Контрабанда на высшем уровне. Обнародованы некоторые обстоятельства закрытого судебного процесса по обвинению экс-сотрудника СБУ в контрабанде крылатых ракет в Иран

Автор : Оксана Лысенко
04 марта 00:00

В ответ на депутатский запрос Григория Омельченко о незаконной продаже за рубеж военного имущест...

 

В ответ на депутатский запрос Григория Омельченко о незаконной продаже за рубеж военного имущества и оружия должностными лицами ГК «Укрспецэкспорт» и Службы безопасности Украины адвокаты единственного пока что обвиняемого в этом деле — Владимира Евдокимова — рассказали об обстоятельствах судебного процесса. Как заявил «ЗН» адвокат Богдан Ференц, он соглашается с утверждением Г.Омельченко о том, что виновные в этих событиях не установлены и остаются вне ответственности. По его словам, заявление Омельченко о том, что Евдокимов выполнял во всей сделке «второстепенную роль», также не соответствует действительности. «ЗН» предоставило слово обеим сторонам, надеясь, что фактические обстоятельства этого дела, даже в изложении заинтересованных сторон, являются важными в контексте усиленного внимания общественности к проблеме возможной продажи Украиной крылатых ракет третьим странам.

Напомним, что в январе нынешнего года народный депутат Григорий Омельченко обнародовал на сессии Верховной Рады Украины депутатский запрос к генпрокурору С.Пискуну и председателю СБУ И.Смешко о предоставлении Верховной Раде Украины полной информации об обстоятельствах незаконной продажи за границу военного имущества и крылатых ракет в 1999—2001 годах должностными лицами Государственной компании «Укрспецэкспорт» и Службы безопасности Украины. На основании полученной информации он отсылает депутатское обращение к Президенту Украины Виктору Ющенко. Оба документа становятся достоянием общественности. По словам защиты, некоторые обнародованные материалы досудебного следствия к тому времени еще не были исследованы судом.

Как отмечает Григорий Омельченко, рассмотрев его депутатский запрос, Служба безопасности Украины сообщила, что в 2004 году ею «виявлено та припинено діяльність міжнародної злочинної групи торгівців зброєю, які намагалися незаконно вивезти за межі України 20 крилатих ракет повітряного базування (КРПБ) типів Х-55, X-55СМ виробництва колишнього СРСР (контракт PR-28-1/KE-2000. — Прим. «ЗН»), здатних нести ядерну зброю, та інші товари військового призначення».

17 февраля 2004 года Служба безопасности Украины возбудила уголовное дело по фактам контрабанды крылатых ракет и другого вооружения за пределы Украины.

Григорий Омельченко в своем запросе ссылается на данные, установленные досудебным следствием. В соответствии с обнародованной им версией, события развивались так. В частности, установлено, пишет Омельченко, что в начале 2000 года гражданин России, предприниматель О.Орлов и его представитель в Украине Е.Шиленко предоставили через Государственную компанию «Укрспецэкспорт» ее дочернему предприятию — специализированной внешнеторговой фирме (СВТФ) «Прогресс» — поддельный контракт от имени Федерального государственного унитарного предприятия (ГК) «Росвооружение» и сертификат конечного пользователя якобы от Министерства обороны Российской Федерации на поставку в эту страну 20 крылатых ракет Х-55.

Богдан Ференц, адвокат В.Евдокимова, согласился прокомментировать для «ЗН» ход судебного процесса над его подзащитным в контексте исследованных судом доказательств, поскольку, несмотря на секретность процесса, данные досудебного следствия были обнародованы народным депутатом Григорием Омельченко.

«Наша основная задача — защита интересов подсудимого Владимира Евдокимова, — заметил Б.Ференц. — Но, считаем, заявления о том, что Украина осуществила поставку крылатых ракет и в Китай, и в Иран (а Евдокимова обвиняют по эпизодам поставки в Иран), с патриотической точки зрения, требуют от нас комментариев. Поскольку при расследовании уголовного дела и при обвинении человека прежде всего должен быть предмет (объект) преступления. И самое главное — подсудимый и защитники категорично утверждают, что поставленные в Иран и Китай изделия нельзя считать оружием».

В обращении Омельченко утверждается, что крылатые ракеты были спрятаны на военных складах Министерства обороны Украины, хотя по документам, подписанным высокими должностными лицами министерства, значились как уничтоженные.

Богдан Ференц говорит: «Во-первых, это были изделия 1987 года выпуска. Их временной ресурс — восемь лет. В соответствии с технологическими и техническими инструкциями, продлить их ресурс можно только с участием непосредственно конструкторов завода, то есть технической инспекции. Или с выездом на место хранения этих изделий, или непосредственно на самом заводе. С 1992 года хранение этих ракет, к сожалению, не отвечает требованиям. Из Украины в Россию была вывезена техническая и технологическая документация на эти ракеты, что не предоставляет возможности реализовать их по назначению. Все боевые головки, будем считать — это основная составляющая оружия, отправлены в Россию. Ни одной боеголовки не осталось на территории Украины. Носители этих ракет — самолеты ТУ-160 — также все отправлены в Россию. Продолжительное время материальные ресурсы для содержания, хранения и обслуживания этих ракет нашей украинской армии не выделялись. Именно эти основные факторы свидетельствуют, что и возбуждать уголовное дело, и объявлять с высокой трибуны о поставке, при наличии эмбарго, в третьи страны — это очень ответственно. Названные мною факты четко установлены в суде. В частности, бывший командующий Военно-воздушными силами Украины Виктор Стрельников допрошен в суде, другие военные и не военные специалисты, а также те, кто осматривал в Иране ракеты, утверждают: на ракетах было написано — учебные. Они были разукомплектованы».

Защита настаивает на том, что о поставке крылатых ракет вообще не может быть и речи. «Мы констатируем, что в Иран и Китай не вывозилось оружие, — заявил Богдан Ференц. — Мы называем это «изделия». На основании имеющихся в материалах дела и проверенных в суде доказательств можно говорить о типичном мошенничестве по отношению к намерениям Ирана и Китая, пытающихся получить оружие. То есть договаривались о крылатых ракетах, а вывезли хлам. Поэтому защита и подсудимый логически поднимали перед судом вопрос о проведении судебно-криминалистической экспертизы. Независимо от того, что этих ракет нет, судебные криминалисты, с учетом факторов отсутствия самолета-носителя, боевой части (заряда), окончания временного ресурса эксплуатации, отсутствия фактического технического и технологического обслуживания специзделий, а также наличия свидетельских показаний, имеют полную возможность определиться с оценкой отправленных украинской стороной изделий (предметов)».

«Мы предлагали поднять эти вопросы перед специалистами, о чем было заявлено ходатайство, — говорит Богдан Ференц. — Но суд нам в этом отказывает. У нас есть доказательства (и в суде это было заметно), что сотрудники СБУ прямо влияют на суд, чтобы такую экспертизу не проводили».

О самом же контракте народный депутат Г.Омельченко отмечает: подписанный директором СВТФ «Прогресс» С.Самойленко, он был использован как «прикрытие» для дальнейшего вывоза этих ракет в третьи страны в нарушение требований международного Режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ), членом которого Украина является с 1998 года.

Адвокат Владимира Евдокимова подтвердил: в ходе судебного следствия было установлено, что на соглашении на поставку в Россию в пределах указанного контракта шести крылатых ракет Х-55 от России есть печать ГК «Росвооружение» и подпись без указания фамилии и должности лица. Наличествует и приложение к договору на поставку комплекса наземного оснащения КНО-120. «Мы проанализировали договоры, — рассказал Богдан Ференц. — В дополнительном соглашении на поставку КНО-120 уже указана другая сторона — «Рособоронэкспорт», но печать поставлена ГК «Росвооружение».

«Как произошло, что эти договоры были взяты к исполнению, несмотря на жесткую систему контроля со стороны государства и международных организаций?» — спрашивает адвокат.

«В России никто не задержан, — говорит Б.Ференц. — Поскольку российской стороны в контракте нет. Тогда мы возвращаемся к отчетности. Евдокимов утверждает, что все это сделала российская сторона. От Украины контракт подписал руководитель «Прогресса» Самойленко. Но его допрашивали только как свидетеля в ходе судебного заседания. При очной ставке с Евдокимовым он сказал, что его не знает и все решал с тогдашним руководителем «Укрспецэкспорта» В.Малевым. Почему самолет оказался в Китае и Иране, ему неизвестно. Мы же однозначно установили, что самолет сел в Иране только по приказанию перевозчика — казахской авиакомпании».

Депутат Омельченко отмечает, что в апреле 2000 года О.Орлов и Е.Шиленко с помощью гражданина Украины В.Евдокимова вывезли с помощью авиационного транспорта по поддельным документам шесть крылатых ракет Х-55СМ не в Россию, а в Китай, а за эти ракеты в апреле-мае 2000 года на счет СВТФ «Прогресс» со счета американской фирмы «Technocality INC» в Центральном европейском международном банке (Венгрия) было перечислено 600 тыс. долларов США. Но Сергей Евдокимов, брат обвиняемого, замечает, что эта же фирма Technocality INC была финансовым партнером при реализации государственных контрактов с участием Украины и Ливии, Анголы, Мексики и других стран. Поэтому, считает защитник, тем, что эта фирма названа в контексте незаконной сделки, поставлены под сомнение будущие контракты государства с этими странами.

В деле есть также свидетельство экс-командира военной базы по ремонту и хранению управляемых средств авиапоражений А.Сатановского. Он засвидетельствовал, что в конце 1999 года на территорию военной части приезжала делегация министерства обороны Китая, которая знакомилась с образцами крылатых ракет Х-55 и Х-55СМ на предмет их приобретения. Делегацию сопровождал сотрудник СБУ майор Бурдин.

В уголовном деле, рассматриваемом Апелляционным судом Киевской области, обвиняемому Евдокимову инкриминируется то, что он в мае—июне 2001 года незаконно вывез шесть крылатых ракет Х-55 и комплект оснащения для их проверки типа КНО-120 по поддельным документам не в Россию, а в Иран.

Владимир Евдокимов — один из трех соучредителей и генеральный директор ООО «Укравиазаказ», которое занималось торговлей техникой, запасными частями двойного использования. Адвокаты, ссылаясь на слова своего подзащитного, утверждают, что Владимир Евдокимов был хорошо знаком с тогдашним руководителем «Укрспецэкспорта» В.Малевым, который, зная, что у Евдокимова есть возможность привлечь партнеров к финансированию контракта, обращается к нему с просьбой помочь осуществить предварительную оплату за специзделия и их перевозку. То есть защита говорит, что Евдокимов выступил только финансовым гарантом сделки.

«В действительности есть договор между «Росвооружением» и «Прогрессом». Качество и форма этого договора видны невооруженным глазом, —замечает Богдан Ференц. — И все же он подписывается. Комиссия по экспортному контролю выдает лицензию «Прогресса» на поставку этих изделий. По информации «Прогресса», предоставленной в Департамент авиационного транспорта Минтранса Украины, перевозкой занимается российская сторона, нанявшая казахскую авиакомпанию GST AERO... Мы однозначно установили, что самолет сел в Иране только в связи с приказанием казахской авиакомпании. Ее дочернее предприятие размещено в Объединенных Арабских Эмиратах. Хотя установлено, что владельцем самолета является фирма «Атлас», расположенная на территории Ирана». В соответствии с условиями контракта, выполнение украинской стороной условий договора заканчивалось передачей покупателю специзделий в аэропорту Гостомеля.

«Евдокимов получал от таких операций 15%, — рассказал Богдан Ференц. — Это для него сугубо бизнесовый проект. Как стало известно при расследовании дела, аналогичным образом Евдокимов обеспечивал и поставку первой партии изделий в 2000 году. Ракеты оказались в Китае. Но этот эпизод в предъявлении обвинения Евдокимову не вводится, хотя он фактически помогал финансировать это соглашение с Китаем. Но через год, в мае—июне, проводятся две поставки по такой же схеме по этому же контракту, и уже Евдокимову инкриминируют, что он занимается контрабандой и меняет маршрут самолета. Но ведь изменить маршрут может только владелец самолета и только из своего диспетчерского пункта. Предъявленное Евдокимову обвинение в том, что он изменил маршрут, — надуманное и далекое от реальности. В общем, опираясь на косвенные факты, то есть на основании знакомства с указанными участниками соглашения и исполнения просьбы В.Малева, следствию была предоставлена возможность совершенно безосновательно предъявить обвинение Евдокимову. Для чего это сделано? Я думаю, что это был первый шаг, тактический ход, чтобы с помощью Евдокимова выяснить фактические обстоятельства».

На вопрос, почему украинская сторона была заинтересована в вывозе товара без предоплаты, Б.Ференц ответил: «Это не касалось Евдокимова, руководство «Прогресса» говорит, что всем занимался «Укрспецэкспорт», хотя документально это не подтверждено. Почему так записано — это проблема сторон, подписавших контракт». Сергей Евдокимов говорит, что роль финансового партнера в этой ситуации была очень важной: госбюджет получал средства без задержки, а государство избегало возможных штрафных санкций.

Но, ссылаясь на данные досудебного следствия, Г.Омельченко отмечает, что в 2001—2003 годах В.Евдокимов даже лично организовал с участием иностранных участников преступной группы через кипрскую компанию Volgen Trading Ltd. (основателем и директором которой является гражданин России Г.Шкинев) поездку украинских специалистов в Иран для технического обслуживания указанных ракет. Таким образом, досудебным следствием установлено, констатируется в документе, что в международной преступной группе, которая осуществила указанные незаконные операции по контрабанде за пределы Украины крылатых ракет воздушного базирования, действовали граждане России О.Орлов, Е.Шиленко, Г.Шкинев, гражданин Австралии Хайдер Сарфраз, гражданин Украины В.Евдокимов. По свидетельству В.Евдокимова, пишет Омельченко, тогдашнему генеральному директору ГК «Укрспецэкспорт» В.Малеву было известно, что крылатые ракеты вывозились не в Россию, а в другие страны и что для этого использовались фиктивные документы. Известно, что Евдокимов встречался накануне поставки «изделий» в Иран с гражданином Австралии Хайдером Сарфразом в Венгрии. Он должен был получить гарантии того, что его средства будут возвращены. Знал ли он, что речь идет о незаконной продаже оружия в Иран? Следствие отвечает утвердительно.

Защитники Евдокимова убеждают, что их подзащитный узнал, куда именно было отправлено оружие, только когда деньги, перечисленные им в качестве предоплаты за поставку, ему не вернули. «Как выяснилось затем, это случилось из-за того, что у получателей возникли претензии к специзделиям, — говорит Богдан Ференц. — То есть, что это было не то, что они заказывали. Когда, в соответствии с дополнительным соглашением, отправлялся комплекс наземного оборудования КНО-120, Евдокимов как пассажир садится в этот же самолет, чтобы вернуть деньги. Он утверждает, что не знал, что самолет летит в Иран. У него не было визы в эту страну».

«Он прибыл в аэропорт, но ему не дали возможности перемещаться, — настаивает Сергей Евдокимов. — Спустя некоторое время его выпроводили из страны. Он вернулся в Украину через Стамбул, поскольку визу там можно получить в аэропорту. Он связывается с Хайдером Сарфразом и Шкиневым. И только через год, пока у Сарфраза не возник новый контракт на газовое оборудование, вернул средства и проценты по просроченным платежам». Г.Омельченко же отмечает, что «для прикрытия расчетов за контрабандно вывезенные в Иран ракеты был использован фиктивно заключенный контракт между иранской компанией SATAK Co. Ltd. оf NIOC и предприятием Хайдера Сарфраза S.H. Heritage Holding Limited на поставку газотурбинного оборудования для нефтеперерабатывающих заводов».

До рассмотрения первого, очевидно, в этой сфере уголовного дела главные герои депутатского обращения Омельченко дожили не все. В 2002 году в автокатастрофе погиб руководитель «Укрспецэкспорта» В.Малев. В январе 2004 года, катаясь на квадрацикле, погиб и генеральный директор S.H. Heritage Holding Limited Хайдер Сарфраз.

По ходатайству Службы безопасности Украины, деятельность российского гражданина Г.Шкинева, живущего на Кипре, расследуется правоохранительными органами этой страны. Задержан в Чехии и ожидает экстрадиции гражданин России О.Орлов. По данным Г.Омельченко, его пытались убить в Чехии. Продолжается поиск его подчиненного Е.Шиленко. Есть информация о том, что СБУ открыла ряд уголовных дел, но данные об этом официально не обнародованы. В апреле 2004 года был арестован пока единственный обвиняемый в деле контрабанды крылатых ракет в Иран В.Евдокимов. После проведения досудебного следствия дело по его обвинению выделено в отдельное производство и направлено в Апелляционный суд Киевской области. В октябре было начато рассмотрение дела, продолжающееся до сих пор. Через Г.Омельченко стало известно, что СБУ возбудила еще одно уголовное дело за «пособничество В.Евдокимову и другим лицам в совершении контрабанды» в отношении должностных лиц СВТФ «Прогресс» — директора фирмы С.Самойленко, его заместителя В.Сенина, специалиста О.Бурковского. Расследование в отношении их не завершено в связи с тяжелой болезнью С.Самойленко и необходимостью собрать доказательства, отмечает Омельченко. Но С.Самойленко проходит в уголовном деле против Евдокимова как свидетель.

Г.Омельченко утверждает, что обо всех сделках с оружием знал экс-президент Л.Кучма, и считает, что его действиям также надо дать правовую оценку.

Поскольку дело получило огласку, привлекло внимание международной общественности, особенно в контексте усиленного внимания США к вооруженным программам Ирана, адвокаты Евдокимова настаивают на полном и независимом расследовании. Как сообщил Богдан Ференц, на основании вышеизложенных аргументов он обратился в суд с ходатайством вернуть дело Евдокимова на дополнительное расследование и просил передать дело на расследование в Генпрокуратуру. Как утверждает защита, сотрудники СБУ, непосредственно причастные к исследуемому событию, до сих пор осуществляют его оперативное сопровождение. Защита настаивает, что при таких обстоятельствах дело невозможно расследовать без предубеждения. Адвокатам в удовлетворении этого ходатайства отказали, что они расценили как давление СБУ на суд с целью быстрее завершить рассмотрение дела.

В своем запросе Григорий Омельченко также требовал объективного расследования всех уголовных дел, привлечения всех виновных к ответственности. Он поднял перед Президентом и кадровые вопросы. В частности об увольнении руководителя ГК «Укрспецэкспорт» Шмарова и вообще — о ликвидации этого ГК и создании на его базе государственного концерна «Оборонно-промышленный комплекс Украины». Это и разглашение секретных деталей дела дало основания экспертам выдвигать версии, что речь может идти о переделе сфер влияния на рынок сбыта оружия.

Как сообщили «ЗН» в «Укрспецэкспорте», сейчас продолжается проверка изложенных Г.Омельченко сведений, и до ее окончания отказались от комментариев.

Окончательную оценку аргументам, вынесенным народным депутатом на суд общественности, со ссылкой на данные досудебного следствия и защиты в этом деле, сможет дать только суд. А вот вопрос привлечения к ответственности всех виновных в этом деле находится исключительно в политической плоскости.