АНАТОЛИЙ ФРАНЧУК: ПРИ РЕШЕНИИ ВОПРОСА О ФИНАНСИРОВАНИИ КРЫМСКОГО РЕФЕРЕНДУМА МЫ БУДЕМ УЧИТЫВАТЬ МНЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ

Автор : Алена Притула
19 мая 00:00

Утверждение, что экономика определяет политику, для Крыма абсолютно не подходит. Здесь именно политика до сих пор оказывала решающее влияние на экономическую жизнь и экономическое состояние автономной республики...

 

Утверждение, что экономика определяет политику, для Крыма абсолютно не подходит. Здесь именно политика до сих пор оказывала решающее влияние на экономическую жизнь и экономическое состояние автономной республики. Пример этому — обострение политической ситуации накануне курортного сезона. Как это может повлиять на его проведение, а значит, и на благосостояние всех крымчан, думаю, объяснять не надо. Но хотят ли это понять депутаты из пророссийского большинства в Верховном Совете Крыма? На этой неделе они, с упорством обреченных, продолжали работать над подготовкой к общекрымскому референдуму, на который выносится конституция Крыма в редакции от 6 мая 1992 года, отмененная Верховным Советом Украины и предполагающая конфедеративные связи крымского «государства» с Украиной.

По предварительным оценкам референдум по местной конституции обойдется в 6 миллиардов карбованцев. При этом пока держится в тайне источник, из которого он будет финансироваться. Само собой разумеется, что затраты были бы куда значительнее, если бы референдум не надумали провести одновременно с выборами в местные органы власти.

Помнится, в прошлом году, когда проходили выборы по всей Украине, прежний крымский парламент посчитал нецелесообразным проведение выборов летом, учитывая курортный сезон и предстоящие сельхозработы. Нынешний парламент готов поставить под угрозу и то и другое, лишь бы провести намеченный референдум.

Между тем, эксперты ОБСЕ, по инициативе которых недавно в Швейцарии был проведен «круглый стол» по проблемам взаимоотношения Киева и Симферополя, призвали ВС Автономной Республики Крым отказаться от своих планов вынести на референдум конституцию, которая была отменена ВС Украины.

Позиция руководства крымского парламента известна и остается неизменной. А что думает по этому поводу премьер-министр правительства Крыма Анатолий Франчук? Я спросила у него, как он расценивает решение парламента провести референдум — чисто политическую акцию — как раз в разгар курортного сезона?

— По-моему, задачи должны быть общие и у Верховного Совета, и у правительства — сделать все для улучшения и стабилизации жизни крымчан. Что касается парламента, народ видит, чем он занимается, а что касается правительства, мы целенаправленно делаем все возможное для обеспечения необходимых условий для нормальной жизни жителей полуострова. Заявления некоторых депутатов о том, что проведение референдума в горячую для Крыма пору не помешает организации курортного сезона, шиты белыми нитками. Сезонный характер экономики полуострова необходимо учитывать, тем более при проведении таких массовых мероприятий, требующих привлечения больших дополнительных сил. Многие политические силы и руководители предприятий курортной сферы Крыма высказывались о нецелесообразности проведения выборов в летний период, а тем более референдума, который может привести к усилению политического противостояния в обществе. К этому мнению стоит прислушаться.

— Как относятся к проведению референдума представители исполнительной власти на местах?

— По-разному. Но большинство руководителей районов и городов считают, что мероприятия по крайней мере несвоевременны. Тем более, под вопросом сам референдум, учитывая столь сжатые сроки, отведенные для его подготовки.

—Обращались ли к вам руководители ВС Крыма с просьбой о финансировании референдума?

— Никто пока не обращался. Сумма в 6 миллиардов карбованцев, а именно такую цифру называют организаторы референдума, очень большая для бюджета нашей республики. В бюджете, практически утвержденном на заседании правительства автономии, нет такой статьи расходов. Конечно, прежде чем выделять такие средства, надо очень крепко подумать. Тем более при принятии решения мы, безусловно, будем учитывать правовую сторону вопроса, в том числе и мнение Генеральной прокуратуры Украины.

— В прошлом году неразумные действия политиков стали причиной того, что крымские пляжи в начале лета пустовали. Предположим, в этом году, осознав, насколько экономика полуострова зависит от того, как пройдет курортный сезон, не станут обострять ситуацию, хотя в это трудно поверить... Готов ли Крым к приему гостей?

— Что касается рекреационного комплекса, уже сейчас мы значительно лучше подготовлены к курортному сезону, чем в прошлом. Крым ждет отдыхающих — из Украины, ближнего и дальнего зарубежья, мы готовы принять всех и предоставить всем достойные условия для отдыха и поправки здоровья. В нынешнем году сложились хорошие условия для проведения успешного курортного сезона. В частности, практически решена проблема подачи воды в курортные города Крыма, наши водоемы наполнены на 80%. В связи с этим нормализовалась санитарно-эпидемиологическая обстановка на полуострове, которую сейчас можно охарактеризовать как благополучную. Если нам не помешают политические настроения, распри и политическая нестабильность, мы способны принять больше отдыхающих, чем в прошлом году.

— Насколько отразился на работе правительства факт его переподчинения напрямую Кабинету министров Украины?

— Если говорить о переподчинении Кабинету министров, то я из-под него никогда не выходил. Надо понимать, что государство у нас одно — Украина. И до переподчинения мы ставили вопрос об оказании нам помощи по целому ряду проблем — по селу, водообеспечению, снабжению топливом. На мой взгляд правительства Украины и Крыма стали только более тесно работать. Я ощущаю очень большую помощь от всех членов Кабинета министров Украины, которые активно решают вопросы, связанные с Крымом, вникают в наши проблемы. К примеру, в течение двадцати лет в Керчи решался вопрос строительства троллейбусной линии. Теперь, после вмешательства украинского правительства, которое выделило 90 млрд. крб. для этого, я думаю, мы эту проблему в нынешнем году решим. Аналогично решается и целый ряд других вопросов. Здесь, как мне кажется, просматривается более внимательное и уважительное отношение к нашим кадрам. Наша совместная работа принесет свои положительные плоды, учитывая, что будут работать в одном направлении опыт и знания и наших, и киевских руководителей. Мы направим все усилия на те реформы, над которыми настоятельно работает Леонид Кучма, и я думаю, что сообща нам большее по плечу. Тем более все положительные результаты нашей работы послужат для критиков прекрасным примером и доказательством работы той власти, которая разрабатывает программу выхода из кризиса, внедряет ее и несет прямую ответственность перед народом за ее реализацию.

С другой стороны, за все время своего существования крымский парламент занимался не столько проблемами законодательного обеспечения повышения жизненного уровня крымчан, сколько разборками в собственном доме, при этом находясь в постоянном противостоянии с официальным Киевом. В такой обстановке говорить о сотрудничестве или нормальных взаимоотношениях парламента с органами власти в Украине не приходится, и от этого страдали жители автономии. Поправить ситуацию помогло прямое переподчинение нашего правительства Кабинету министров. Между исполнительными ветвями власти Крыма и Украины никогда не было даже капли недоверия, а сейчас мы просто получили возможность более эффективно сотрудничать.

— То есть, фактически на вашем примере отрабатывается реализация закона о власти, примерно в том виде, как ее видит Леонид Кучма?

— В какой-то мере да, и я считаю, что такая исполнительная вертикаль просто необходима. Именно та, о которой говорит наш Президент. Попробуйте найти хоть один завод, бригаду или цех, где ее руководитель не может снять начальника цеха или назначить мастера или начальника участка. То же самое и в исполнительной власти. Должна быть подчиненность, а значит, и управляемость сверху донизу. Это значительно подтянет кадры. Сегодня, к большому сожалению, мало кто уделяет внимание проблеме кадров. Мы еще спохватимся, но потерь уже не миновать. Если будет создана такая вертикаль, я думаю, сразу будет виден уровень и компетентность руководителей, моментально отсеются те, кто не знает дело и не умеет управлять, а пришли к власти ради должности. Если взять наш регион, города и районы, мне кажется, что большинство руководителей в Крыму зрелые, понимают обстановку и осознают свою ответственность в ситуации нынешнего экономического кризиса, многое делают для того, чтобы из него выйти, но отсутствие вертикали мешает им довести до конца свои дела. Если вертикаль власти будет создана, многие звенья городского, районного и республиканского масштаба изменят и кадровую политику, и тем более организацию работы самих руководителей. В этом я уверен на все сто процентов. Вертикаль нужна, и чем быстрее, тем лучше. Я лично с нетерпением жду такого решения.

— Взаимоотношения между Верховным Советом Крыма и правительством показали, что парламент не в состоянии осуществлять контроль над правительством. Может ВС в Крыму не нужен? Или это «болезнь» именно этого состава крымского парламента?

— Прежде чем контролировать, надо научиться самим работать и дело знать. Хотя мы привыкли говорить, что контролировать легко, а работать трудно. По-моему, контролировать тоже очень сложно. Я не буду вдаваться в подробности о крымском Верховном Совете — это особый разговор, особый случай. Я думаю, через какое-то время Верховный Совет поймет, какие он делал ошибки, вместо того чтобы решать вопросы первостепенной важности по сплочению всех кадров автономии. О работе парламента будет судить народ. Все знают, что ни один вопрос, напрямую касающийся повышения жизненного уровня крымчан, в парламенте не рассматривался. Там предпочитают политические баталии.

Однако я бы не сказал, что парламент не нужен вообще. В таком громоздком виде, как он существует сейчас, видимо, не нужен. Наши налогоплательщики в этом все больше убеждаются. Я бы не хотел называть конкретную цифру, скажу только, что для крохотного бюджета автономии содержать такой аппарат очень накладно. Эти расходы очень ощутимы и, я бы сказал, не дают никакой отдачи. Тем более необходимо в законодательном порядке оговорить функции Верховного Совета, в этом случае и правительству было бы гораздо проще работать. А контроля мы не боимся, контроля боится тот, кто не хочет работать.

— Почему, на ваш взгляд, законодательная власть и в Киеве, и в Симферополе так болезненно относится к созданию вертикали исполнительной власти?

— Наши парламенты где-то еще витают в облаках в отношении того, чем они должны заниматься. Практически в любом вопросе отсутствует современная, отвечающая новой политике законодательная база. Взять хотя бы функционирование совместных предприятий, создание привлекательных условий для инвесторов. При крайней нужде в иностранных инвестициях ничего не предпринимается для того, чтобы в Украину, не задумываясь, стали вкладывать деньги. Пока ни один закон не гарантирует зарубежным инвесторам условий для сбережения их вкладов. Прежде всего мы нуждаемся в том, чтобы законодательная власть занималась насущными вопросами правового обеспечения хода реформ. Работы для Верховных Советов непочатый край. Известно банальное правило сосуществования исполнительной и законодательной ветвей власти — каждый должен заниматься своим делом. И при этом совершенно ясно, что реформы должен возглавить, а значит, и взять на себя ответственность за их проведение перед обществом один человек — Президент. Тот, кто говорит о возможной узурпации власти, сильно преувеличивает эту опасность. Концентрация особых полномочий в руках главы исполнительной власти необходима в период, когда кризисные явления наблюдаются практически во всех областях жизни, и когда назрело проведение немедленных реформ. Это является одним из самых важных условий их успешной реализации.