КНЯЖЕСТВО НЕПУГАНЫХ АФЕРИСТОВ

11 декабря 00:00

Репутацию средиземноморского княжества Монако, одного из официальных финансовых раев на нашей пл...

 

Репутацию средиземноморского княжества Монако, одного из официальных финансовых раев на нашей планете, грозит подмочить вереница масштабных скандалов, которые случились в этом карликовом государстве за последнее время. В одном из них даже фигурируют две такие разные по калибру автомобильные фирмы, как российский Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) и «Мерседес-Бенц», павшие жертвой одного афериста - немца Герберта Лейдука.

Лейдук обвел вокруг пальца руководителей ГАЗа, которых он пригласил в гости еще в 1990 году. Россияне, рассказывает газета «Монд», тогда подписали два контракта: один напрямую с ним, а второй - с одной из его фирм «ИРС Гонконг» - на поставки 22 тысяч грузовиков по каналам Лейдука. Ротозеи перевели 10 миллионов долларов комиссионных на люксембургский счет ИРС, подтвержденных «гарантийным» письмом со стороны немца. Время шло, но контракты не выполнялись. Тогда ГАЗ подал на него в суд...

Вскоре на удочку того же афериста попался сам «Мерседес-Бенц», который заключил соглашение о поставках в Россию целых 11 тысяч лимузинов для «новых русских» и 400 грузовиков для отечественных Вооруженных сил на общую сумму 870 миллионов долларов. Посредником являлась монакская фирма

ИРСАМ, принадлежащая Лейдуку, которому были выплачены комиссионные в 21,8 миллиона долларов. При этом гарантом на сумму 5 миллионов долларов выступило брюссельское отделение крупного французского банка БНП. Заключенная еще в 1993 году сделка предусматривала, как это ни странно, продажу «мерседесов» в Россию окольным путем при посредничестве 9 оффшорных компаний. На этот раз на 21,8 миллиона долларов Лейдук надул «Мерседес», а следствие по делу все еще продолжается. Оно выяснило, что ИРСАМ обанкротился еще в 1991 году, а все представленные Лейдуком счета и бумаги оказались поддельными.

Другое шумное дело связано с отмыванием капиталов, полученных от торговли наркотиками. Израильский гражданин Моше Биньямин, открывший счет в банке, носящем имя Эдмонда Ротшильда, положил было в него 5,5 миллиона долларов наличными. 100-долларовые сильно несвежие купюры он принес в четырех чемоданчиках и в двух коробках. Проведя небольшое расследование, полиция установила, что Моше заработал эти деньги на торговле кокаином. Приговор был суровым - 12 лет тюрьмы, однако израильтянин обратился в кассационный суд Монако, который должен в ближайшие дни вынести свой вердикт.

Еще один скандал связан с крахом Промышленного банка Монако, который помогал своим клиентам укрывать капиталы от уплаты налогов. После многолетнего расследования его президент - принцесса Изабелла Бурбон-Пармская - была приговорена к тюремному заключению, правда, условному. Кроме того, следствие интересовалось сомнительными финансовыми операциями, в которых был замешан бывший муж монакской принцессы Стефании Даниэль Дюкрюэ, и даже проверяло их совместные счета.

В посвященном мафии докладе французский депутат Франсуа д'Обер назвал Монако одним из мест, куда стремится «грязный» капитал с целью его отмывания. Имея население в 30 тысяч жителей, княжество располагает 50 банками, число которых удвоилось за последние 15 лет. Они в основном специализируются на обслуживании крупных состояний. Для привлечения капиталов богатым иностранным клиентам предоставляются обширные финансовые льготы. Они среди прочего освобождаются от уплаты разных налогов, включая подоходный, и обладают правом создавать так называемые анонимные монакские компании с минимальным капиталом примерно в 200 тысяч долларов. Французская пресса многократно писала о том, что Монако в качестве одного из своих плацдармов избрали и процветающие российские бизнесмены.

Однако финансовые раи, включая монакский, по всей видимости, в скором времени ждут нелегкие времена. Они в последнее время оказались под прицелом исполнительной власти государств - членов Европейского союза (ЕС). Франция и другие страны ЕС намерены вести совместную борьбу с финансовыми раями, предоставляющими возможности для отмывания капиталов и укрывания средств, полученных в результате криминальной деятельности. Если Монако, не являясь членом ЕС, хочет войти в зону единой европейской валюты - евро (а только таким образом княжество может спасти свою банковскую индустрию), оно обязано играть по правилам ЕС. В противном случае ЕС, пишет «Монд», должен изолировать это опереточное княжество, подвергнуть его своеобразному финансовому эмбарго. Единое европейское пространство означает свободное передвижение капиталов, товаров и людей. Нельзя сохранять «Диснейленд для миллионеров», который они используют для мошенничества. В свое время генерал де Голль, чтобы заставить проживающих в Монако французов платить налоги, пригрозил княжеству тем, что отключит ему свет. Тогда на правящий дом Гримальди угроза подействовала. Прецедент, который заслуживает внимания.