ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ

Автор : Владимир Овдин
17 марта 00:00

Взятка, хабар, вымогательство, шантаж, мзда, подношение, использование служебного положения — чег...

 

Взятка, хабар, вымогательство, шантаж, мзда, подношение, использование служебного положения — чего только не напридумывали правоведы и обыватели, пытаясь определить конкретные криминальные взаимоотношения людей, преследующих определенные, часто прямо противоположные цели. Чисто в житейском плане взяточника понять можно. Как и дающего. Оправдать — вряд ли. По крайней мере, последнее решает суд.

«ПЕРЕКРЫТЫЙ» КИСЛОРОД

Среди всех многочисленных ООО, ОАО и т.д., и т.п. Днепропетровский завод ОАО «Днепрокислород» известен тем, что владельцами 95% акций предприятия являются шведские инвесторы. Помимо продукции, вынесенной в название, производит завод ацетилен, аргон, азот и углекислоту. Почему так подробно перечислен ассортимент, станет понятно чуть позже.

В апреле 1999-го у испытательного подразделения (лаборатории) завода, подтверждающего качество продукции, закончилась аккредитация. Руководители «Днепрокислорода» заранее отправили соответствующее письмо в днепропетровский Центр стандартизации, метрологии и сертификации с просьбой продлить аккредитацию. Центр молчал. Тем не менее, предприятие продолжало продажу продукции, действительно соответствующей всем ГОСТам, подтверждавшейся сертификатами временно нелегитимной лаборатории. Ожидание повторной аккредитации тянулось до декабря прошлого года.

Завод же не мог долго хранить свою продукцию нереализованной, поскольку товар имел свойства улетучиваться в буквальном смысле слова. Комиссия, которую возглавил заместитель директора Центра стандартизации, назовем его Иван Иванович Иванов (идет следствие), подтвердила права вышеозначенной лаборатории. Но за период «незаконной» работы с апреля по декабрь «Днепрокислороду» законно светил штраф, равный стопроцентной стоимости реализованной за это время продукции — свыше 7 млн. гривен.

Иванов, оформив документы задним числом, угрозы разорения мог не допустить. Взамен он потребовал себе 10% от суммы штрафа. Долго ли коротко ли, но, поторговавшись с директором, Иван Иванович скостил сумму до 70 тысяч долларов.

«Будут проблемы — заходи», — сказал на прощанье Иванов, направляясь из автомобиля директора с пакетом, в котором находилась лично пересчитанная им «зелень», в свой офис. Через пару секунд его «повязали».

— В 99 случаях из 100, — считает следователь по особо важным делам Днепропетровской облпрокуратуры В. Котик, — установить факт взятки можно достоверно только с «подачи» дающего. Этот эпизод не стал исключением. А директор «Днепрокислорода», как оказалось позже, сглупила, обратившись в соответствующие инстанции. Финал известен для Иванова и чреват... прежними неприятностями для завода. Все дело в том, что штраф в 7 млн. гривен по-прежнему «висит» на ОАО «Днепрокислород». И попытки прокуратуры в силу объективных причин свести его на нет пока безрезультатны. Так что предстоят два суда на одну тему, но по разным статьям.

АРЕНДНАЯ КОРМУШКА

Официальная такса сейчас есть на все. Как, впрочем, и «теневая». Зачтенный зачет — одна цена, сданный экзамен — другая. Аналогичные нелегальные тарифы существуют на взятые в аренду помещения. Если, к примеру, поднанимается помещение площадью в 200 м2, то, кроме официальной платы, придется конкретно «давать в лапу» главному хозяину сданной вам площади. В Днепропетровске 1 м2 в госучреждении стоит $ 2 в месяц. Это к тому же дает право лонгировать легальные, заниженные изначально проплаты за арендуемые помещения. Буквально в канун Международного женского дня оперативники арестовали проректора Днепропетровского химико- технологического университета. «Наглые» арендаторы задолжали ему лично, исходя из вышеуказанных расценок, 1600 долларов. Набежавшие «проценты» за отсрочку официальных платежей в кассу университета и «моральный ущерб», нанесенный этим деянием проректору, округлили итоговую сумму до $ 2000. Далее, как обычно: заявление, арест, суд.

Боже упаси оправдывать действия бывшего директора завода «Днепробытхим» и влиять печатным словом на суд, но все же.

Несколько лет назад Г. сумел буквально поднять с колен увязшее в долгах предприятие. Более того, сумел наладить производство, расширить ассортимент и, главное, не сократил ни одного человека, кроме прежних горе-руководителей. При этом вовремя платил зарплату. Более того, в последний момент он пресек попытки польских конкурентов за бесценок купить завод. Все есть в официальных отчетах. Причем взятка тогда ему предлагалась намного выше, чем та, о которой пойдет речь ниже. По вышеназванным расценкам получал Г. наличку от руководителя предприятия, производящего тару в арендуемых помещениях «Днепробытхима». Взятка, а именно так инкриминируется Сергею Ивановичу получение денег в размере 6000 грн., от арендаторов послужила поводом для ареста.

Чем отличается «нал» от «безнала» в украинской экономике, объяснять нет нужды. И любой, подчеркиваю, любой руководитель предпочитает порой, в силу объективных обстоятельств, первое второму.

Собственное расследование, проведенное автором этих строк, если не оправдывает действия экс-директора, то многое объясняет. Во-первых, шло планомерное давление различными способами на завод и его руководителя с подачи бывшего руководства «Днепробытхима». Во-вторых, упрямый директор не устраивал «прописавшихся» на заводе арендаторов не только из-за установленных официально расценок на сдаваемые площади. Дело в том, что Г. собирался заключить в ближайшее время договор на производство более дешевой по цене тары с другими производителями. Посему «подставка» вполне вероятна. В-третьих, и это подтверждается авторитетными, но, увы, неофициальными источниками, практически весь «черный нал» планировался на благо исключительно завода, а отнюдь не на личные нужды.

Впрочем, «dura lex, sed lex» — закон суров, но это закон. И отвечать ценой своей несвободы Г. придется.

ВЗЯТКА, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО

Шумно озвученный вначале днепропетровской милицией арест гражданина за получение взятки в размере 15 тысяч долларов, предназначенной «высокому должностному лицу», само «лицо» так и не выявил.

Есть в центре Днепропетровска, на углу улицы Артема и проспекта К. Маркса неработающее ныне помещение Сбербанка. Место под магазин идеальное. Именно его собирался купить некий, ну ничем, кроме денег, не примечательный гражданин.

Проблема заключалась в том, что сие помещение, вернее, часть его, ориентировочной стоимостью порядка 20 тысяч долларов, можно было купить «без шума и пыли», заплатив лишь нужным чиновникам около... 55 тысяч теми же дензнаками. Согласитесь, накладно. Однако нашелся человек, по имени Андрей, тоже ничем не примечательный, кроме обширных знакомств, бывший работник одного из ЖЭУ Днепропетровска. За 15 тысяч долларов он гарантировал получение разрешительной подписи очень высокого должностного лица местного горисполкома на соответствующем ходатайстве. Сбор дальнейших автографов должностных лиц был делом времени, не более.

«Неблагодарный» покупатель «стукнул» куда следует и посредника арестовали возле (символично) днепропетровской товарной биржи.

Разумеется, Андрей молчит. И будет молчать до и после суда. Во-первых, себе дороже. Во- вторых, (сочувствую), но оперативники ГСБЭПа по техпричинам не смогли бы отследить конечный пункт назначенной взятки. В-третьих, любое признание без доказательств сильно смахивает на клевету. В итоге посредник или, в недалеком будущем, по определению суда, мошенник, пропишется на пару лет в одном из заведений департамента по исполнению наказаний.

«Мафия бессмертна», — кричал комедийный персонаж рязановского «Приключения итальянцев в России». Кроме шуток: взятки — тоже.