О добропорядочном поведении госслужащего

Автор : Владимир Вакарюк
24 апреля 16:28

Коррупция — это экономическое самоубийство общественной формации (государства, области, города, села)...

 

Коррупция — это экономическое самоубийство общественной формации (государства, области, города, села). Международное сообщество уделяет немалое внимание ситуации с коррупцией в нашем государстве. Но как можно помочь тому, кто не хочет, чтобы ему помогали? И именно поэтому мы должны разобраться сами в себе: чего же мы хотим — для себя и для грядущих поколений? Только глубоко проанализировав наши стремления, мы сможем быть настоящими строителями своей жизни, участвовать в управлении государством, областью, территориальной общиной.

Именно через государственные институты мы можем в дальнейшем реализовывать свои права и в полной мере выполнять свои гражданские обязанности. Анализируя действующее законодательство Украины в антикоррупционной сфере, приходишь к выводу, что именно законодательство является первопричиной того, почему Украина поднялась на «почетное» 134-е место по уровню коррупции в мире. Законодательство, которое по своей сути призвано устанавливать определенные правила поведения как результат волеизъяв­ления общества, на практике совершенно не действует, а значит, к сожалению, не выполняет свою функцию.

Общеизвестно, что принимать законы — исключительная компетенция Верховной Рады Украины в лице состава депутатов, избранных народом. Именно Верховная Рада Украины определяет правила политико-правовой культуры в Украине, формирует менталитет общества через правовые нормы. Во время предвыборных кампаний все кандидаты в народные депутаты Украины едва не на крови клянутся, что будут принимать антикоррупционные законы. Так же и политические партии и блоки, которые в предвыборных программах пропагандируют свои идеологические антикоррупционные основы. Приведу только один пример так называемой антикоррупционной деятельности депутатов Верховной Рады Украины.

10 апреля 2008 года в Верховной Раде Украины зарегистрирован проект закона Украины «О добропорядочном поведении лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, органов местного самоуправления». Инициаторами законопроекта являются народные депутаты Украины — члены комитета Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства и местного самоуправления А.Омельченко, Н.Трайдук, С.Подгорный.

Законопроект предложен к рассмотрению с целью создания эффективного механизма борьбы с коррупцией, установления общих требований к поведению лиц, уполномоченных на выполнение функций государства и органов местного самоуправления, которыми они должны руководствоваться во время выполнения своих служебных обязанностей, и определенных алгоритмов поведения этих лиц в ситуации, провоцирующей коррупционные действия. Однако, как следует из заключения Главного научно-экспертного управления аппарата Верховной Рады Украины, оно считает целесообразным отклонить данный законопроект по результатам его рассмотрения в первом чтении. Анализируя этот вывод, в который раз убеждаешься: кто хочет что-то сделать, ищет средства и возможности, кто не хочет ничего делать — ищет причины.

20 марта 2009 года на рассмотрение четвертой сессии шестого созыва вынесен доработанный депутатами проект закона Украины «О добропорядочном поведении лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, органов местного самоуправления». Закон не был принят, но интересен ход голосования. «За» проголосовали 179 депутатов, «против» — только один (Е.Шустик). Не голосовали 255 из 437 депутатов, присутствовавших на заседании. Наиболее показательным является тот факт, что авторы закона народные депутаты Украины — члены комитета Верховной Рады Украины по государственному строительству и местному самоуправлению не голосовали вообще, хотя присутствовали на заседании.

Непонятна позиция Глав­госслужбы Украины, которая, собственно, должна была лечь на амбразуру, чтобы закон был принят. Но этого не случилось. Может, грантовых средств не хватило. А может, есть другая причина. Например, проект закона не предусматривает создания надстройки, как это предполагалось в новом проекте закона Украины «О государственной службе» (так называемый Совет государственной службы Украины)? За этот проект в течение 2006—2007 гг. Главгосслужба агитировала всеми силами. И если бы именно в такой редакции он был принят, то в Украине появилась бы каста, которая решала бы все вопросы. Ведь государственная служба — это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате по практическому выполнению задач и функций государства и получающих заработную плату за счет государственных средств. Вообще-то этот орган очень странный: он якобы и есть, и название у него грозное, только пользы, кроме консультативной помощи, — никакой. А где же реформы, которые жизненно необходимы Украине? Оценка, проведенная программой СИГМА в рамках инициативы ЕС, определяет, что основные задачи Главгосслужбы сочетают организационно-распорядительные и совещательные обязанности. Эта функциональная широта и разнообразие отрицательно влияют на главные задачи административной реформы в Украине.

Теперь можно оправдываться, что законопроект направлен на повторное первое чтение, но почему же наши народные депутаты Украины, другие государственные мужи так не хотят принятия закона Украины «О добропорядочном поведении лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, органов местного самоуправления»? Потому что борьба с коррупцией у них только на словах. Противники антикоррупционных правил общественного поведения находят всякие аргументы, чтобы такие правила не имели права на существование. Однако законы принимают депутаты, пишут специалисты. В приведенном выше примере с непринятием закона Украины «О добропорядочном поведении лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, органов местного самоуправления» специалисты описали желательные правила, представили их в Верховную Раду, а уже потом Главное научно-экспертное управление аппарата ВР предоставило свое заключение о нецелесообразности принятия такого закона.

Можно оправдываться и тем, что в других государствах добропорядочное поведение является подзаконным актом, но мы имеем иную правовую культуру, не доступную здравому смыслу европейца. У нас Конституцию и законы можно игнорировать, что уж говорить о подзаконных актах.

А между тем иностранные инвесторы покидают Украину. И причиной тому является не только экономический кризис, но и высокий уровень коррумпированности украинских чиновников.