НЕЛЕГАЛЫ В МОРЕ

Автор : Лада Сафонова
30 июня 00:00

Современная практика морских перевозок убедительно доказывает, что теперь вовсе не женщина на корабле приносит неудачи, а.....

 

Современная практика морских перевозок убедительно доказывает, что теперь вовсе не женщина на корабле приносит неудачи, а... нелегальные мигранты. За три последних года службы пограничного контроля нескольких омываемых морями стран 14 раз извлекали с последующим скандалом из трюмов и других потаенных уголков на морских судах с украинским экипажем десятки, а порой и сотни подозрительных пассажиров, незаконно путешествующих самым распоследним классом. Вполне логично, что, прорываясь любой ценой в благополучные европейские края, жители азиатских окраин цивилизации пытаются использовать и морской путь — через Грецию, Балканы. Но вот при чем здесь украинские моряки? Выяснением этого вопроса вплотную занимается Служба безопасности Украины.

Отгоняя от лакомой камбалы промышляющих ею в наших территориальных водах алчных турецких браконьеров, вывозя обратно за Конотоп незаконно просочившихся из России афганцев и индийцев, сама Украина должна быть вне всяких подозрений. Разумеется, политика официального Киева и практические действия всех ветвей власти на местах зиждятся исключительно на том, что неприкосновенны не только наши границы, но и рубежи любой другой страны. В контексте глобальной проблемы нелегальной миграции из стран третьего мира в Европу Украина, в силу своего географического положения принимающая на себя основной удар массированного нашествия, неизменно представлена в глазах мировой общественности очень страдающей стороной. Хотя в преступных «цепочках», обслуживающих транзитную переправку нелегальных мигрантов через Украину далее на Запад, как структурные звенья бывают представлены отечественные криминальные элементы, «оборотни» из украинских правоохранительных органов, подкупленные чиновники и отдельные стражи границы. И все это наша внутренняя проблема, постоянно вызывающая профессиональный интерес украинских силовых структур. Только за первые три месяца этого года СБУ совместно с другими правоохранительными органами перекрыли 20 «сухопутных» устойчивых многоразовых каналов нелегальной миграции, задержали 86 организаторов переправ и переправщиков, шестеро из них уже осуждены. Выдворено за пределы Украины 105 иностранцев, пытавшихся заниматься этим криминальным бизнесом.

Гораздо хуже обстоит дело тогда, когда кое-кто из наших соотечественников оказывается замешанным в какую-нибудь «нехорошую» историю за рубежом и имеет дело уже непосредственно с «их» правоохранительными органами. Мировая практика учит, что откровенно «подставлять ножку» соседу чревато, а вот если он сам «подставится», не использовать ситуацию в своих интересах — грех. Потому любое присутствие выходцев из Украины в инцидентах с контрабандой, наемничеством, торговлей «секс- рабынями» и т.д. без стеснения эксплуатируется затем в ходе деловых переговоров, раздувается в зарубежных средствах массовой информации до обобщений чуть ли не на уровне черт национального характера.

Тем временем организаторы каналов нелегальной миграции все чаще используют для незаконных перевозок беспаспортных клиентов в акваториях Черного и Средиземного морей именно украинские суда, зафрахтованные иностранными фирмами, и украинских моряков, набранных в экипажи на иностранные корабли. Хорошо обученные, покладистые, не вкусившие больших заработков моряки из Украины предпочтительны для работодателей в любом порту мира. Разумеется, характер груза и списки пассажиров в предстоящем рейсе фирма с ними не обсуждает. Лишние вопросы не приветствуются. Активным поборникам законности намекают, что желающих заключить такой замечательный контракт целая очередь. Знают ли моряки о «левых» пассажирах? Наверняка. На судне трудно что-либо скрыть. Перепадет ли им звонкая монета за вынужденное пособничество морской авантюре? Как следует из неформальных свидетельств моряков — далеко не всегда, да и те крохи, которые удается получить за молчание, несоизмеримы с неприятностями, начинающимися после того как на судно нагрянут с обыском. Фрахтовщик всегда может с легкостью откреститься: бананы, мол, мои, вот документы, а курды — нет, не мои. Нередко и украинский экипаж, и даже сам капитан не очень представляют, насколько строго и принципиально законодательство большинства морских держав относится к нарушению границ и организации нелегальной миграции.

В ноябре-декабре прошлого года украинский экипаж теплохода «СHAP» (флаг Белиза), нанятый греческой компанией «Enterna Holding S.A.), дважды, с небольшим временным интервалом, был уличен в незаконной перевозке граждан Индии и Пакистана из портов Турции в территориальные воды Греции. В марте уже этого года на теплоходе «Меч» правоохранительные органы Италии задержали 300 нелегальных мигрантов курдской национальности. Судно принадлежит ОАО «Карат-тур» (Горловка Донецкой области) и совершало рейс с украинским экипажем на борту. Итальянская пресса не смолчала, все ведущие издания тут же запестрели кричащими заголовками, в которых наши соотечественники характеризовались весьма нелестно. Соответствующие видеосюжеты прошли по всем местным телеканалам. Наконец, на этом эмоциональном фоне взяли слово известные итальянские политики, которые высказали предположение о «тесных связях между восточной — читай украинской — мафией и ндрангеттой (мафией южной итальянской провинции Калабрия). Украинские дипломаты, представители правоохранительных органов в спешном порядке предпринимали конструктивные шаги, которые должны были убедительно продемонстрировать итальянской стороне и всему миру готовность нашей страны реально сотрудничать со всеми иностранными государствами в сфере борьбы с нелегальной миграцией. Экипаж «Меча» срочно и без денег отправили на родину, капитан и его первый помощник заключены в ожидании суда в местную тюрьму. Акционерное общество «Карат-тур», скромно сославшись на сложное финансовое положение, оплачивать услуги адвоката решительно отказалось, усиленно кивая в сторону фрахтовщика. Фрахтовщик документально возразил, что из офиса он не может контролировать происходящее в море, на то есть капитан. Украинский капитан находится под стражей и не ждет ничего хорошего, потому как Апеннины уже задыхаются от наплыва нелегальных мигрантов.

Сотрудники украинской спецслужбы, анализируя подобные ситуации, пришли к выводу, что все беды начинаются еще на берегу. В большинстве случаев вина лежит на посреднических фирмах с украинской стороны. Именно они при составлении контрактов с зарубежными юридическими лицами на фрахт украинских кораблей и о трудоустройстве моряков довольствуются лишь поверхностными сведениями о судовладельческих и крюинговых компаниях-нерезидентах. А ведь даже мало-мальски внимательное изучение документов, деловой репутации сомнительной фирмы, консультации в украинских правоохранительных органах и Интерполе позволили бы избежать подвоха. Впрочем, зачем идти на дополнительные траты, оплачивать недешевые услуги консалтинговых фирм, суетиться, собирать и анализировать информацию? Разве хоть один посредник, «сплавивший» украинское судно или морской экипаж на службу к контрабандистам или перевозчикам «живого товара», пострадал, ответил по закону за причиненный имиджу Украинской державы ущерб? И разве есть такой закон? То-то и оно!