Бесконечные хроники одного уголовного дела

Автор : Александра Примаченко
27 февраля 17:08

Исход дела милицейских обо­ротней, о котором многократно писала пресса, в том числе наше издание, снова оказался под большим вопросом в связи с тяжелой болезнью очередного из рассматривающих его судей...

 

Исход дела милицейских обо­ротней, о котором многократно писала пресса, в том числе наше издание, снова оказался под большим вопросом в связи с тяжелой болезнью очередного из рассматривающих его судей. Та­ким образом, дело, рассматривавшееся в суде беспрецедентно долго — на протяжении четырех лет, оказалось отброшенным к старту. С весны нынешнего года оно будет изучаться коллегией судей с самого начала.

Это событие вызвало ликование определенной части подсудимых — бывших сотрудников МВД, которым так и не предъявили обвинение в бандитизме, им инкриминируют лишь отдельные эпизоды. Теперь у этих подсудимых есть полная уверенность в том, что они не будут осуждены к лишению свободы по истечении срока давности. Кстати, вопрос о том, почему в свое время не было предъявлено обвинение действующим сотрудникам, непосредственно связанным с ныне покойным главарем банды И.Гончаровым, остается на совести прокуратуры. В то же время другие подсудимые — гражданские лица (например, Дубовой), использованные сотрудниками милиции — членами банды — только в одном эпизоде, должны были выйти на свободу, поскольку уже отсидели свое за то время, пока шли суд и следствие. Но они останутся за решеткой, несмотря на то, что сроки их наказания по инкриминируемым статьям истекли — даже при желании суд не сможет выпустить их до приговора по делу. Но мало ли на совести нашей неторопливой и подслеповатой Фемиды таких обвиняемых, ставших в результате судебного рассмотрения потерпевшими? Зато основных действующих лиц, ядро банды, такой расклад устраивает как нельзя лучше.

Генпрокурор Александр Медведько в недавнем интервью «ЗН», в частности, отмечал по поводу неоправданно затянувшегося судебного рассмотрения: «Дело это действительно непростое. Вы же помните, какой была смерть Гончарова. Ну а влиять на суд мы не можем, мы же теперь не осуществляем надзор, а являемся просто стороной по делу. Более того, судья, рассматривавший дело, к сожалению, умер, поэтому повторно проводится судебное следствие. Впрочем, надеемся, что по делу оборотней все-таки будет вынесен приговор». По словам А.Медведько, уголовное дело, которое было возбуждено по факту покушения на свидетеля, находившегося под охраной, расследовалось и расследуется, СБУ и МВД даны соответствующие поручения об установлении лиц, совершивших покушение, но позитивного результата нет.

В интервью «ЗН» (№ 24 от 4 июля 2008 г.) подполковник УБОП В. Кошмяков, принимавший непосредственное участие в ликвидации банды, утверждал, что есть очень большая вероятность того, что сотрудники милиции, которым инкриминируется совершение десятков тяжких преступлений, выйдут на свободу. И что, помимо объективных трудностей, которые есть у суда, на обвиняемых, выбравших тактику максимального затягивания момента вынесения приговора, работает время. Он также говорил о том, что остается реальная угроза жизни и здоровью участников уголовного судопроизводства, касающегося деятельности этой банды.

А вот как стало известно от источников в прокуратуре, недавно в Киевской области было обнаружено тело отца одного из членов опергруппы по сопровождению этого уголовного дела. Тело пожилого человека носило явные признаки насильственной смерти. На место происшествия он не мог дойти самостоятельно — соответствующих следов не обнаружили, несмотря на обилие снега. Очевидно, он был вывезен в безлюдное место машиной и выброшен с переломанными ногами умирать на морозе. На месте обнаружены многочисленные следы крови, свидетельствующие о том, что он пытался передвигаться. В прежние времена подобные дела, касающиеся членов семей сотрудников, по понятным причинам, всегда расследовались с особой тщательностью. В настоящее время, несмотря на очевидные факты и то, что подобные дела теперь являются прямой подследственностью МВД (даже не надо беспокоить прокуратуру), в «лучших» современных традициях это преступление укрыли — уголовное дело по факту смерти так и не было возбуждено.

Очевидно, в этой ситуации Управление внутренней безопасности действовало традиционно, о чем не раз писало «ЗН», — то есть самоустранилось. Этот обычай сохранился, несмотря на смену руководства ВБ, возглавляемого ныне бывшим начальником личной охраны А.Мороза.

По всей видимости, несмотря на то что министр внутренних дел рапортует в Верховную Раду, что сопровождение этого дела находится под его личным контролем, он не в состоянии защитить членов опергруппы от собственных подчиненных…

А средства массовой информации, видимо, смогут писать об этом беспрецедентном и по сути, и по количеству странных совпадений, и по срокам рассмотрения деле еще долгие годы.

Справка «ЗН»

Как помнят наши читатели, в столице и ее пригороде действовала банда, в состав которой входили сотрудники милиции, занимавшиеся похищением с последующим требованием выкупа. Жертву убивали в любом случае. Разоблачили действия бандитов в погонах их же коллеги — сотрудники органов внутренних дел. Часть оборотней — выходцы из ведомства беглого генерала А. Пукача, разыскиваемого в связи с делом Гонгадзе, а один из оборотней руководил подбором кадров для службы разведки МВД. Беспрецедентное дело довели до суда.

Это уголовное дело находилось под личным контролем министров внутренних дел и двух последних президентов Украины. Его неоднократно обсуждали в Верховной Раде. МВД и Генпрокуратуре приходилось отвечать на депутатские запросы, направленные в связи с особенностями расследования дела народными депутатами Украины.

Во время первой своей заграничной поездки в качестве президента Виктор Ющенко подробно рассказывал в Европе о том, что дело оборотней передано в суд. Спустя четыре года это дело, немыслимо долго рассматриваемое судом, оказалось в своей отправной точке.