НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ ВЛАДЕЛЬЦАМ КРИМИНАЛЬНЫХ ЗАГРАНСЧЕТОВ ПРЕДЛАГАЕТСЯ РАСКОШЕЛИТЬСЯ

Автор : Василий Михайлов
07 мая 00:00

Капитаны одесского теневого бизнеса, владеющие валютой на счетах в загранбанках, - в растерянности...

 

Капитаны одесского теневого бизнеса, владеющие валютой на счетах в загранбанках, - в растерянности. С одной стороны, вряд ли грозит реальными последствиями прозвучавшее 30 апреля предостережение облпрокурора Михаила Косюты - о необходимости добровольного возврата незаконно вывезенной валюты. А с другой - как знать, что кроется за неожиданной инициативой, обнародованной на расширенной коллегии облпрокуратуры? Может, и впрямь нелишне перепроверить надежность финансовых операций? Трудно поверить, что государственный советник юстиции 3-го класса как образцовый передовик производства былых времен стал бы инициировать кампанию за возврат многомиллионных капиталов, не получив на то указания самого Михаила Потебенько. Впрочем, а какая еще имеется альтернатива накануне президентских выборов у власти, организовавшей экономику недоверия, породившую, в свою очередь, массовую утечку капиталов в зарубежные банковские структуры? Получается, чуть ли не единственная - попытаться любыми методами заставить капитал «бежать» в обратном направлении. Но так ли легко и просто - сменить эпоху вывоза капитала его ввозом? Пока, можно признать, удался разве что показательный прокурорский разнос, устроенный некоторым руководителям правоохранительных и контролирующих структур за непринятие жестких мер к предприятиям-нарушителям внешнеэкономического законодательства. Хотя непреложным фактом остается и то, что райпрокуроров, ревизоров да инспекторов разных мастей захватили, что называется, «врасплох». Что могли ответить на резонные прокурорские замечания люди, ранее ориентированные начальством преимущественно на сбор и фиксацию цифири о нарушениях в сфере внешнеэкономического законодательства? Да, нарушений, именуемых в иных европейских странах преступлениями, - тьма, а судебных исков - единицы. Об эффективности, разумеется, лучше и вовсе не спрашивать - на это, собственно, никто раньше и «настраивал». Коллегия, впрочем, приняла во внимание это обстоятельство. «Никаких оргвыводов и кадровых перетасовок по итогам обсуждения вопроса не предусматривается», - заверил автора этих строк в перерыве работы коллегии облпрокурор М.Косюта.

Резко усилить надзор за соблюдением законности при осуществлении экспортно-импортных операций бизнес-структурами - таким было суровое и недвусмысленное решение-требование коллегии ко всем участникам. От руководства областных структур Нацбанка, СБУ, МВД до налоговиков и таможенников. Отныне, дал понять облпрокурор, никому не удастся безнаказанно «уводить» из государственной в частную собственность ни торговые суда, ни самолеты, ни пресловутые валютные средства, что раньше беспристрастно фиксировалось блюстителями законности. Причем, как гневно заметил М.Косюта, во всевозрастающих объемах. «80-90 процентов валютных средств, извлекаемых в результате экспортно-импортных операций, остаются за границей на банковских счетах иностранных и отечественных фирм, совместных и инвестиционных предприятий, - констатировал облпрокурор, клеймя позором непатриотически настроенных местных предпринимателей-нуворишей. - К тому же, по официальным данным Генпрокуратуры, объемы «невозврата» валюты из года в год увеличиваются и уже превысили 15 миллиардов гривен, включая 70 миллионов гривен, принадлежащих 256 одесским предприятиям-нарушителям валютного законодательства...».

Время от времени у присутствующих на коллегии, конечно, возникали вопросы: почему же эти и другие вопиющие факты не получали своевременной и надлежащей юридической квалификации? Отчего тех же нарушителей-фигурантов прокурорского доклада не привлекали, например, к дисциплинарной, финансовой, уголовной ответственности? Могло ведь, в принципе, и несколькими годами раньше иссякнуть терпение высших прокурорских чиновников, стоически надзиравших за творимыми беззакониями, однако воздерживающихся от решения и пальцем тронуть всемогущих бизнесменов-беспредельщиков. Чем объяснить тот феномен, что прежде на их многомиллионные финансовые «проделки» смотрели сквозь пальцы? Не за один же месяц и не в течение одного года появились в десятках загранбанков счета свыше двухсот одесских фирм, на которые перекачивалась валюта, заработанная отечественными производственниками. Как тут не вспомнить ответ начальника облуправления Нацбанка Украины Михаила Азарова на вопрос председательствующего на коллегии: «Сколько же одесских предприятий имеют лицензию Нацбанка на осуществление финансовых операций за пределами Украины?». Оказалось, «законных» субъектов внешнеэкономической деятельности всего шесть: Черноморское и Украинское Дунайское пароходства, производственное управление «Азчерморпуть»... Почему же тогда остальные фирмы не привлечены к ответственности за нарушения валютного и внешнеэкономического законодательства? «Видите ли, я думаю, что прерогатива привлечения к ответственности руководителей предприятий-нарушителей принадлежит именно органам правоохранительным и надзирающим за соблюдением закона», - парировал очередной вопрос из президиума начальник облуправления Нацбанка. А со стороны Нацбанка, уточнил М.Азаров, по зафиксированным нарушениям Закона Украины «Об осуществлении расчетов в иностранной валюте», Указа Президента «О регламентировании бартерных операций во внешнеэкономической деятельности» и других нормативных актов приняты меры финансового воздействия к руководству предприятий и финансовых учреждений: за минувший год по итогам 36 проверок взыскано 104 тысячи гривен в виде штрафных санкций. «О выявленных фактах грубых нарушений законодательства также письменно сообщено в семь разных государственных и контролирующих инстанций, указывалось также на необходимость пристального внимания к субъектам-нарушителям, - заметил банкир. - Но - увы! - наши письма не были удостоены ни одним ответом...»

Добиваясь, кстати, реагирования на письма, касающиеся взысканий штрафов за задержку возврата валюты от многих зарубежных деловых партнеров одесских фирм, М.Азаров однажды решился прямо обратиться по этому поводу к начальнику управления областной налоговой администрации Николаю Палатному: речь ведь о многих миллионах гривен. «Ответ был таков: мы эти вопросы не решаем - это компетенция высших государственных органов», - с горечью констатировал банкир на коллегии итоги безуспешного «поиска концов».

Но, что самое поразительное, подобные эпизоды «взаимопонимания» и «взаимодействия» между сотрудниками и руководителями контролирующих и надзирающих государственных органов, оказывается, вовсе не исключения. Чем больше усложняется экономическое положение большинства предприятий, чем больше обнаруживается фирм-нарушителей валютного законодательства, тем напряженнее становятся отношения и между «смежниками-контролерами», например, областной Налоговой администрацией и Черноморской региональной таможней. «Обидно, когда перед участниками коллегии нас пытаются выставить чуть ли не главными нарушителями закона, - адресовала упрек облпрокурору начальник управления валютного контроля областной госналогадминистрации Регина Прохоренко. - Вовсе не наша, считаю, в том вина, что прокуроры районов или городов не принимают надлежащих мер реагирования к ряду фирм, осуществляющих незаконные финансовые сделки. Поскольку часто ни таможня, ни Нацбанк, ни налоговая администрация даже не подозревают об этих сделках с зарубежными деловыми партнерами. Если не поступает информация и от правоохранительных органов, валюта бесследно исчезает...»

Но бывает и так, что налоговики по нескольку раз сигнализируют прокуратуре о грубых валютных нарушениях, а блюстители законности их в упор не замечают. Трудно понять, чем, к примеру, руководствуется прокуратура Овидиопольского района, не принимая мер к руководству мощного предприятия «УкрРосГаз», отгрузившему еще в 1997 году зарубежным партнерам на 12 миллионов гривен промышленной продукции, но до сих пор и не возвратившего валютную выручку в Украину и уклоняющегося от налоговых отчислений в бюджет. «Мы сообщали об этом и в государственную администрацию, и в надзорные инстанции, но письма остаются без реагирования», - заключила Р.Прохоренко. Подобные взаимоотношения сложились и между руководством АО «Краян», с одной стороны, и райпрокуратурой да госналогадминистрацией Малиновского района Одессы - с другой. Объем невозвращенных валютных ценностей «Краяном» составляет почти полтора миллиона гривен. Информируя об этом районного прокурора Юрия Кириллина, налоговики просят принять надлежащие меры воздействия к администрации «Краяна». Но пока тоже тщетно - прокуратура многие месяцы «определяется»» в том, как заставить заводских хозяйственников вернуть из Италии валютные ценности. Ведь и территория Апеннин для них вроде не чужая - там создано и действует дочернее предприятие...

Кстати, подобными «технологическими» схемами уклонений от возврата валютных средств, как выяснилось на заседании коллегии, пользуются десятки предприятий. А ведут внешнеэкономическую деятельность свыше двух тысяч бизнес-структур Одесщины. Об объемах заключаемых сделок могут свидетельствовать хотя бы такие цифры: в минувшем году экспортировано продукции на 890 миллионов долларов, импортировано - на 548 миллионов. Десятки предприятий учреждены с участием иностранных инвесторов - из 85 стран Европы, Азии и Америки. Кто не сумел создать СП либо дочерние фирмы, умудряются находить «понимание» своих трудностей со стороны тех же сотрудников Черноморской региональной таможни и других контролирующих ведомств. Видимо, именно в силу этих обстоятельств информация о перемещении через границу меньших или больших партий товаров иногда поступает в госналогадминистрации с опозданием на несколько месяцев. Налоговикам в таких случаях, собственно, ничего не остается, как потребовать с владельцев товара солидную пеню: сейчас суммарная задолженность по этому показателю составляет примерно полтора миллиона гривен. Показательно, что к разным предприятиям-должникам и требования райпрокуратур - совершенно разные. Некоторым, скажем, удается многие месяцы и годы безнаказанно уклоняться от возврата валюты со счетов загранбанков. К примеру, валютная задолженность одесских фирм «Нидем», «Интерконтакт», «Ювилент» и других уже колеблется от миллиона до полумиллиона гривен. Какие меры принимают к нарушителям? Ну как же - прокуроры вовсю критикуют руководство фирм, требуют погасить задолженность и т.п. Наиболее характерные примеры «жесткого» прокурорского реагирования - направления предписаний нарушителям валютного законодательства. «Как следствие - реальное влияние надзорной инстанции падает, количество нарушений в районе неуклонно увеличивается, а суммы возврата валюты достигают 10-15 тысяч гривен», - так прокомментировал подобный подход один из участников коллегии. Правда, председательствующий на коллегии М.Косюта привел более «благополучный» общеобластной показатель - при валютной задолженности в 70 миллионов гривен прокурорское реагирование содействовало погашению 2,3 миллиона...

А в заключительной части «мобилизационного» доклада о текущем моменте на фронте борьбы с криминальным бизнесом госсоветник юстиции 3-го класса прямо провозгласил: «Нынешняя коллегия облпрокуратуры должна стать началом масштабной, целенаправленной и согласованной работы всех контролирующих органов, ведомств и прокуроров по наведению порядка и законности в сфере внешнеэкономической деятельности». Это очень важно, подчеркнул председательствующий, «и для региона, и государства в целом. Прокурорский надзор и ведомственный контроль должны стать самыми жесткими и принципиальными, осуществляться вопреки любым авторитетам и должностным персоналиям, а также покровителям в высоких государственных или областных инстанциях...»

М.Косюта не счел нужным вдаваться в подробности, что мешало вести беспощадную борьбу с обнаглевшими нуворишами в минувшие годы, а не начинать ее буквально в канун президентских выборов. Но довольно четко очертил цели и контуры инициируемой кампании за возвращение в Украину незаконно осевших в загранбанках капиталов. Получив в свое распоряжение «средства, находящиеся в обороте между субъектами внешнеэкономической деятельности (а это сотни миллионов и даже миллиарды гривен), - заметил облпрокурор, - государство могло бы существенно улучшить старт экономики - направить их для подъема товарного производства и на нужды социальной сферы». Это, можно добавить, тем более резонно, что еще пять лет тому назад действующий гарант Конституции твердо обещал избирателям покончить с изрядно надокучившим отечественным криминалитетом, причем назывались, насколько помнится, и предельно сжатые сроки. Но, как говорится, одно дело предвыборные посулы, а совсем другое - разрушение олигархических кланов, тем более сверхлояльных к власти. Именно поэтому, как можно предположить, на коллегии не особо акцентировалось внимание на обстоятельствах и царящей правовой атмосфере, позволившей, к примеру, одесским бизнесменам «от авиатранспорта» осуществить и внешнеэкономическую операцию по отчуждению трех отечественных «ЯК-40». Когда уже подводили итоги удачной сделки, одно из правовых ведомств все-таки вмешалось - операция-то, выяснилось, была незаконной, оттого нескольким одесситам так и не посчастливилось пополнить местный клуб особо преуспевающих семейств...

Принявшие участие в работе прокурорской коллегии председатель парламентского комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью Юрий Кармазин и председатель областного арбитражного суда Борис Вихров привлекли внимание присутствовавших к последствиям внешнеэкономических сделок в области морского транспорта. «Давайте поразмыслим, - предлагал Б.Вихров, - на что рассчитывали менеджеры одной из наших судоходных компаний, заключая в 1997 году кредитный контракт с иностранным банковским учреждением на 2,2 миллиона долларов США для ремонта теплохода «Тарас Шевченко»? И сам же отвечал: «Да любому здравомыслящему человеку, мало-мальски разбирающемуся в экономике морского транспорта, с самого начала было ясно, что это кредит в никуда, поскольку без исполнения долговых обязательств перед иностранными партнерами Черноморским пароходством морскому лайнеру заранее уготована судьба оказаться арестованным за долги в первом же иностранном порту...»

Само же Черноморское пароходство привела к агонии банкротства, по мнению председателя парламентского комитета Ю.Кармазина, экономическая политика нынешнего «реформаторского» руководства Украины. Что касается контракта по «Тарасу Шевченко», заметил народный депутат, то у экспертов нет сомнений - результатом сделки должно было стать отчуждение теплохода, стоимость которого составляет 11 миллионов долларов, за 2,2 миллиона. Хуже всего, что подобных внешнеэкономических «наработок» у специалистов Минтранса великое множество. К примеру, нарушены многие статьи законодательства при снятии 104 судов с баланса того же ЧМП, подчеркнул Ю.Кармазин. Вследствие тех или иных незаконных операций за границу «уведено» пароходского имущества на сотни миллионов долларов. «Сначала валютные ценности «уплывали» на Кипр или в Англию, а затем возвращались своеобразными реинвестициями, - продолжал Ю.Кармазин. - Назовем вещи своими именами - отмывание преступно нажитого капитала продолжается и поныне. Именно на его базе учрежден ряд одесских морских фирм на проспекте Шевченко, улице Ришельевской и других».

И это, как явствовало из выступлений, еще не самый худший вариант массовой утечки капиталов за границу. Ибо чаще всего валютные потоки устремляются за пределы страны с «безвозвратным» прицелом - обеспечить в дальнейшем выезд и безбедное будущее их владельцев. И если не изменится нынешний «реформаторский» климат в Украине, тщетны попытки остановить волну незаконного вывоза и оседания за рубежом национальных богатств. Какие нынче приоритеты, скажем, у сотрудников таможенных постов, жизнь которым, как и многим в Украине сущим, отягощают задержки не столь уж высоких зарплат? Один из участников одесской прокурорской коллегии привел самый свежий и красноречивый пример из жизни троих отечественных таможенников. Случилось так, что недоброжелатели одним чохом сожгли ночью их дорогие иномарки. Все ожидали: вот-вот начнут сотрудники милиции допрашивать их знакомых и сослуживцев в поисках виновников преступления. А обошлось все без шума и без следствия. Пострадавшие даже не обращались в правоохранительные органы. И, по мнению коллег, поступили вполне резонно: а вдруг следователь решил бы поинтересоваться, как удалось-то за несколько лет непыльной службы, при 120-гривневой зарплате, накопить деньжат для приобретения лимузинов стоимостью 30-50 тысяч долларов?

Получит ли продолжение одесская прокурорская инициатива - поприжать отечественных владельцев загрансчетов - покажут ближайшие недели и месяцы.