БОЛГАРСКИЙ ПЛЕННИК УКРАИНА МОЖЕТ ПОТЕРЯТЬ ЕЩЕ ОДНО УНИКАЛЬНОЕ СУДНО

Автор : Нина Перстнёва
23 февраля 00:00

Какие бы правильные слова не говорили чиновники о спасении уцелевшего национального флота страны, разворовывание государственного имущества продолжается...

 

Какие бы правильные слова не говорили чиновники о спасении уцелевшего национального флота страны, разворовывание государственного имущества продолжается. К сожалению, печальный опыт Черноморского морского пароходства ничему путному не научил. Кроме, пожалуй, одного — как уводить суда из-под носа у державы. Ведь никто из государственных мужей, при молчаливом согласии которых обделывались всякого рода темные дела, по большому счету, не пострадал. А посему, растащив пассажирский и грузовой флот, бойцы невидимого фронта принялись теперь за технический, являющийся стратегически важным для страны.

В западне на этот раз оказалось уникальное судно — земснаряд «Прорвин». Уникальное по своим техническим характеристикам, предназначенное для дноуглубительных работ. Однако если в ближайшее время не будет найден выход из непростой ситуации, судно может быть продано с молотка за бесценок, как это бывало много раз с флотом ЧМП.

История, приключившаяся с «Прорвиным», по сути своей не нова. Нерадивый судовладелец отдает в руки иностранной компании свое судно на весьма невыгодных для своего предприятия условиях. Судно уходит за границу, и там события развиваются в зависимости от намеченного сценария. Каков именно сценарий был написан для «Прорвина» и сделано ли это было со злым умыслом из-за недостатка ума или опыта, либо по каким-либо иным соображениям, покажет следствие. Одесской областной прокуратурой заведено уголовное дело. Но факты, уже всплывшие на поверхность, уж больно напоминают известные схемы продажи судов за долги или использования государственного имущества для личной наживы.

Конечно, с этим предположением можно соглашаться или не соглашаться, но «Прорвин» с августа стоит без движения в порту Варна и обрастает долгами, как заброшенное судно ракушками. А вот как он там оказался и почему до сих пор не у дел — эта история заслуживает подробного описания.

Кабальный контракт

Все началось с того, что судовладелец — предприятие «Измаильский район водных путей» (ИРВП) отправил на ремонт в Николаев судно, но не смог найти деньги, чтобы заплатить за работу. Тогда руководство прибегло к помощи болгарской агентской фирмы «Cosmos Shipping Ltd.». В результате на свет божий появились два контракта и ставшие виновниками нынешних скандальных событий. Один был заключен на ремонт судна. Другой — на менеджмент. Подписаны эти два злополучных документа 29 марта 2000 года. Согласно контрактам, болгарская фирма должна была отремонтировать земснаряд, и затем эксплуатировать и управлять им до конца 2000 года. Однако на весьма кабальных для украинской стороны условиях. Суть их в следующем. Расходы на ремонт, а это 370 тысяч долларов, должны были погашаться за счет средств, которые судну, находясь в управлении «Cosmos Shipping Ltd.», следовало заработать. До тех пор, пока эта сумма не будет выплачена, фирма обещала платить судовладельцу за работу его земснаряда всего лишь 10 тысяч долларов в месяц. Это при средней тайм-чартерной ставке для судов аналогичного типа — около 6 тысяч долларов в сутки.

Однако этого оказалось мало. Не прошло и месяца, как в контракт на менеджмент были внесены изменения (аддендум от 24 апреля 2000 года). И условия для украинской стороны стали еще более жесткими. Смысл корректировок сводился к тому, что в случае непогашения расходов по судну, которые понесла «Cosmos Shipping Ltd.», срок действия контракта продлевается автоматически. Иными словами, контракт мог действовать до тех пор, пока фирма, в управление которой передан земснаряд, не заработает денег, чтобы расплатиться по счетам. Это означало, что судно могло находиться в руках болгарской фирмы до бесконечности. Но и это еще не все. В случае досрочного расторжения контракта, украинская сторона должна была возместить фирме все понесенные ею расходы в размере 200%.

Таким вот макаром «Прорвин» оказался полностью в руках агентской фирмы, а попросту говоря в западне. Ведь несмотря на то, что отремонтированный на болгарской верфи земснаряд был готов к работе в августе, он продолжал стоять у причала. И стоит он там без дела до сих пор. Долг по судну, по данным той же «Cosmos Shipping Ltd.», равняется сегодня почти 600 тысячам долларов. И сумма с каждым днем увеличивается. Заодно увеличивается и пропасть, отдаляющая судно от родных украинских берегов.

В западне

Злополучные контракты подписывал начальник Измаильского района водных путей Александр Ярыга по доверенности ГП «Укрводпуть», так как ИРВП является его структурным подразделением. Надо сказать, о содержании документов знало не только головное предприятие, расположенное в Киеве, но и Департамент морского и речного транспорта Украины, который спокойно взирал на происходящее. Взирал до тех пор, покуда Минтранс не принял меры по возвращению земснаряда в лоно государства. 16 ноября 2000 года он издал приказ, согласно которому «Укрводпуть» должен был передать «Прорвин» на баланс государственного предприятия «Черазморпуть» с целью эффективного использования госимущества. Но не тут-то было.

Вся беда в том, что до сегодняшнего дня «Черазморпуть» не может перерегистрировать судно и забрать под свое управление. «Cosmos Shipping Ltd.» отказывается предоставить новому владельцу судовые документы, которые почему-то находятся не у капитана, как это положено, а у менеджера. Фирма, как явствует из ее письма в адрес «Черазморпути», передала документы в качестве залога финансовому учреждению за непогашенные расходы по судну. Хотя по контракту, подписанному ею же, земснаряд не может выступать в качестве залога, так как является государственной собственностью. Тем не менее, фирма намерена вернуть документы лишь после того, как будут выполнены ее требования. Помимо двух заключенных контрактов, она предоставила еще один, подписанный все теми же лицами 16 октября 2000 года. Из него следует, что ИРВП пролонгировал подписанный ранее контракт на менеджмент с «Cosmos Shipping Ltd.» с сохранением всех прежних кабальных условий до 31 декабря 2001 года. Хотя оригинал этого документа руководству «Черазморпути» представлен не был. Даже тот его экземпляр, который должен находиться в Украине.

Так что болгары, размахивая контрактами, выдвинули новому судовладельцу ряд условий. На выбор. Они требуют предоставить банковские гарантии в том, что все понесенные ими расходы по судну будут оплачены. Причем с учетом потерянной ожидаемой выгоды. К сожалению, не неся никакой ответственности за то, что, взяв судно в управление, так и не смогли найти ему работу. Два других предложения еще похлеще. Звучат они так: если «Черазморпуть» не желает погасить долги, он может подписать ранее принятые контракты. Либо подписать договор о регистрации корабля в морской ипотеке в пользу «Cosmos Shipping Ltd.». В противном случае судовые документы возвращены не будут.

«Черазморпуть», принимая на свой баланс «Прорвин», готов, разумеется, был принять и долги. Однако новому судовладельцу никто до сих не представил документы, подтверждающие сумму долга. Ни бывший хозяин земснаряда «Укрводпуть», ни «Cosmos Shipping Ltd.». При этом заказчик утверждает, что стоимость ремонта составляет чуть более 268 тысяч гривен, а исполнитель — около 500 тысяч долларов, а с учетом эксплуатационных расходов — около 600 тысяч долларов.

Специалисты «Черазморпути» выезжали в Болгарию, чтобы проверить техническое состояние судна и убедиться: а был ли такой дорогостоящий ремонт? Однако оригиналы документов фирма «Cosmos Shipping Ltd.» представить отказалась. Как, впрочем, и свидетельства о праве собственности на судно и о праве плавания под государственным флагом Украины.

Сложность ситуации заключается еще и в том, что экипаж «Прорвина» в этом конфликте, став, по сути, заложником обстоятельств, вольно или невольно оказался на стороне болгарской фирмы. Ведь капитан отдал «Cosmos Shipping Ltd.» судовые документы и не требует их обратно. Ходят слухи, что некоторые моряки вообще не намерены возвращаться в Украину, поэтому и ведут себя соответствующе. Так это или нет, покажет время, пока что ясно одно — экипаж сегодня отказывается перейти в штат управления «Черазморпути». Но и покинуть судно, уступив место другим морякам, тоже не собирается. Причина в том, что экипаж, наученный горьким опытом, не верит, что ему будут выплачены долги по зарплате. Ведь как только стало известно о смене судовладельца, им перестали платить заплату в полном объеме.

По словам начальника «Черазморпути» Александра Валькова, экипаж — одна из главных и трудноразрешимых на сегодня проблем. «Как это ни печально, — заметил он, — но, зачастую, именно руками экипажа, как это произошло в последнее время в Турции с теплоходом «Римский-Корсаков», суда идут с молотка. То же самое может произойти и с «Прорвиным». К сожалению, поведение капитана Меньшикова наводит на мысль, что именно экипаж, провоцируемый президентом фирмы «Cosmos Shipping Ltd.», может стать причиной потери уникального судна, которое, судя по всему, готовится к продажи за долги».

Такой сценарий вполне возможен еще и потому, что Болгария активно внедряет в своей стране институт римского права — «иски к конкретной вещи». Поэтому иск может быть предъявлен к судну, и чтобы его удовлетворить, оно будет выставлено на аукцион.

Тем не менее, несмотря на такую столь явную опасность, «Укрводпуть», где числится данный экипаж, ничего не предпринимает. Бездействует и департамент морского и речного транспорта Украины. Хотя об угрозе, нависшей над «Прорвиным», еще в начале января его поставило в известность и Министерство иностранных дел с ссылкой на информацию посольства Украины в Республике Болгария с просьбой оперативно принять меры для урегулирования ситуации вокруг теплохода. О том, что конфликт набирает обороты, было ясно также из писем, которые направляла в адрес флотского начальства и фирма «Cosmos Shipping Ltd.». Однако вместо того, чтобы вмешаться, морское ведомство дает указания«Черазморпути» срочно «принять меры для эффективного использования государственного имущества — земснаряда «Прорвин». Вместе с тем, прекрасно зная, что судно передано на баланс «Черазморпути» формально и по-прежнему находится в руках болгарской фирмы.

Поддельные документы?

Словом, ситуация, в которой оказалось украинское судно, пока что тупиковая. Сегодня к решению данной проблемы подключилась Одесская областная прокуратура. И вот что удалось установить. Оказывается, судовые документы — свидетельство о праве собственности на судно и свидетельство о праве плавания под государственным флагом Украины, которые, по данным «Cosmos Shipping Ltd.», заложены, пестрят несуразностями. Кстати, эти документы, как сообщил начальник отдела надзора за соблюдением законов на транспорте областной прокуратуры Антон Павленко, который выезжал в Болгарию для выяснения обстоятельств дела, по всей видимости, находятся на руках у болгарской компании. Так вот, оба эти документа выданы капитаном Измаильского порта в декабре 1998 года. Однако в них указан идентификационный номер ИМО, который был присвоен судну в 2000 году. Дана ссылка на свидетельство морского регистра, выданного в прошлом году, — в документе крупными буквами так и написано «29 серпня 2000 року». Помимо всего прочего, выяснилось, что когда эти судовые документы в действительности выдавались, то предприятие ИРВП (как судовладелец «Прорвина») имело совсем иной статус и название. Оно являлось самостоятельным госпредприятием, тогда как в свидетельствах значится как подразделение ГП «Укрводпуть».

Учитывая все эти грубые нарушения, прокуратура в интересах государства подала иски в областной арбитражный суд с просьбой признать два вышеуказанных свидетельства недействительными. В конечном итоге земснаряд «Прорвин» могут признать немореходным и не допустить к работе. Как сообщил Павленко, прокуратурой принимаются все меры для защиты интересов государства, в том числе возбуждено уголовное дело против ряда должностных лиц, участвовавших в подписании и реализации контрактов с болгарской фирмой на невыгодных для украинской стороны условиях, в результате чего государству нанесен ущерб. Ведь «Cosmos Shipping Ltd.» в связи со сменой владельца судна заявляет дополнительные финансовые требования на сумму свыше 1 млн. долларов.

Надо сказать, что ситуация вокруг «Прорвина» возникла не на пустом месте. Этому печальному событию предшествовал затяжной конфликт, который сотрясал на протяжении нескольких последних лет коллектив «Измаильского района водных путей» — предприятия, призванного поддерживать судоходство на украинском участке Дуная. Предшествовала бесконечная реорганизация предприятия, смена руководства, что в конечном итоге привело к его ликвидации и созданию другого предприятия. Предшествовали споры вокруг канала Прорва и создания альтернативного. Но эта тема отдельного разговора.