КТО ВЫ, ГОСТИ-ГОСПОДА?!

Автор : Лада Сафонова
04 февраля 00:00

Под Рождество зарубежные СМИ смаковали очередную «утку». Украину безосновательно обвиняли в нарушении санкций ООН и поставках оружия повстанческому движению УНИТА в Анголе...

 

Под Рождество зарубежные СМИ смаковали очередную «утку». Украину безосновательно обвиняли в нарушении санкций ООН и поставках оружия повстанческому движению УНИТА в Анголе. Претензии серьезные, поэтому Киев немедленно откликнулся на них обстоятельным опровержением.

Прошлым летом в соответствии с постановлением Службы безопасности Украины за нарушение сразу нескольких статей Закона «О правовом статусе иностранцев» за пределы государства выдворен гражданин одной из стран дальнего зарубежья. В аэропорту «Борисполь» была произведена еще одна эффектная процедура — в его национальном паспорте проставили специальные штампы: «Нежелательная персона» и «Запрещен въезд в Украину в течение пяти лет».

Это мера далеко не символическая. Незадолго до этого еще один иностранец, которому за шкодливость во время пребывания в Украине и чрезмерное любопытство в свое время были проставлены в документах такие же отметки, попытался все же въехать в нашу страну. Разумеется, его отправили восвояси прямо на границе, да еще и после весьма нелицеприятной беседы с сотрудниками украинской спецслужбы.

Учитывая тот трепетный пиетет, с каким мы испокон веков относимся к иностранцам вообще, многое им прощая, уже можно смело предположить, что «свежевыдворенный» чужеземный гражданин, гостя у нас, умудрился изрядно отличиться. Выясняется, что внимание украинских контрразведчиков иностранец П. привлек тем, что интересовался деликатной для каждого государства сферой — производства вооружений и военной техники. То есть теми проблемами, которые неусыпно и тщательно контролируются спецслужбой. И не только потому, что собственно похищение наших военных технологий грозит прямыми убытками украинской «оборонке» и госбюджету. В этой святая святых державы всякое сказанное слово усиливается эхом (которое, кстати, умеет менять прозвучавшие изначально акценты на противоположные), а всякий шаг имеет вполне реальную стоимость. Потому в этой области все отношения, нанизываясь на основной стержень меркантильного интереса державы, наполнены таким количеством условностей и взаимоограничений, которое сравнимо лишь с вычурностью этикета английского королевского двора.

Итак, этот господин до своего выдворения из Украины неуклюже попытался внедриться в сферы украинского оружейного бизнеса. Появление в контексте значительных контрактов шумного «слона в посудной лавке» сразу вызывает рябь на той иллюзорной глади, которая надежно скрывает все основные и неосновные течения торгово-оружейных процессов. Особенно, если этот «слон» предлагает потенциальным компаньонам только «кота в мешке» — иноземец жонглировал многонулевыми суммами, ссылался на влиятельных знакомых, но конкретики всячески избегал. Жадность дилетанта? Желание подмочить репутацию украинской стороны на оружейном рынке слушком о якобы ее готовности вести какие-то тайные переговоры за спиной партнеров? Похоже, статист немного переигрывал...

Военно-техническая тема настолько тесно переплетена с военно-политической, что по отдельности их в современном мире как бы и не существует. Здесь есть деловое партнерство и молчаливое соперничество. Есть контролируемые мировым сообществом ограничения (например, по распространению товаров и технологий, которые могут быть использованы для изготовления оружия массового уничтожения, средств его доставки и товаров военного назначения). А невинные торговые обязательства мирного времени назавтра вдруг могут приобрести двусмысленный характер по причине вызревания в интересующем регионе новой «горячей точки». Кстати говоря, дельцов, пытающихся примазаться к спецпоставкам, в отличие от соответствующих государственных структур, абсолютно не интересует, в чьих руках в конечном счете «заговорит» оружие украинского происхождения.

Да, одна из функций оружия — быть очень выгодным товаром. Но его специфика позволяет заимствовать для маркетинговых мероприятий и кое-что из арсенала лукавых политических манипуляций и на фоне динамичной картины международных отношений очень выгодно их использовать. Ведь каждый левый «ствол», появившийся в недозволенном месте и умело заряженный мастерами СМИ, отлично стреляет по репутации страны-производителя.

В последнее время в зарубежных средствах массовой информации нередко появляются публикации о проявившихся, по утверждению авторов, следах украинского оружия в местах вооруженных конфликтов. В частности, муссируется неприятная тема возможных поставок в «проблемные» страны Африканского континента. Косвенным доказательством того, что «факты» об украинских танках и вертолетах на полях далеких сражений не подтверждены проверенными данными, а то и злонамеренно сфабрикованы, служит уже то, что большинство подобных обвинений анонимны и под видом сообщений информагентств запущены кем-то в сети Интернета.

Несмотря на голословность «бесхозных» утверждений, они провоцируют негативную реакцию на международной арене. Украинские оружейные компании вполне освоились на мировом рынке и с каждым годом увеличивают объемы экспорта. И это не всем нравится. Общеизвестно, что Украина поддерживает деятельность всех международных режимов контроля, инициативы и действия меж- дународных органов, государственных структур различных стран по обеспечению надежного и эффективного контроля за экспортом вооружений, услуг. Украина неоднократно демонстрировала это на деле путем обеспечения эффективного контроля за нераспространением оружия массового уничтожения и средств его доставки, за международными передачами обычного вооружения и военной техники, координируя свои действия как на двустороннем, так и на многостороннем уровне.

Примеров успешных контрразведывательных операций в сфере ВТС немало. Недавно сотрудники украинской контрразведки выявили в Украине дипломата-разведчика, который пытался в обход санкций Совета Безопасности ООН приобрести в нашем государстве технологии производства приборов двойного назначения, организовать выезд противоправным путем за рубеж на работу специалистов военной отрасли. В связи с этим ему пришлось досрочно возвратиться на родину не по своей воле. Двое других служащих иностранной фирмы были выдворены за пределы Украины, будучи уличенными в специфическом интересе к отдельным образцам украинской военной техники. Тогда же сотрудники департамента контрразведки СБУ пресекли противоправные действия гражданина одной из стран Ближнего Востока — студента киевского вуза. Он пытался приобрести документальные материалы в сфере модернизации военной техники. За эти действия иностранец был выдворен из Украины.

Контрразведчиками СБУ была получена оперативная информация о намерениях одной из «проблемных» стран закупить в Украине комплектующие для Т-72. Были взяты под контроль все заключаемые контракты по аналогичным номенклатурам танковых комплектующих. Таким образом в поле зрения украинской спецслужбы попал контракт, заключенный с некой иностранной фирмой, именно на такой перечень изделий, правда, якобы по заказу оборонного ведомства Йемена. Удалось установить, что директор названной фирмы предоставил украинской стороне поддельный сертификат конечного пользователя. Комплектующие к танкам должны были отправиться самолетом из Украины в страну, в отношении которой действуют международные ограничения по сотрудничеству в этой сфере. СБУ немедленно приняла меры по аннулированию контракта. Директору-проходимцу закрыт въезд в Украину. О его попытках организовать нелегальные поставки товаров военного назначения по поддельным документам были тут же информированы страны—участницы Вассенарской договоренности.

По фиктивным документам пыталось переправить за границу продукцию, реализация которой подлежит контролю, и руководство двух винницких фирм, представленное армейскими генералами в отставке. Несколько раз они пытались «протолкнуть» через Госэкспортконтроль Украины поддельные сертификаты доставки автомобилей МАЗ-543 и МАЗ-547 в Египет. На самом деле техника предназначалась для страны, в отношении которой действуют международные ограничения по поставкам вооружений, а эти тягачи, как известно, легко переоборудуются в шасси для ракетных пусковых установок. Бывшие военачальники в поисках подходящих МАЗов посещали базу ликвидации и хранения ракетно-артиллерийского вооружения, кстати, в компании с гостями из той самой страны. Правда, иностpанцы ожидали за забором, — на территорию воинской части их, разумеется, никто не пустил. Ну а генералов принимали как полагается. Поставка грузовиков и двигателей должна была осуществляться через третьи страны. Истинного получателя грузов контрразведка установила как раз вовремя, и ущерб интересам Украины удалось предотвратить.

Разумеется, продажа кем бы то ни было вооружений в «горячие регионы» находится под особым вниманием международного сообщества, и малейшие, даже анонимные намеки на неафишируемые «украинские» поставки влекут за собой обращения стран—участниц Вассенарской договоренности к Украине за соответствующими разъяснениями. Ответ-опровержение в таких случаях украинская сторона всегда дает исчерпывающий и документально обоснованный, с привлечением информации о фирмах-спецэкспортерах. В последнее время достаточно полно принимаются на межгосударственном уровне меры и по профилактике нежелательного реэкспорта спецгрузов, проследовавших через Украину транзитом. В таких случаях наша страна настаивает на получении сертификата конечного потребителя и, как видно на конкретных примерах, очень внимательно изучает их на предмет достоверности. А появление невыверенных сведений даже в таких солидных изданиях, как «Монд» и «Таймс» — не что иное, как целенаправленные попытки скомпрометировать Украину на рынке вооружений.

Иностранный гость, о котором шла речь в начале статьи, и чьи «деловые» переговоры в Украине закончились так несолидно, на поверку оказался бизнесменом, не имеющим отношения ни к государственным структурам, ни к фирмам, занимающимся торговыми операциями с оружием в стране, откуда он прибыл. Вести серьезные переговоры, которые он пытался инициировать в Украине, официально ему никто полномочий не давал. Под видом обсуждения коммерческих проектов иностранец пытался выведать некоторые данные, характеризующие потенциал военно-промышленного комплекса Украины, тактико-технические характеристики боевой техники и оснащения Вооруженных Сил Украины. Особо привлекали его внимание специфические сведения, которые давали бы возможность точно спрогнозировать основные направления политики нашей страны в военно- технической сфере, особенно ценовые ориентиры Украины на мировом рынке. Он старался крутиться поближе к осведомленным в данных вопросах людям, обволакивая их своим «коммерческим» обаянием, стараясь перевести шапочное знакомство на неформальную основу. Несколько раз ему действительно удалось встретиться с военными чиновниками серьезного уровня в обстановке «без галстуков», но, слава Богу, без последствий для Украины. Как обоснованно подозревают контрразведчики, выуженную в задушевной атмосфере информацию коммерсант обычно использовал в своих бизнес-интересах, разумеется, не в пользу новых «друзей». Более того, сам факт «каких-то» переговоров с украинской стороной мог стать пищей для досужих домыслов и новых обвинений. Как стало известно, этот бизнесмен и раньше неплохо зарабатывал, играя роль эдакой «подсадной утки» — проводил со спецэкспортерами и в других странах подробные отвлекающие переговоры о возможных закупках военной техники, тем самым открывая дорогу к настоящему, действительно привлекательному контракту своим работодателям. Вот только доказательств его мошенничества пока недоставало. Украинские контрразведчики первые столь решительно указали ему на дверь...