Что открываем?

Автор : Людмила Кучеренко
21 мая 16:54

Полтавские СМИ широко известили, что 4 мая начальник ГУ МВД в Полтавской области полковник Алексан...

 

Полтавские СМИ широко известили, что 4 мая начальник ГУ МВД в Полтавской области полковник Александр Рудяк принял участие в открытии в селе Веприк Гадячского района обновленного памятника энкаведистам, погибшим в 20—30-х годах прошлого века. В мероприятии участвовали студенты Веприцкого профессионального аграрного лицея, на территории которого и расположено захоронение, местные жители.

Возможно, это событие не приобрело бы столь отрицательного резонанса на Полтавщине, если бы не стало в один ряд с открытием в Запорожье 5 мая памятника Сталину.

Как пишет сайт полтавской областной милиции, обустройство мемориала инвестировал внук похороненного в могиле сотрудника НКВД Дионисия Степанца, российский промышленник-новатор и изобретатель, академик Александр Степанец, когда узнал от родственника о месте захоронения деда.

Во время реконструкции погребения была найдена запечатанная сургучной пробкой бутылка, в которой хранилась вырезка из газеты «Правда України», датированная январем 1967 года, и письмо со списком фамилий 17 человек, покоящихся в братской могиле. Директор лицея Иван Берус утверждает: среди энкаведистов, погибших при не установленных обстоятельствах в 20—30-х годах прошлого века, два начальника районного НКВД, рядовые милиционеры, председатель военного трибунала, комсомолец и некоторые другие жители села.

В то время Веприк был районным центром, а в старом корпусе нынешнего лицея размещался районный отдел НКВД, во дворе которого и хоронили чекистов и членов их семей. Ныне на обновленном памятнике вычеканены фамилии 17 захороненных. В советские же времена его венчала надпись: «Борцам за власть Советов!», а возле самого монумента школьников принимали в пионеры.

Распалась советская империя, архивы поведали правду о годах террора и репрессий, от которой ужаснулся мир, были реабилитированы сотни тысяч невинных жертв тоталитаризма, украинцы наконец-то получили настоящую, а не переписанную по указке советских идеологов историю, наших национальных героев перестали называть предателями... И вот тебе на! Главный полтавский милиционер, недавно вступивший в должность, поехал почтить память энкаведистов, отдавших жизнь в борьбе с украинским крестьянством ради победы коммунизма.

Я вспоминаю экскурсию для журналистов в музей управления СБУ в Полтавской области несколько лет назад (НКВД, кстати, был общей «праматерью» и для КГБ—СБУ, и для милиции). Комсомольские активисты, назначавшиеся на эти должности, обычно не имели образования, зато отличались сверхжестокостью и творческим подходом к перевыполнению планов по уничтожению «врагов народа». Руки большинства из них были по локоть в крови безвинных людей. Потому что жалостливых или пытавшихся размышлять и анализировать приказы, на таких должностях не держали. Большинство их со временем были казнены как «враги народа». Но приуменьшает ли это их вину перед теми, кого они истязали и расстреливали в застенках НКВД и ссылали в Сибирь и на Соловки?

Впрочем, ни один руководитель УСБУ еще не додумался возлагать цветы на могилы руководства и рядовых сотрудников НКВД, даже когда у тех объявлялись высокопоставленные родственники в России. А вот главный милиционер Полтавщины додумался. Еще раз процитирую сайт ГУ МВД: «Александр Рудяк поблагодарил потомков Дионисия Степанца и веприковскую общину за добрую память о милиционерах, которые в начале ХХ века самоотверженно защищали интересы народа и государства». Если государства в смысле «машины насилия» — то можно и так сказать, а вот народа — скорее, нет. Я понимаю, что А.Рудяк учился в советской школе (в которой уже даже не изучали Краткий курс ВКП(б), но ведь последние 19 лет он служит в правоохранительных органах независимой Украины...

Я поинтересовалась, как оценивают представители сельской интеллигенции участие в мемориальном мероприятии начальника ГУ МВД Александра Рудяка. Однако они избегали ответа на прямой вопрос.

И.о. веприцкого сельского головы Екатерина Ющенко: «У каждого времени свои герои, тогда были такие времена, теперь — другие. Куда возлагать цветы в селе: к памятному знаку жертвам Голодомора-33или к могиле энкаведистов — личное дело каждого жителя...» Директор аграрного лицея Иван Берус: «Многие годы ученики лицея ухаживали за братской могилой. Нужно по-христиански относиться ко всем погибшим, тем более что такова воля властей». Михаил Гончаренко, директор Веприцкой школы, в которой размещен музей села: «Наверное, Рудяк не мог не приехать на открытие памятника, ведь Александр Степанец в хороших отношениях с Азаровым и Табачником…»

Откровенно поразил меня учитель-пенсионер Алексей Кривко, которого называют главным историком Веприка и который за краеведчески-поисковую работу в советские времена даже был награжден орденом Дружбы народов. По его данным, во время коллективизации было раскулачено 14 семей веприковцев, а во время Великого голода умерло близко 300 односельчан (а скольких умертвил, скольким сломал судьбы председатель военного трибунала? — Авт.). Однако почему-то цифры, озвученные Алексеем Иосифовичем, для него самого не аргумент: на первом месте 17 жертв «стычек с бандитами». В частности, говорит А.Кривко, «в братской могиле на территории лицея похоронены милиционер Егоров, его сестра и малолетняя племянница, убитые бандой Зеленого; да и банда Махно трижды была в Веприке».

Наверное, поэтому мы, украинцы, так и живем, что, имея замечательные ресурсы, имеем непатриотическую элиту, которая не желает знать свою историю и по-прежнему руководствуется тоталитарными стереотипами. Ведь повстанческие отряды украинских крестьян, в 20-х годах оборонявших свое имущество и свою свободу с оружием в руках от московских комиссаров, учитель по-прежнему называет бандитами. А орденоносец-краевед почему-то плохо знает историю родного края: атаман Зеленый действовал на Киевщине и погиб в ноябре 1919 года. Исследователь повстанческого движения полтавчанин Алексей Пугач, автор книги «Отаман Гонта», многие годы работающий в архивах СБУ, говорит, что в 20-х годах на Гадячщине боролись повстанческие отряды Коваля и Хрещатого.

Разговаривала я и со многими представителями полтавской интеллигенции. Все сходились во мнении, что открытие реконструированного памятника в Веприке — дело семейное, и это по-христиански. Хорошо, что внук чтит и помнит деда, несмотря на то, что в народе НКВД ни с чем хорошим, мягко говоря, не ассоциируется. Ведь не была тогда милиция с народом. Ни в годы принудительной коллективизации и раскулачивания, ни в страшные годы репрессий. И вновь назначенному начальнику ГУ МВД едва ли приличествовало вместе с замами освящать это событие своим присутствием. Даже епископ Запорожский и Мелитопольский Иосиф (УПЦ Московского патриархата) осудил установление в Запорожье памятника «вождю народов» Сталину, поскольку, по его мнению, это оскорбляет религиозные чувства многих тысяч верующих жителей Запорожья. Уж лучше бы главному милиционеру Полтавщины заняться ревностным исполнением непосредственных обязанностей.