ХОЧЕТ ЛИ ЭТОГО КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

Автор : Людмила Яковенко
29 декабря 00:00

Сегодня Украина стоит перед выбором, по какому пути идти. Вперед в мировое сообщество или назад - в страну очередей, девизов, всеобщего полуголодного существования под красивыми обещаниями светлого завтра...

 

Сегодня Украина стоит перед выбором, по какому пути идти. Вперед в мировое сообщество или назад - в страну очередей, девизов, всеобщего полуголодного существования под красивыми обещаниями светлого завтра.

А как все хорошо начиналось в 1991 году! Украина только что провозгласила независимость и полна была надежд на свободное, динамическое развитие, быстрое вхождение в число экономически развитых стран. На этой волне был принят ряд прогрессивных законов, создавших законодательную базу для такого вхождения. Именно тогда, в 1991-1992 г. г., были приняты законы Украины «Об иностранных инвестициях», «Об инвестиционной деятельности» и ряд других. Этими законами Украина сказала: «Прошлое не повторится. Отныне Украина - цивилизованная страна со стабильным и привлекательным инвестиционным климатом».

Но как сказал философ, «История повторяется дважды: первый раз - в виде трагедии, второй раз - в виде фарса». Оказывается, мы не изменились. Мы не можем гарантировать зарплату бюджетникам, безопасность - шахтерам, пенсию - пенсионерам, а инвесторам - выполнение гарантированных государством обещаний. Пообещав иностранным инвесторам сохранение на 10 лет того законодательства, которое существовало в Украине, государство вдруг стало удивленно спрашивать: «Неужели я это обещало?»... А ведь не только обещало, но и законодательно это закрепило и гарантировало. И это было разумно. В 1992 году, как и во все последующие годы, и сегодня, украинский бюджет не имел (и не имеет) собственных средств для кредитования на льготных условиях своего производителя. Создание совместных предприятий в этих условиях дало бы возможность не только получить (без процентов!) эти средства, но и внедрить современные технологии, привлечь высококвалифицированных специалистов.

Ожидалось, что в течение обещанных 10 лет стабильности и льготного режима эти предприятия создадут материальную базу для новой передовой экономики и начнут давать отдачу. Отсюда будут рабочие места, пенсии - пенсионерам, зарплаты - бюджетникам. Но, как говорится, утром - сеем, вечером - собираем. И не потому, что быстро растет, а просто «очень кушать хочется». Не смогли мы ждать 10 лет. Хочется сразу все забрать и поделить. У наших отечественных предприятий уже все забрали, обложив их такими налогами, что, еще ничего не произведя, они уже должны бюджету астрономические суммы денег. Видя, что с них уже нечего взять, взор обратился к совместным предприятиям: «Может, у них что осталось?». Оказывается, разорить совместные предприятия мешают принятые ранее законы. И хотя их уже отменили, государственные гарантии, данные законом «Об иностранных инвестициях» 1992 года, пока действуют. И тогда возникла «гениальная мысль»: «А может, дать новую трактовку этим гарантиям таким образом, чтобы, фактически не меняя закон, их отменить». А так как трактовку законам дает Конституционный суд, все надежды теперь на него. Но надежды у всех разные. Одни ждут, что Конституционный суд подтвердит, что все, что Украина гарантировала, она выполнит. Другие - что во имя мнимого «пополнения бюджета» Конституционный суд откажется от юридического подхода к практике законов и установит главенство «революционной целесообразности» над законностью. И тогда стрелки исторических часов будут переведены на 70 лет назад. Вспомним историю. 1921 год. Начало новой экономической политики. Голод, разруха. Для выхода из кризиса создана законодательная база, позволившая в кратчайшие сроки создать новые предприятия, рабочие места, восстановить экономику. Однако молодое, но уже советское государство пересмотрело законы, увеличило налоги до такого уровня, что разорило все предприятия. И опять начались голод, разруха и спад экономики. Если сегодня уничтожить остатки легального бизнеса в лице совместных предприятий, то завтра их место на рынке займут контрабандисты, подпольные цеховики и спекулянты. Деньги из украинских банков перейдут в трехлитровые банки, а директора разоренных предприятий за неуплату непосильных налогов выстроятся в очередь за тюремной баландой.

Зато можно будет очень дешево строить Беломорканал, осваивать Целину, поворачивать реки вспять и мечтать о светлом Завтра. Захочет ли этого сегодня Конституционный суд Украины? Хочется надеяться, что нет.