КТО ЗАПЛАТИТ ЗА БАЗАР?

Авторы : Владимир Фоменко, Илья Хоменко
10 ноября 00:00

За рамки приличия вышел конфликт между высшей исполнительной властью Черниговщины и региональной торгово-промышленной палатой...

 

За рамки приличия вышел конфликт между высшей исполнительной властью Черниговщины и региональной торгово-промышленной палатой. Любой исход ситуации будет для властей унизительным: поражение докажет несостоятельность применяемых ими методов. Победа приведет к моральной дискредитации победителей. Такой вывод напрашивается из анализа документальных свидетельств конфликта, а также информации о нем из независимых и непредубежденных источников. Позиция торговой палаты открыта для любого желающего с ней ознакомиться: проведенная ее представителями пресс-конференция это подтвердила. Позиция властей тоже не является тайной и даже зафиксирована документально. Мы постараемся быть максимально объективными: приведем обе точки зрения. И, право же, если у читателя возникнет нехорошее чувство, подобное нашему — ощущение грубой силы, подминающей закон, — в этом не будет нашей вины. Мысли такого рода сами по себе проистекают из сопутствующих обстоятельств противоборства. Обстоятельств, куда более существенных, чем сам конфликт. Не борьба, но то, как она ведется, наводит на воспоминания о временах, когда по негласной команде юстиция, прокуратура, спецслужбы дружно брали под козырек, получая команду на отстрел неугодного, а право становилось «институтом ненужных вещей», разменной фигурой на шахматной доске противостояния.

Черниговская региональная торгово-промышленная палата по рейтингу занимает почетное шестое место среди двадцати восьми торговых палат страны. Согласно статусу, определенному еще четыреста лет назад в Марселе — когда была учреждена первая институция такого рода — и нашедшему юридическое подтверждение в Законе о торгово-промышленных палатах Украины, она не является государственной и вмешательство государственных должностных лиц в ее деятельность недопустимо. Вместе с тем, доход, приносимый ею казне, сопоставим с прибылью от крупного производства. Правовые услуги, товарная экспертиза, высококвалифицированное обеспечение внешнеторговой деятельности... Вряд ли есть смысл перечислять все кирпичики, составляющие фундамент необходимой как воздух стране международной торговли, невозможные или трудноосуществимые без участия этого ведомства. Достаточно сказать: профессионализм экспертов палаты таков, что к помощи их прибегают даже такие государственные инстанции, как таможня, имеющая и своих классных специалистов. Ну да речь не об этом. По закону, должность президента региональной торгово-промышленной палаты, в которую входят ведущие предприятия области, является выборной. На последних выборах подавляющим большинством голосов (62 «за», 3 «против», 9 воздержавшихся) им был избран Ростислав Савченко. Альтернативный же кандидат не прошел... Вполне нормальная ситуация. Но только развитие ее не оказалось, мягко говоря, нормальным. О том, что «прокатившийся на вороных» претендент по каким-то (выходящим за рамки государственной целесообразности) причинам поддерживается областной госадминистрацией, еще до выборов поговаривали. Казалось бы, после волеизъявления большинства членов палаты разговорами этими можно было пренебречь как мнимой величиной. Рассудили-то явно не по сторонней указке. Но тут начались события, свидетельствующие о заинтересованности в противоположном исходе выборов серьезной и располагающей немалыми возможностями силы. Продолжаются они до сих пор. Перечислим их в той последовательности, в которой они происходили.

Для начала на палату обвалилась массированная внеплановая проверка налоговой инспекции. Трое сотрудников почти на месяц практически переключили всю деятельность учреждения на себя, скрупулезно фильтруя финансовую документацию. Трудно сказать, какой ущерб функционированию палаты это нанесло. Результат же оказался смехотворным. Общая сумма финансовых нарушений, обнаруженная проверяющими, составила пять гривен десять копеек за два года.

Не утверждаем, что между этими событиями есть связь, а просто констатируем факт: параллельно со всесторонней налоговой проверкой в Министерство юстиции Украины поступила жалоба заместителя главы госадминистрации Черниговской области Л.Подоляка. Суть письма сводилась к тому, что при регистрации палаты якобы были допущены нарушения, следовательно, государственная регистрация ее должна быть упразднена. Проанализировав обвинения, Министерство юстиции не признало их состоятельными и несоответствий закону в уставе ЧРТПП не обнаружило. Однако напомнило заявителю в ответе за подписью заместителя министра Л.Ефименко (№33-13-166), что «відповідно до ст.4 закону України «Про торгово-промислові палати в Україні» втручання державних органів та їх посадових осіб у діяльність торгово-промислових палат не допускається».

И вот тут в действие вступила инстанция, применение которой в подобных конфликтах, казалось бы, сейчас столь же невозможно, как создание частных карательных формирований по образцу «полиции Круппа» или внесудебных репрессивных органов — «троек». С протестом по поводу принятых на последнем общем отчетно-выборном собрании решений выступила областная прокуратура. Мы располагаем этим документом — протестом за номером 07/1-2000, подписанным исполняющим обязанности прокурора области старшим советником юстиции Б.Скрипкой, и, приступая к подготовке статьи, хотели поначалу процитировать его с исчерпывающей полнотой. Ведь для понимания сути дела вышеозначенный текст исключительно важен, ибо представляет официальную позицию исполнительной власти. В нем отражены все возможные юридические мотивировки незаконности прошедших выборов президента палаты. Признаемся: от пространных цитат отказались исключительно из сострадания к читателю. Слишком уж тяжелым, суконно-канцелярским языком изложено на полутора страницах то, что можно сказать в двух абзацах.

1. Не все из принимавших участие в собрании вовремя уплатили членские взносы. Неуплатившие принимать участие в голосовании не имели права.

2. Председательствующим на собрании выбрали человека, уволенного к тому времени с должности. Следовательно, он не мог представлять в палате свое учреждение.

Вот и все основания для прокурорского протеста, каковой «...зупиняє дію опротестованого акту і підлягає обов’язковому розгляду у 10-денний термін після його надходження. Про наслідки розгляду протесту в цей же строк повідомляється прокурору».

Наша юридическая квалификация не позволяет оценивать эти резоны. Однако изучившие изложенный выше материал специалисты сочли, что он основан на произвольных толкованиях устава палаты и, мягко говоря, небесспорен. «Притянут за уши!» — как, не стесняясь диктофона, фыркнул один из юрисконсультов.

Законодательного акта, который регламентировал бы порядок выплаты взносов членами торгово- промышленной палаты, в природе не существует. Есть только внутренний нормативный документ, который не предусматривает автоматического исключения членов за некоторую задержку уплаты и не исключает возможности последующего погашения задолженности. Но даже если предположить, что все пятнадцать должников отдали свои голоса за Савченко, и исключить их из числа проголосовавших — все же на его стороне «победа нокаутом», абсолютным большинством в сорок семь голосов, хотя по закону достаточно было бы и тридцати.

Сейчас дело о признании незаконным собрания рассматривается в суде. В первой судебной инстанции торгово-промышленная палата процесс проиграла. При этом судом Новозаводского района Чернигова был создан любопытнейший юридический прецедент: его решением регламентируются действия негосударственного учреждения, защищенного законом от вмешательства государства в его дела. Впереди — еще один суд. От прошедшего судебного заседания повеяло чем-то давно позабытым: журналистам не разрешили пользоваться телекамерами и диктофонами. Возможно, это запрет действительно обоснован. Вполне может быть также, что каждый из отдельно взятых эпизодов происходящего может иметь какие-то объяснения и вне плоскости конфликта негосударственной институции с властной вертикалью. Но все вместе они складываются в достаточно непривлекательную мозаику. Не хотелось бы верить в это, да очень уж на то смахивает: телефонное право никуда с Черниговщины не ушло, а лишь затаилось на несколько лет, ничем себя до сей поры не проявляя. Мы отвыкли от него, как отвыкают от войн и эпидемий чумы, и даже убедили себя, что оно осталось навсегда в прошлом. Что принцип «триады Монтескье» — независимости судебной, исполнительной и законодательной власти — нерушим ныне и присно и во веки веков... Когда-то мы вкладывали именно такой смысл в слова экс-губернатора Черниговщины В.Мельничука (фигуры крайне противоречивой, но счеты ни с кем с помощью правоохранительных органов не сводившей): «Я никогда не давал никому команду «фас»!»

А теперь невольно об ином думается: что с того, что не давал? Значит, принципиальная возможность дать как была в советские времена — так и осталась?

Пожалуй, именно это в конфликте между черниговской региональной торгово-промышленной палатой и госадминистрацией — самое тревожное. Инцидент и сам по себе приобрел уже международный резонанс. И все-таки, с нашей точки зрения он лишь симптом куда более серьезной общественной опасности, умалчивать о которой нельзя.

P. S. К слову сказать: Черниговщина вступает сейчас в полосу жесткой экономии. Начинает в экспериментальном порядке пересчитывать субсидии, уточнять, кому положены и кому не положены льготы. Это — инициатива местных властей. Однако ни малейших признаков экономии не наблюдается, когда речь заходит об инцидентах такого рода, как вышеописанный. Недели фронтальных проверок, парализованная работа не лишнего в деловой жизни области ведомства, множество должностных лиц, втянутых в войну с той и другой стороны... Интересно, сколько это удовольствие стоит? Никто не знает. А заплатит за шоу, как водится, налогоплательщик.