других тяжких преступлениях, действительно принимает участие сотрудник облпрокуратуры Галина Климович. Нельзя исключить того, что в прошлом месяце замышлялось покушение на ее жизнь путем подрыва автомобиля, поскольку не все подельники Марьянчука пока заключены под стражу в нашем сизо и сизо №21. Вместе с тем мы не располагаем фактами прямых угроз в адрес следователя Г.Климович, которая вела это уголовное дело и сейчас выступает на процессе в качестве свидетеля. Должен сказать, что мне не известен ни один человек, включая прокурора, поддерживающего обвинение, который вынужден был сменить место жительства вследствие угроз. Однако с учетом сложившейся ситуации облпрокурор Михаил Косюта принял решение обеспечить защиту свидетеля Г.Климович. Могу также добавить, что, в соответствии с постановлением Генпрокуратуры Украины, сотрудникам одного из наших подразделений также поручено осуществлять охрану народного депутата Украины и кандидата на должность городского головы Эдуарда Гурвица.

— Сотрудники Одесского УСБУ не раз привлекали внимание общественности, в том числе посредством «ЗН», к тревожным тенденциям развития экономической ситуации в регионе. В частности, к проблемам Черноморского пароходства, которое уже и объявлялось банкротом, и заново признавалось важнейшим звеном морехозяйственного комплекса страны. Соответствуют ли действительности слухи, что в январе раскрыт ряд серьезных преступлений в экономической сфере?

— Да, в январе—феврале по решениям местных судов у лиц, изобличенных УСБУ в совершении крупных финансовых афер, конфисковано имущества более чем на миллион гривен. Кроме того, буквально на днях в аэропорту задержаны два авиадвигателя и емкости для топлива общей стоимостью 305 тыс.грн., уже погруженные на борт самолета АН-24. По признакам преступления, предусмотренного ст. 201 УК Украины, возбуждено уголовное дело. В большинстве подобных случаев наши сотрудники выявляют преступные схемы отчуждения имущества госпредприятий и акционерных обществ, в которых замешаны руководящие лица, финансово-бухгалтерские работники и непосредственные исполнители незаконных сделок. Очередные крупные нарушения вскрыты в декабре—январе в Черноморском пароходстве, где работает спецкомиссия в составе сотрудников Генпрокуратуры и СБУ, определяющая круг должностных лиц, приведших компанию к финансовому коллапсу. Уже возбуждены три уголовных дела, по которым начали работу следственно-оперативные группы. По таким, в частности, фактам: завладение чужим имуществом (теплоходами «Украина», «Аркадия») при погашении долгов ГСК ЧМП и нанесение государству ущерба в особо крупных размерах (ст.191 УК Украины); мошенничество с финансовыми ресурсами и должностной подлог лицами при получении кредита и залога — турбохода «Федор Шаляпин» (ст.222 и 366 УК Украины); злоупотребление служебным положением и подлог должностными лицами ГСК ЧМП и КСП «Заветы Ленина» при оформлении купли-продажи крупной партии контейнеров (ст.364 УК Украины). Сейчас прокурорскими органами рассматривается и ряд других материалов, представленных нашим управлением по признакам должностных преступлений. Всех, кто бросает обществу вызов, непременно должен настигать надлежащий ответ.