Семь смертей и вечная жизнь гетмана Мазепы

Автор : Александр Карпенко
02 марта 17:35

Здесь понимаешь тысячелетний характер войны с Россией, войны видимой и невидимой, активной и пассивной.

 

В середине осени 2010 г. журналистские пути привели меня в приднестровский город Бендеры (Молдова).

Гостей из Украины обычно ведут в Бендерскую крепость, где установлен памятный знак Конституции Пилипа Орлика, и в Варницу, на высокий берег Днестра, где великий украинский гетман Иван Мазепа отошел в лучший мир. На этом месте тоже стоит скромная гранитная плита, напоминающая об этом печальном событии. И сразу возникает логичный вопрос: "А где же похоронен великий гетман?" Ответа государственного значения до сих пор нет. Есть спор версий, легенд и мифов, который можно назвать информационной войной. Кому-то хотелось бы найти могилу и оказать почести ей согласно статусу украинского гетмана, а потом сделать своеобразным репером исторической памяти. А кому-то выгодна версия, согласно которой его прах сожгли или выбросили в Дунай, или еще хуже - вывезли в Москву.

Галац и галичане

Вот с таким сомнительным багажом отправился я осенью 2017 г. в румынский Галац, будучи уверенным, что старинный город, Дунай, местные жители и артефакты прошлых времен что-то да подскажут мне, как уже не раз было в моей практике. За риск и поиски я получил щедрое вознаграждение. Возле памятника Мазепе, что в парке Свободы, встретил украинскую делегацию во главе с третьим украинским президентом Ющенко. В ее составе, кроме экс-руководителя государства, - директор Батуринского музея Наталия Реброва; бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Румынии, доктор исторических наук Теофил Рендюк.

Они говорят, что знают точное место погребения великого гетмана. И я, конечно же, еду с ними. Мы оказываемся на высоком берегу Дуная, на небольшом пятачке между коробками многоквартирных домов, напоминающих наши хрущевки. Ничто не указывает на то, что в этом месте более 300 лет назад был похоронен украинский гетман. Маленькая грядочка. Молоденькая яблонька... "Это здесь?!" - вырывается у меня неуместный вопрос. Все молчат. Да, это здесь. А я же несколько раз проходил по набережной мимо этого места в поисках памятника, но глазу так и не удалось зацепиться за что-либо существенное, связанное с предметом поиска!

Сильное, магическое место. Здесь понимаешь тысячелетний характер войны с Россией, войны видимой и невидимой, активной и пассивной. То, что я здесь услышал и увидел, а также встреча с профессором Теофилом Рендюком помогают сложить все пазлы загадочной истории погребения Мазепы в одну картину. Этот ученый, находясь долгое время на должности украинского посла в Румынии, сумел собрать и проанализировать уникальные румынские, шведские, французские и другие источники, благодаря которым воссоздал многие забытые страницы истории Казацкой эпохи.

Путь в Иерусалим

Похоже, что и приднестровские украинцы запутались в многочисленных версиях, когда решали, где ставить памятный знак в честь Мазепы. Поставили в Варнице, якобы на том месте, где он умер. Однако Теофил Рендюк доказывает, что гетман жил в Бендерах, под защитой крепости, а в Варнице его похоронили на территории небольшой православной церкви, которая простояла до 1932 г. Поэтому вполне возможно, что этот знак стоит на месте первого погребения гетмана. Похороны были пышными и многолюдными. И ни один из источников не вспоминает об обеде. Но он был. Ну как же без него? В православном обществе, наверное, не было казака, который не опрокинул бы чарку за гетмана. Недолго боролись со сном казаки, поставленные охранять свежую могилу. Лишь под утро проснулись от бешеного собачьего лая. Продрали глаза - а возле могилы суетятся какие-то тени... Бахнули наугад из ружей, и вмиг рассыпался этот жуткий бесовский клубок, затопотали, удаляясь в глубь степи, лошадиные копыта. Бросились к могиле - а гроб разрыт. Правда, разграбить ее воры не успели. Пришлось утром снова звать священника и хоронить гетмана повторно. Стражу удвоили и держали вокруг церкви вплоть до марта 1710 г.

Это был период, когда в казацкой среде заканчивался процесс вызревания мысли о преемнике Мазепы. Казацкая рада была назначена на 5 апреля, однако до тех пор должны были перехоронить гетмана в надежном месте. Оставлять его в чужой земле нельзя было по трем причинам. Здесь не действовали христианские законы и обычаи. Это пограничное место было в зоне досягаемости сатрапов Петра І, приказавшего найти и доставить к нему Мазепу живым или мертвым. А еще гетман завещал, чтобы его похоронили в иерусалимском храме Гроба Господня, которому он посылал щедрые пожертвования, в частности большую икону, украшенную серебром и золотом, с изображением библейских сюжетов. Выкопали гроб, положили на подводу и тронулись в сторону Ясс - тогдашней молдовской столицы. Причем Орлик всем объявил, что Мазепу похоронят в одной из церквей молдавской метрополии. Это заявление и направление, взятое казацким обозом, сбили с толку не только царских шпионов, но и многих историков, которые потом искали его погребение в Яссах. Остановившись в каком-то селе на полпути в Яссы, охрана нового гетмана распустила слухи, что казаки остаются здесь ночевать. Но едва село заснуло, они тронулись в противоположном направлении - на юг. План был такой: добраться до Галаца, дальше - судами по Дунаю к морю, затем по Эгейскому морю в город Тир, а там уже по суше в Иерусалим. Однако, когда прибыли в Галац, возникла проблема: турки наотрез отказались перевозить тело православного, хотя Андрей Войнаровский предлагал им огромные деньги, а на руках у казаков был фирман - разрешение правителя великой Османской империи на погребение в Иерусалиме. Знал о фирмане и правитель Молдовы Николаос Маврокордатос.

Была уже весна, с каждым днем становилось теплее, нужно было на что-то решаться. Узнали, что в Галаце есть церковь Святого Георгия, которая называлась еще и Иерусалимской, поскольку канонически подчинялась храму Гроба Господня в Иерусалиме. Казаки воспринимают эту весть как знак судьбы. Если не удается добраться до Святых Мест, то почему не похоронить своего предводителя "в Иерусалиме" символически? На том и порешили. Гроб поставили в церкви Пречистой Девы Марии, а тем временем в церкви Святого Георгия, которая была почти рядом, в каком-то километре, выкопали гробницу прямо перед алтарем. От церкви до церкви за гробом - человеческий поток. Прощай, гетман, теперь уже навсегда! Это уже было третье погребение и третья панихида.

...В 1711 г., ровно через год после погребения, близ Галаца произошла стычка между восставшими румынами и турками. В город ворвались янычары вместе с татарами. От местных они узнали, что в церкви Святого Георгия похоронен великий украинский гетман вместе с его сокровищами. Второпях сняли надгробную мраморную плиту с гербом Ивана Мазепы, открыли гроб, забрали саблю, украшенную бриллиантами, другие украшения, а останки сбросили с холма. Но когда турки убрались восвояси, местные православные во главе со священником храма Святого Георгия, который получил большие деньги, чтобы поминать Мазепу при каждой службе, отыскали прах гетмана и вновь похоронили перед алтарем с соответствующим православным ритуалом. Накрыли это место плитой с родовым гербом Мазепы, а точнее - двумя ее обломками, оставшимися от мародерского набега турок. Это было четвертое (!) перезахоронение гетмана.

Могила и церковь оставались нетронутыми вплоть до 1835 г. Сто лет поминали в этой церкви Мазепу, пока в ней не заступили на службу греческие монахи-фанариоты, не знавшие, кто такой Мазепа. В 1835 г. умирает начальник Галацкого порта Дерекчи-паша, православный, который ради карьеры взял турецкое имя и стал пашой. Когда он тяжело заболел и был уже одной ногой в могиле, его родственники принялись искать место для погребения. Места вдоль стен были заняты. Заплатили большие деньги митрополиту и священнику, у которых уже не было обязанностей перед казаками, а потому дали разрешение на погребение в склепе Мазепы, точнее, на уплотнение, поскольку гроб гетмана не выбросили, а подвинули в сторону. Таким образом, произошло еще одно, пятое, перезахоронение гетмана, ведь его могилу снова побеспокоили.

Как рассказывает профессор Теофил Рендюк, на Балканах, в частности в Румынии, сложилась традиция, по которой родственники умершего спустя семь лет после погребения выкапывают его останки, моют, одевают в новую одежду и снова хоронят, уже навечно. Повторяют поминание: в 9-й, 40-й день, в годовщину. В 1842 г. такую же процедуру выполнили и с останками Дерекчи-паши и Мазепы. Для гетмана это было уже шестое перезахоронение.

Вскоре, из-за распрей бояр и богатых людей за право быть похороненными в церкви, где уже не было для этого места, господари Валахии и Молдовы утвердили решение не только запретить хоронить в церквях, но и изъять оттуда все останки прежде похороненных. Дошла очередь и до Дерекчи-паши с Мазепой. Гетмана перезахоронили в седьмой и последний раз не на церковном кладбище, а на почетном и видном всем месте справа от входа. Сверху положили белую мраморную плиту в форме прямоугольника 40х60 см с изображением орла и надписью, фотокопия которого сохранилась до наших дней. Это подтверждают и церковные источники, свидетельства очевидцев и паломников. В 1845 г. исследователь и издатель молдавских летописей М.Когельничану после посещения церкви Святого Георгия в Галаце писал, что останки Дерекчи-паши вместе с останками Мазепы после панихиды перенесли в новый склеп справа от входа к церкви. Упомянутую мраморную плиту видел и французский дипломат Адольф д'Авриль, о чем он написал в своей книге, изданной в 1876 г.

В 1877-м в Галаце была расквартирована российская воинская часть, возвращавшаяся с российско-турецкой войны. Лейтенант этой армии, украинец Скадовский, прогуливаясь по городу, зашел в церковь Святого Георгия. Позже в воспоминаниях он написал, что глазам своим не поверил: не ожидал найти здесь могилу легендарного гетмана, чье имя сразу оживило в его памяти яркую страницу украинской истории.

Семь погребений! Хочешь не хочешь, а приходится верить в мистическую силу анафемы, наложенной на Ивана Мазепу Московской церковью сразу после того, как он заключил союз со шведами. Это означает, что московиты объявили вне Божьего закона не только гетмана, но и саму идею свободы и независимости украинского народа. Так вот почему выдающийся украинский кинорежиссер Юрий Ильенко назвал свой фильм о нашем герое "Молитва за гетмана Мазепу"! Он одним из первых понял насущную необходимость в мощной постоянной молитве всего мирового украинства и цивилизованного мира за его душу и дело...

Еще 74 года покоя. В 1962 г. над церковью Святого Георгия начали сгущаться тучи. Мозолила она кому-то глаза и, очевидно, не столько румынским, сколько московским вождям, которые хотели стереть с лица земли даже воспоминание о святом месте. Церковь зацепили тросами и стянули в Дунай. На ее месте вырыли котлован под жилой дом. Свидетельства об этом событии противоречивы. Кто-то утверждает, что все погребения были перенесены в другое место, кто-то - что экскаваторщики побоялись копать глубоко, поэтому сняли лишь верхний пласт почвы, не зацепив место притвора...

В поисках гетмана

...12 октября 2017 г. Берег Дуная в Галаце. Действующие лица те же, разве что присоединились директор местного историко-краеведческого музея Кристиан Килдерару и профессор истории Дан Буйклиу.

Теофил Рендюк: "Мы находимся на плато, где была церковь, примерно метрах в десяти от входа. В 400 метрах отсюда - действующая церковь Пречистой Девы Марии. Их связывали подземный переход и дорога. Можно использовать для расчетов и эти 400 метров... Господин директор предлагает идею: поднять топографический план и план города 1950-х годов, наложить на это место, тогда точно будем знать, где была эта церковь, будет видно, какая часть церкви попала под блок, а какая осталась..."

Виктор Ющенко: "Вы можете сделать это за неделю? Потому что мы хотим отправить ходатайство в Министерство культуры и науки. Было бы хорошо при этом опираться на аргументы..."

А.К.: "Речь идет о раскопках?"

Виктор Ющенко: "Да, о раскопках".

Чиновник: "Если какие-то останки будут найдены, остается одно - экспертиза, ведь мать Мазепы похоронена в Киево-Печерской лавре..."

А.К.: "Что потом? Перезахоронение в Батурине?"

Виктор Ющенко: "Да, он должен вернуться домой. Ивану Степановичу уже надоело по чужим краям мыкаться..."

Можно было бы поставить на этом точку, но ноги сами ведут на набережную. Пробираюсь сквозь теплую паутину дунайского бабьего лета и сплетение противоречивых мыслей. Какое впечатление произведет на Украину и на весь мир возвращение Мазепы на родную землю? Думаю, это будет явление, которое по результату и содержанию будет напоминать Большой взрыв, но взрыв духовный, который, возможно, разбудит от многовековой летаргии нашу способность мыслить, сопротивляться чужим влияниям.

Поднимаюсь на возвышение, где сияет куполами церковь Пречистой Девы Марии - близнец церкви Святого Георгия по стилю и архитектуре. Когда-то это были генуэзские крепости, перестроенные в православные храмы. Напомню, что Мазепа здесь тоже был, перед последним "переходом" в церковь Святого Георгия. Маленькую, уютную, но безграничную для молитвы. Почему его здесь не похоронили? Эта мысль настолько естественна и логична, что некоторые мифы и легенды утверждают, будто последним приютом гетмана стало именно это место. И его тоже необходимо приобщить к перечню украинских Иерусалимов...