История антагонизма

Автор : Владимир Мартин
06 апреля 14:47

Вражда между двумя венгерскими партиями в Закарпатье повышает шансы представителя власти на победу в венгроязычном мажоритарном округе.

 

Национальный праздник Венгрии - годовщину освободительной революции 1848-1849 годов - две венгерские организации Закарпатья на позапрошлой неделе уже традиционно отмечали отдельно. Более того, между ними возник конфликт из-за места проведения торжеств. Одна из сторон, вопреки договоренности, отказалась предоставить конкурентам центральную площадь г. Берегово, застолбив это место за собой. В конце концов выход из ситуации организации нашли, решив отмечать здесь праздник в разное время.

Это недоразумение - только последняя иллюстрация того, что, вопреки общей сплоченности венгерской общины на фоне других этнических меньшинств Закарпатья, мира внутри двух венгерских организаций как не было, так и не намечается.

«Горячие» взаимоотношения

Два венгерские общества в Закарпатье возникли еще на рассвете независимости Украины, с развалом СССР. В 1989 г. было создано Общество венгерской культуры Закарпатья (ОВКЗ), а через два года - Демократический союз венгров Украины (ДемСВУ). Сначала у обществ были разные функции: ОВКЗ представляло только закарпатских венгров, а ДемСВУ - все венгерские организации Украины, в том числе Львовскую и Киевскую. Однако напряжение между ними возникло практически сразу, а со временем отношения переросли в открытую вражду. Сегодня организации возглавляют два «заклятых друга»: ОВКЗ - 44-летний Миклош Ковач, ДемСВУ - 40-летний Иштван Гайдош. Каждый из них в свое время представлял интересы украинских венгров в Верховной Раде. М.Ковач в 1998 г. победил в так называемом венгерском мажоритарном округе Закарпатья (преимущественно охватывавшем венгроязычные районы), работал в комиссии по вопросам национальных меньшинств и входил во фракцию партии «Солидарность», хотя и был внепартийным. И.Гайдош в 2002 г. попал в Верховную Раду по тому же мажоритарному округу и работал в том же комитете. Как член СДПУ(о) он входил в парламентскую фракцию своей партии, однако после оранжевой революции перешел во фракцию СПУ. На следующих «пропорциональных» выборах ни одна из общеукраинских партий не предложила представителям венгров место в своем списке (очевидно, считая, что 150 тыс. украинских венгров - не очень много в масштабах Украины), поэтому они сосредоточились на партийной работе внутри области. Здесь венгерский фактор всегда играл свою роль. Как свидетельствует опыт, официальной власти, какого бы цвета она ни была, легче договариваться с ДемСВУ И.Гайдоша, чьи представители намного чаще представлены во властных структурах. ОВКЗ М.Ковача также время от времени интегрируется во власть (например, его представитель был заместителем председателя облсовета предыдущего созыва), однако этот факт совсем не мешает лидеру организации выступать с очень резкими заявлениями, которые их украинские патриотические организации воспринимают как шовинистические и антиукраинские.

В 2005 г., в связи с изменениями в избирательном законодательстве, согласно которым кандидатов в депутаты могли выдвигать только политические партии, на базе обоих венгерских культурно-национальных обществ были созданы партии под аналогичными названиями. Сегодня ОВКЗ декларирует более 40 тыс. членов, а ДемСВУ - свыше 20 тысяч. Настоящая цена политической силы, как известно, проверяется выборами. По результатам местной избирательной кампании 2010 г. ДемСВУ получил 533 депутата сельских, поселковых, районных, городских и областного советов, а также 41 голову сел, поселков и городов. И.Гайдош уже второй раз стал мэром Берегово (Береговский район - единственный в Закарпатье, где венгерское население составляет большинство). В ОВКЗ в ответ на просьбу ZN.UA не назвали количества своих депутатов разных советов, отметив, что фактически не занимались выдвижением кандидатов в сельские и поселковые советы. Однако, по данным ДемСВУ, их намного меньше - 236 и 9 председателей соответственно.

В то же время пропорциональные выборы в областной совет проиллюстрировали другую тенденцию. ОВКЗ получило 20,5 тыс. голосов, или 3,8% избирателей, и провело трех депутатов. ДемСВУ - 15,5 тыс. голосов (не добрав нескольких сотен до трехпроцентного барьера), однако провел в областной совет четверых депутатов по мажоритарным округам. Эти неравнозначные результаты дают основания каждой из венгерских организаций утверждать, что именно ее больше поддерживает венгерская община.

Общее электоральное достояние венгров могло быть весомым аргументом в масштабах области, однако, за исключением сельских советов (где партийность не имеет значения) и областного совета (где оппозиции нет вообще), две венгерских партии нигде не блокируются. В Береговском районном и городском советах ДемСВУ входит в большинство вместе с регионалами или регионалами и единоцентристами, а ОВКЗ находится в оппозиции.

Статус официального фаворита

Самое удивительное в истории взаимоотношений двух венгерских организаций то, что их сближению не способствует официальная Венгрия, которая, в зависимости от политической ситуации в Будапеште, выбирает фаворитом то одну, то другую сторону. Нынешняя партия власти - Фидес - традиционно поддерживает ТУКЗ, венгерский премьер Виктор Орбан даже публично называл Миклоша Ковача своим другом. В 2001 г. венгерское правительство ввело институт заграничного венгра, удостоверение которого дает в Венгрии определенные льготы. При власти тогда был Фидес, поэтому право собирать документы для получения статуса заграничного венгра получило только ОВКЗ. В 2003 г. к власти пришли социалисты, после чего это право перешло к ДемСВУ. В 2010 г. снова победил Фидес, соответственно, право на сбор документов было отобрано у ДемСВУ и передано в генеральные консульства. Немного иная ситуация с гарантийными письмами венгерских организаций, которые дают возможность получить шенгенскую визу по упрощенной процедуре. Положение об этом было принято Венгрией в 2008 г. при правлении социалистов, наделивших полномочиями выдавать письма как ДемСВУ, так и ОВКЗ. Однако с 2010 г., после победы Фидес, указанное право у ДемСВУ отобрали.

Выяснить причины неодинакового отношения официальной Венгрии к закарпатским венгерским организациям ZN.UA попыталось в генконсульстве Венгерской Республики в Ужгороде. Однако там ответили, что такие разъяснения не в их компетенции. Недавно по этому поводу в местной печати высказался генконсул Венгрии в Берегово Иштван Тот. По его словам, дело в том, что фонд, который финансировал ДемСВУ, не сумел полностью отчитаться за потраченные средства. Глава ДемСВУ И.Гайдош в своем заявлении эти упреки категорически отрицает, объясняя, что все финансовые отчеты подтверждены документально, а настоящая мотивация поведения венгерского правительства - политическая.

ZN.UA обратилось к представителям двух венгерских организаций Закарпатья с просьбой объяснить причину взаимного антагонизма и неодинакового отношения к ним со стороны официальной Венгрии.

Иштван Гайдош, глава ДемСВУ:

- Причин несколько. Во-первых, мы не ищем врагов ни в Украине, ни за ее пределами, ни внутри венгерской общины. Ищем союзников, чтобы решить безотлагательные вопросы украинских венгров. Инициируем попытки наладить сотрудничество между двумя венгерскими организациями, тогда как наши оппоненты выступают за раскол - не признают этого, но на самом деле так и есть. Кроме того, мы не злоупотребляем национальной темой, выступаем против возведения вокруг венгерской общины искусственных стен, которые бы отделяли венгров от остальных закарпатцев, потому что осознаем, что тысячу лет жили вместе с другими национальностями, и хотим жить так и дальше. ОВКЗ делает наоборот - это их линия, идеология. Их руководство иногда озвучивает такие заявления, от которых все просто в шоке. Наши оппоненты почему-то считают себя главными венграми, а нас - второстепенными. И, к сожалению, их в этом поддерживает венгерское правительство. Полномочиями выдавать гарантийные письма для получения виз изначально были наделены обе венгерские организации. Система отлично работала два года в интересах всей венгерской общины, но в 2010 г., после победы Фидес, это право у нас отняли. Причем сделали это перед местными выборами в октябре 2010 г., чтобы повлиять на их результат и продемонстрировать, что в Закарпатье только ОВКЗ решает, кому без лишней волокиты можно посещать историческую родину. Предыдущее, социалистическое, правительство относилось толерантно как к ДемСВУ, так и к ОВКЗ, и это проявлялось в приблизительно равномерной поддержке. Возможно, у нас было на 5% больше. Теперь из 100% помощи, которую Венгрия выделяет закарпатским венграм, 97% получает ОВКЗ и только 3% - мы. Никаких официальных объяснений такого неравноправия нам не предоставили. Венгерская власть ссылается на какую-то проверку ДемСВУ, однако ее результаты засекречены и никому не известны. Относительно всех полученных средств мы полностью отчитались документально. Настоящая причина неодинакового отношения - политическая: официальная власть Венгрии пытается уничтожить конкурента своего фаворита. И это больше всего беспокоит, потому что явно дискриминирует большую часть венгерской общины, разделяет ее на хороших и плохих венгров. Партия Фидес, которая шла на выборы в 2010 г. под лозунгами объединения, на самом деле раскалывает венгров - как внутри Венгрии, так и за ее пределами.

Миклош Ковач, глава ОВКЗ:

- ОВКЗ и ДемСВУ - очень разные, воспринимать их как конкурирующие, но однородные организации, большая ошибка. ДемСВУ - это венгроязычная часть власти. Правда, иногда случаются неоднозначные ситуации, когда не совсем понятно, кто в Закарпатье настоящий хозяин (как, например, теперь). Но в остальных случаях они - просто венгроязычные дружинники актуального босса местной мафии. Сотрудничество между нами невозможно, поскольку власть враждебно относится к венгерской общине, а определенная часть интегрированного в эту власть венгроязычного населения выполняет роль янычар. Враждебность украинской власти проявляется в разных сферах, самая болезненная из них - образовательная. Венгроязычные выпускники не имеют равных возможностей для вступления в вузы, потому что, хотя тесты теперь и переводятся на венгерский язык, сдать экзамен по украинскому языку и литературе наравне с выпускниками украинских школ (изучающих эти предметы по совсем другой программе) у венгров нет шансов. Приведу еще такой факт: использовать венгерский язык как официальный невозможно даже в Береговском районе, поскольку ни один из руководителей РГА не является венгром и не владеет венгерским языком. Теоретически представительство венгров в органах власти должно быть пропорциональным их количеству в области - 12%. Это соотношение не соблюдается, а цифры в силовых структурах и судах вообще ужасают. Очевидно, что украинская власть прилагает огромные усилия, чтобы не дать полноценного политического представительства венграм. Кроме того, совершаются целенаправленные действия для минимизации влияния ОВКЗ. Правда, мотивация здесь не националистическая: дело в том, что власть не переносит неподконтрольных сил. Что же касается отношения венгерского правительства, то оно теперь такое же, как и в первый год правления социалистов в 2003 г., когда они отдавали предпочтение только одной организации. Теперь нас поддерживают больше, но для этого есть основания. ОВКЗ получил больше голосов на пропорциональных выборах в областной совет и в 2006-м, и в 2010 годах. Кроме того, нас можно считать более профессиональными, цивилизованными политиками. А это весомый фактор…

В этом году антагонизм между ОВКЗ и ДемСВУ может сыграть с венгерской общиной Закарпатья злую шутку. Если в ходе всех предыдущих мажоритарных выборов (в 1994-м, 1998-м и 2002 гг.), даже вопреки отчаянной вражде, в «венгерском» округе всегда побеждал кто-то из венгерских кандидатов, то теперь ситуация иная. Границы округов в интересах власти могут быть установлены таким образом, что венгроязычные избиратели окажутся в меньшинстве (интерес к «венгерскому» округу уже проявляют заместитель губернатора и один из братьев В.Балоги, представитель ЕЦ). Выдвижение единственного кандидата значительно повысило бы шансы закарпатских венгров провести в Верховную Раду своего депутата. Однако их нынешние взаимоотношения делают это практически невозможным, чем непременно воспользуется кандидат от власти.