БИЗНЕС ПО-ОФИЦЕРСКИ

Автор : Жанна Попович
26 сентября 00:00

Не каждый аферист рискнет «пойти на вы» с Министерством обороны. И все же храбрецы встречаются. К п...

 

Не каждый аферист рискнет «пойти на вы» с Министерством обороны. И все же храбрецы встречаются. К примеру, подполковник запаса Вооруженных сил, начальник Тернопольской квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) одного из районов Ярослав Йосифович вместе со своей помощницей, бухгалтером Ольгой Мотлас, устроили в документации такую «бурю в стакане воды», что сумели вымыть из госказны почти полтора миллиона гривен. По словам заместителя военного прокурора Тернопольского гарнизона Руслана Куляша, уголовные дела, подобные этому, в отечественном судопроизводстве встречаются нечасто.

Все началось в марте 2000 г., когда исполняющий обязанности начальника Тернопольской КЭЧ района майор Манзюк по служебным делам отправился в Киев. Йосифович и Мотлас тогда первый раз находились под следствием по обвинению в разворовывании госимущества и служебном подлоге, по окончании коего военный суд Черновицкого гарнизона достойно оценил их «сотрудничество», лишив обоих свободы соответственно на шесть и пять лет (условно) с выплатой штрафов.

В Киеве майор, сверяя документацию, случайно узнал о договоре на поставку стройматериалов в расквартированные в Тернопольской области военные части, заключенном с обществом с ограниченной ответственностью (ООО) «Шляхбуд», датированном 14 марта 1999 г. Накладная №4 от 22 января того же года удостоверяла, что «Шляхбуд» уже обеспечил поставку на сумму 1 млн. 450 тыс. грн. и занесен в реестр кредиторов ГлавКЭУ Министерства обороны. В счет долга товарищество получило казначейские векселя. Возвратившись в Тернополь, Манзюк вместе с главным бухгалтером КЭЧ Дышкантом тщетно пытались разыскать копии документов соглашения. Увы...

Кстати, в марте 1999 г. было опубликовано постановление Кабинета министров, которое четко регламентировало механизм выкупа кредиторской и погашения дебиторской задолженности государственных учреждений перед частными структурами за предоставленные услуги векселями Государственного казначейства. Судя по всему, именно этот документ подвигнул Йосифовича и Мотлас через посредников — частную фирму — увести «налево» денежный поток, а потом «отмыть» деньги. Согласно букве закона, векселя выдавались предприятиям, внесенным в реестр Минобороны. Перед этим их деятельность тщательно изучалась силовиками. Таким образом Тернопольская КЭЧ района уже сотрудничала с «Ватрой», ОАО «Искусственные кожи», Тернополькарьероуправлением.

Бухгалтерия на «липе»

Результаты почерковедческой экспертизы свидетельствуют, что Ольга Мотлас задним числом оформила вышеупомянутый договор на поставку товарно-материальных ценностей, накладную №4 о передаче этих товаров на склад (в суде была доказана виртуальность поставок — по складской документации они не проходили) и, наконец, подделала подпись главного бухгалтера.

Вооружившись таким образом, коммерческий директор ООО «Шляхбуд» Грубьяк в сентябре 1999 г. едет во Львов на прием к начальнику КЭУ Западного округа подполковнику Мирошниченко. Ознакомившись с документами, последний был удивлен оперативностью доставки столь значительного количества стройматериалов, полученных без согласования с высшим руководством. Тем не менее ООО «Шляхбуд» внесли в список кредиторов. И в течение октября — декабря того же года в счет долга товарищество получило ценных бумаг на сумму 1 млн. 450 тыс. грн. и сразу рассчиталось ними с другими фирмами, а те, в свою очередь, погасили задолженности по НДС перед госбюджетом. Как это ни удивительно, в бухгалтерии ни строчки о проведенном взаимозачете не обнаружилось. Забегая наперед, следует сказать, что ныне ООО «Шляхбуд» уже не существует...

Рубероид — обычный, цена — золотая

Пытаясь спрятать концы в воду, в течение 2000 — 2001 гг. бизнесмены отправили таки стройматериалы в военные части Тернопольского гарнизона. Однако, согласно результатам товароведческой экспертизы, реальная стоимость товаров была завышена в несколько раз — ее просто «подгоняли» под нужную сумму. Например, как объяснить, что обычный рассеиватель воды стоимостью 3 грн. по накладной проходил за... 111 грн., цена дверной пружины с 9 грн. 50 коп. возросла до 340 грн. за штуку! Согласно акту ревизии, стоимость нафтобитума была завышена более чем на 50 тыс. грн. Всего же цены завышены на 456 тыс. грн! На самом же деле, по данным «белой» бухгалтерии, по состоянию на сентябрь 1999 г. кредиторская задолженность составляла 39 тыс. 890 грн., что означает: долг в 1 млн. 450 тыс. грн. искусственно создан.

Фиктивной оказалась и документация, заверенная руководством ООО «Шляхбуд». Само общество было создано лишь весной 1999-го и никаких коммерческих операций в январе—марте проводить не могло. Не имела юридической силы и подпись директора «Шляхбуду» Магаляса — на эту должность он был принят лишь в апреле 1999 года.

Рассмотрев все обстоятельства этого уголовного дела, военный суд Львовского гарнизона осудил Я.Йосифовича к пяти, а О.Мотлас — к четырем годам лишения свободы. Условно, с двухгодичным запретом занимать руководящие должности. Кроме того, подполковник-аферист обязан уплатить в казну государства 150 тыс. грн., его помощница — 64 тыс. 570 грн.