БУДКА СО ШЛАГБАУМОМ, ИЛИ ПОЧЕМУ У ГОСУДАРСТВА ТАКОЕ НЕКРАСИВОЕ ЛИЦО?

Автор : Нина Перстнёва
23 июня 00:00

На прошлой неделе народные избранники пытались выяснить это в Одессе, организовав здесь выездное заседание комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны...

 

На прошлой неделе народные избранники пытались выяснить это в Одессе, организовав здесь выездное заседание комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны. Обсуждение проблемы проходило на морвокзале, где самый современный морской пункт пропуска через границу. На его обустройство потрачены миллионы, чтобы приезжающие к нам туристы не испытывали дискомфорта. Но их, к сожалению, с каждым годом становится все меньше и меньше.

Городской голова Одессы, который выступил с приветственным словом перед собравшимися (кроме депутатов, участие в заседании принимали руководители государственных и региональных пограничных и таможенных служб), заявил, что мы делаем все, чтобы к нам не приезжали. «Разве это нормально, когда туристы, пройдя в Одессе пограничный и таможенный контроль, едут затем в Ялту, Севастополь и там снова проходят то же самое, — говорил он. — Ежегодно около 400 тысяч яхт посещают средиземноморские порты. И Одесский мог бы быть в их числе. Но наши ограничения и контроль отбивают у иностранцев всякую охоту даже смотреть в нашу сторону».

Депутаты, выйдя из зала, где проходило заседание, могли лицезреть построенный в порту современный яхт-клуб с пустующими причалами. И если проехаться по всей стране и посмотреть нашу границу, то станет ясно, что все усилия государства, направленные на обустройство своих рубежей, во многом дают обратный эффект. «Мы объездили ряд пограничных пунктов и убедились в этом, — говорил первый заместитель начальника Генеральной военной инспекции при Президенте Украины генерал-лейтенант Макаров. — У нас столько видов контроля в пунктах пропуска, что пересечение границы превращается в сущий ад. Я сам наблюдал в Могилеве-Подольском, как наши порядки доводили людей до истерики. Они не знали, за что им еще заплатить, чтобы их пропустили. Разве что за воздух».

Поборы, в том числе за пересечение границы и весь путь следования груза по территории Украины, могут достигать 700 долларов. Но это одна сторона жизни нашей границы. Есть и другая. «В небольших пунктах пропуска, — продолжал Макаров, — многочисленные службы вообще сидят без дела. Например, экологи, у которых нет даже приборов для экологического контроля. В Ямполе я спрашиваю, сколько же вы транспортных средств проверили, оказывается — ноль. За девять месяцев ничего такого не проследовало. Выходит, что люди исправно ходят на работу, получают зарплату и ничего не делают. Зачем в таком случае вообще открывать такие пункты пропуска, где, кроме будки со шлагбаумом, ничего нет. Чтобы позорить Украину?»

Наряду с критикой, требующей ослабить жесткий контроль на государственных рубежах, одновременно шла речь и о необходимости его усилить. Контрабанда товаров, нелегальная миграция — эти проблемы стали трудноразрешимыми. В 1999 году на южном участке было задержано 1287 нелегальных мигрантов. В основном это граждане из Китая, Вьетнама, Ирана, Шри-Ланки, Афганистана, Индии, Ливана, Сирии, стремящиеся попасть через нашу территорию в страны Западной Европы или осесть в Украине. Что касается контрабанды товаров, то по поддельным документам из Турции идут крупные партии спирта, из Канады и Объединенных Арабских Эмиратов — краденные автомобили, из Молдовы, хотя и малыми партиями, но систематически переправляются сигареты и алкогольные напитки. И, как говорят таможенники, если мы даже станем цепью, они будут бросать товар через наши головы. Сегодня подростки перетаскивают по коробу на своих плечах целую фуру за несколько часов. И никакой ответственности при этом не несут.

На фоне этих и других проблем депутаты пытались выяснить у пограничников и таможенников, какая правовая и нормативная база необходима для нормальной работы пунктов пропуска. Правда, при этом главе Государственного таможенного комитета Украины Юрию Соловкому почему-то пришлось пояснять депутатам, что Таможенный кодекс, который уже принят в первом чтении и над которым работал совсем другой парламентский комитет — комитет по экономическим вопросам (Костусева), сейчас находится на экспертизе в юридической службе Верховной Рады и скоро будет вынесен в сессионный зал. На что председатель комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Борис Андресюк заявил, что рассмотрение Таможенного кодекса, минуя профильный комитет (что, по его мнению, является свидетельством вмешательства некоторых политических сил), приведет к нежелательным последствиям.

Это всего лишь штрих к работе законодательной власти, но весьма показательный. Между тем, на очереди изменения, дополнения и принятие целого блока законодательных актов. Это законы о пограничных войсках, о государственной границе, о правовом статусе иностранцев, о беженцах и других. Семь основных документов необходимо привести в порядок. Депутаты однако заметили, что они не разрабатывают законы, а только принимают. И виноваты в их затягивании скорее сами министерства и ведомства. Но если говорить о проблемах на украинско-молдавской границе, то здесь ряд вопросов необходимо решить на межправительственном, межпарламентском уровнях, на уровне таможенных ведомств и пограничных войск двух стран. На заседании г-н Соловков отмечал, что, в отличие от западной границы, в южную деньги не вкладывались, потому что шли разговоры о таможенном союзе между двумя странами. Было отмечено, что после недавней встречи в Одессе глав правительств Украины и Молдовы, возможно, многие вопросы вскоре разрешатся.

Однако дело не только в законодательной базе. Вот яркий пример. В начале этого года вступил в силу Закон Украины «Об установлении единого сбора, который осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Украины». Но он до сих пор не действует. Не определены граничные ставки. В итоге, как брали везде и повсюду, так и продолжают брать — экологический, санитарный, дорожный и другие сборы. По словам г-на Соловкова, действие закона тормозится теми министерствами и ведомствами, которые не хотят терять свои доходы.

Несоблюдение действующих законов — причина непрекращающегося роста контрабандных грузов. По мнению г-на Соловкова, в Украине эту проблему на границе решить невозможно. Она существует потому, что в Украине есть все условия для продажи нелегализованного товара в любой торговой точке. Несмотря на то, что в Криминальном кодексе есть немало запрещающих статей, существует определенный порядок реализации подакцизных товаров, они продаются без проблем. По его мнению, в стране должна быть создана общегосударственная система контроля за движением товара и оптово-розничной торговлей. «Таможенная служба, — говорил он, — готова представить свои предложения на этот счет. Но в Кабмине мы не нашли поддержки. Нам ответили, что это преждевременно, нет технических возможностей и т. д. На самом же деле такие возможности есть. Я имею в виду современную электронную систему, по которой мы сегодня можем найти любой автомобиль иностранного производства, находящийся на территории нашей страны».

Выездное заседание парламентского комитета еще раз подтвердило мысль о том, что мы не можем жить цивилизованно не потому, что у нас плохие законы и нет денег, а потому, что страна живет по отдельным, кем-то установленным правилам, и разрушить эти «порядки» сегодня никому не под силу.