Предатели Родины или преданные Родиной?

Автор : Константин Никитенко
22 июня 16:24

Судьба советских военнопленных.

 

22 июня 1941 года - начало советско-германской войны. Одной из табуированных тем в СССР долгие годы была тема советских военнопленных.

Плен... Что на войне может быть страшнее? Ты больше не солдат, не хозяин собственной жизни. Но на войне плененные были всегда, от этой горькой участи не застрахован ни один солдат. Но мировая история не знала такого количества пленных, как бойцов и офицеров Красной армии во Второй мировой войне.

Некомпетентность военно-стратегического руководства И.Сталина была просто вопиющей. Фактически большинство его приказов можно свести к двум формулам: "Ни шагу назад", а со временем - "Взять любой ценой". Скольких окружений и трагедий можно было бы избежать, сколько человеческих жизней можно было спасти, если бы не эти нереальные приказы! Именно приказы И.Сталина привели к трагедии 6-й и 12-й армий Южного фронта в так называемом Уманском котле (в августе 1941 г. в плен попало более 100 тысяч бойцов). Воины оказались в зловещей "Уманской яме". Запрет Сталина оставлять Киев вызвал окружение уже в следующем месяце еще четырех армий (665 тысяч воинов). Следствием недооценки врага, тактических просчетов командования было и повторение ситуации под Харьковом уже в мае 1942-го - в плену оказались 240 тысяч бойцов. И это были далеко не последние невинные жертвы войны.

Кстати, немцы "отдали должное" усилиям Сталина. Так, командование группы армий "Юг" 12 сентября 1941 г. отмечало: "Опасение, что красное командование откажется от серьезной обороны Днепра и оттянет свои силы на восток, не оправдалось. Более того, русские, кажется, еще раз хотят сделать германскому командованию услугу, удерживая фронт, которому угрожает окружение с двух сторон, и подвергая свои силы опасности уничтожения". "Услуга" в самом деле была царской - приказ отступать на восток не был отдан ни 12, ни даже 16 сентября… Только 17 числа, когда вражеское кольцо уже замкнулось, Ставка наконец-то разрешила оставить Киев. Как следствие - сотни тысяч красноармейцев, не сумев прорваться из окружения, оказались в плену…

Анализируя немецкие сообщения, отмечаем даже некоторую растерянность нацистов: они не знали, что делать с таким количеством пленников (возникали проблемы с расположением, питанием, охраной и т.п.). Например, 4 июля 17-я армия взяла в плен 6 офицеров и 420 солдат, а через два дня, 6 июля, количество плененных этой армией составляло уже почти полторы тысячи красноармейцев. В целом в конце августа в плену оказалось около 1 300 000 бойцов РККА. Главные же окружения были еще впереди.

Какой же была дальнейшая судьба пленников? Что сделала Родина, чтобы их спасти? Ведь в начале войны в плен попадали не только отдельные бойцы или офицеры. В окружении оказывались целые армии. Сотни тысяч, миллионы красноармейцев. Миллионы! Но были ли реальные попытки помочь им вырваться из окружения?

О военнопленных говорили исключительно в негативном контексте. Знаменитый приказ №270 от 16 августа 1941 г. приравнивал плен к дезертирству и лишал семьи военнопленных помощи и выплат, которые они получали как семьи военнослужащих. Родственников попавших в плен офицеров сразу репрессировали. А.Довженко записал в своем дневнике: "Раньше солдату, который убежал из плена, давали награду. Сейчас сажают в тюрьму". Главный пропагандист, заместитель председателя СНК Л.Мехлис выдвинул тезис: "Каждый попавший в плен, - предатель Родины". Аргументация была короткой - каждый советский человек перед угрозой плена должен был убить себя: "Лучше смерть, чем фашистский плен".

Впрочем, не только пропагандисты презирали пленных. Военное командование действовало в полном соответствии с заданной линией. Г.Жуков 28 сентября 1941 г. шифрограммой приказывал: "Растолковать всему личному составу, что все семьи тех, кто сдался в плен, будут расстреляны, а после возвращения из плена они также будут все расстреляны".

Писатель К.Симонов вспоминал свои разговоры с Жуковым уже после войны. Он заметил, что вопрос пленных "затрагивал какие-то сильнейшие и глубочайшие струны души" маршала. Симонов не знал о шифрограмме, но чувствовал, что старого военачальника что-то чрезвычайно смущало. Жуков с горечью говорил о том, что по английским законам солдат, попавший в плен, полностью получал за все время своего пребывания там не только положенное ему жалованье, но еще и надбавку за тяжелое положение, в котором он оказался. В СССР такого солдата считали предателем…

Маршал старался во всем обвинить Систему, Сталина, Мехлиса… но сам он тоже был ее частью. Как свидетельствуют документы, сам Жуков приложил руку к травле солдат, сданных командованием в плен.

Только в Украине немцы построили свыше 180 лагерей военнопленных. Самыми крупными были Дарницкий лагерь под Киевом, Владимир-Волынский на Волыни, "Богуния" на Житомирщине, "Цитадель" во Львове, "Уманская яма" на Черкащине. СССР не подписал Женевскую международную конвенцию 1929 г. относительно военнопленных. И это, безусловно, сказалось на судьбе пленников. Смертность в лагерях была чрезвычайно высокой. В среднем в Украине гибли две с половиной тысячи человек в сутки. Так, в Шталаге 346 каждый день умирало 50 пленных, в дулагах 182 и 205 - приблизительно 20 человек. В целом в этих лагерях за год погибло 80–87% пленников.

Конечно, нацисты приложили много усилий для того, чтобы ситуация с советскими пленными сложилась именно так. Уже в начале июля 1941 г. было проведено срочное совещание при участии начальника административной службы при верховном командовании вермахта генерала Рейнеке, представителя службы, занимавшейся военнопленными, Броера, представителя абвера Лахузена, шефа гестапо Мюллера. Результатом совещания стало принятие директивы: "Большевистский солдат потерял всякое право на то, чтобы с ним вели себя согласно Женевской конвенции как с противником, которого уважают… Надо отдать приказ действовать безжалостно и энергично в ходе малейших случаев непокорности, особенно когда это касается большевистских фанатиков. Непокорность, активное или пассивное сопротивление должны быть немедленно сломлены силой оружия (штыком, прикладом или огнестрельным оружием). Те, кто старается выполнить настоящий приказ, не используя оружия или недостаточно энергично, должны подвергнуться наказанию… По пытающимся бежать военнопленным нужно стрелять без предупреждения. Не должно быть никаких предупредительных выстрелов… Применение оружия против военнопленных является, как правило, законным". Выполнением настоящих приказов занималось ведомство Мюллера.

В течение 1941 г. нацисты издали много разных директив, приказов, инструкций и памяток, в которых растолковывали правила содержания советских военнопленных. Дух и буква документов были полностью подчинены упомянутой выше формуле "действовать безжалостно и энергично". Гитлер в приказе от 10 ноября 1941 г. писал: "Вина за войну, а следовательно и те злоключения, которые приходится терпеть военнопленным, возлагается на московских правителей… Военнопленные должны своей собственной шкурой заплатить за ошибочную политику московского большевистского правительства".

Как правило, условия в немецких лагерях были несовместимы с жизнью. Характерный пример - Дарницкий лагерь. Он был расположен в трех километрах от бывшего дачного поселка Новая Дарница близ железнодорожной станции Дарница (ныне в пределах Дарницкого района Киева). Под помещения для пленных в октябре 1941 года были отведены четыре барака бывшего военного склада. Сначала в лагере содержали 30–35 тысяч солдат, со временем их количество увеличилось. Однако приспосабливать бараки для жизни людей нацисты даже не собирались. Также и в медицинском обслуживании и питании. Узникам в сутки выдавали 150–200 граммов так называемого хлеба (в его состав входили не только отруби, но и древесные опилки) и тарелку баланды. Разумеется, об отоплении бараков в условиях вскоре наступившей суровой зимы оккупанты не заботились. В переполненном лагере многие пленные спали просто на бетонном полу, плотно прижавшись друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. Многие из них утром уже не просыпались… Голод и холод, простуды и воспаление легких, эпидемии и желудочные болезни, издевательства охранников, "стрелявших с твердым намерением попасть в цель", - все это служило причиной огромной смертности узников. В Дарницком лагере погибло 75 тысяч человек.

Но не только красноармейцы гибли в фашистских лагерях смерти. Пересмотр нацистских взглядов на украинский вопрос привел к тому, что Украину рассматривали лишь как ценный трофей. О создании независимого государства (даже марионеточного) не было и речи. Реакция А.Гитлера на акт провозглашения Украинского государства во Львове 30 июня 1941 г. была резко негативной. С.Бандеру, Я.Стецько и некоторых других лидеров националистического движения немцы арестовали и бросили в концентрационный лагерь. Были замучены насмерть братья Степана Бандеры Василий и Александр. Начались репрессии, аресты и пытки патриотов по всей Украине.

В немецком рапорте от 15 сентября 1941 г. акцентировано внимание на том, что ОУН "пропагандирует национальные политические идеи", которые "представляют острую опасность для германских интересов сегодня и в будущем". Только в сентябре 1941-го были арестованы около двух тысяч и расстреляны несколько сотен членов "походных групп" ОУН. В Бабьем Яру погибла украинская поэтесса Елена Телига. 25 ноября 1941-го гитлеровское командование отдало приказ: "Все активисты движения Бандеры должны быть немедленно арестованы и после основательного допроса тайно уничтожены как грабители". В отчетах в столицу о деятельности полиции безопасности и СД появилась рубрика "Украинское движение сопротивления", в которой каждые 10 дней сообщали об арестованных и расстрелянных патриотах.

Отныне айнзатцгруппы регулярно отчитывались в Германию об арестах и ликвидации активистов ОУН(б). Вот, например, сообщение от 4 февраля 1942 года: "Захваченные печатные материалы и показания разных бандеровцев, арестованных в последнее время, снова доказывают, что сторонников бандеровского движения невозможно привлечь к какому-то положительному сотрудничеству. Остается только избранный путь полнейшего уничтожения этого движения".

Довольно объективную оценку бандеровскому движению дал, как ни странно, нарком госбезопасности УССР С.Савченко в сообщении от 23 мая 1943 года: "Ряд источников и захваченных нами документов свидетельствуют о том, что, несмотря на массовые репрессии немцев, среди оуновцев, в частности среди сторонников Бандеры, последние не только не свернули свою работу, а наоборот, перейдя в подполье, значительно усилили ее. Установлено, что ОУН распространила свою деятельность на всю оккупированную территорию Украины. Во все области УССР ОУН направляет своих эмиссаров, создает подпольные организации, центры и легионы, готовит необходимые кадры для вооруженной борьбы". Активисты движения пополняли ряды заключенных в концлагерях.

Вспомним и о судьбе сына Сталина Якова, попавшего в плен в начале войны. Вместе со многими миллионами воинов он пережил все ужасы немецких лагерей (только в 1941 г. через плен прошли 3,9 миллиона советских военнопленных; по подсчетам исследователей, всего за войну - 5,7 миллиона). "В лагерях Гитлера нет русских пленных, а есть только русские предатели. И мы покончим с ними, когда завершится война", - заметил Сталин в интервью западному корреспонденту. Таким был официальный приговор этим бойцам. 14 апреля 1943 г. Яков отказался войти в барак и бросился в "мертвую зону" - охранники лагеря стреляли…

Люди были лишь пешками в игре диктатора. Пешками, которых легко и без сомнений можно было принести в жертву, если того требовала ситуация. Такими жертвами стали многочисленные армии, которым запрещалось отступать в начале войны.

В целом только на территории Германии действовало 1100 концлагерей. Две трети пленных (почти четыре миллиона) не дожили до конца войны. Заметим, что отношение к пленным из СССР было жесточайшим. Например, бывший французский военнопленный свидетельствовал: "В 1941 году я присутствовал во время первого прибытия русских военнопленных в "Шталаг", Нойбранденбург. Это было ужасно. Русские были самыми настоящими скелетами, в которых еще тлели остатки жизни. У многих из них были раны от штыков на ягодицах и спине. Некоторых немцы убивали, некоторые самые падали замертво от истощения при малейшем движении… В эти минуты мы поняли, на какую утонченную жестокость способны гитлеровцы. Каждое утро немецкие офицеры и унтер-офицеры посещали лагерь русских военнопленных. Они говорили: "Мы идем тренироваться в стрельбе по живым мишеням". Приблизительно 200 русских умирали каждый день. Их убивали, они умирали от болезней и голода".

Мученическая гибель пленных не беспокоила большевистских лидеров. В отношении их твердо соблюдалась жесткая линия. СССР игнорировал Женевскую конвенцию и два ее важных пункта - о предоставлении плененным права на получение посылок и об обмене списками пленных. Впоследствии один из бывших пленных на допросах в СМЕРШ, услышав обвинение в "измене Родине", спросил своих палачей: "…скажите мне, почему советское руководство предало нас? Почему оно предало миллионы пленных? Мы видели военнопленных разных национальностей, и о них всех заботились их правительства. Они получали через Красный Крест посылки и письма из дома, только русские не получали ничего. В Касселе я встречал американских плененных, негров, они делились с нами печеньем и шоколадом. Почему же советское правительство, которое мы считали своим, не выслало нам хотя бы черствых сухарей? Разве мы не воевали? Не защищали наше правительство? Не воевали за Родину?"

Даже освобождение из немецких концлагерей не положило конец мучениям этих людей. Уже в мае 1945-го специальной директивой Сталина в расположении 1–4-го Украинских и 1–2 Белорусских фронтов было создано 100 фильтрационных лагерей для проверки контингента пленных. За это отвечал орган советской контрразведки СМЕРШ.

Людей пытали целыми днями. Первыми вопросами были: "При каких обстоятельствах попал в плен?", "Почему не застрелился?!". Многие пленные после "освобождения" из гитлеровских лагерей попадали в сталинские… А иногда не происходило даже формального изменения дислокации. Показательной является судьба узников концлагеря Бухенвальд.

Например, Джон Ноубл, который был его узником, оставил свидетельство: "Там, в бараках, люди буквально умирали, и охранник, проходя, касался пальца на ноге (лежавших на нарах пленных. - К.Н.), и если палец был еще теплый, он его учитывал… Потому узники старались поддерживать пальцы в тепле (пальцы уже умерших товарищей. - К.Н.)… и охранник, проходя, думал: "Он еще жив" - и выделял на него порцию пищи на следующий день".

Жуткое описание выживания в лагере смерти. Таких воспоминаний о Бухенвальде написано много, но события, которые описал Ноубл, происходили… в 1948 году!

Тысячи книг посвящены зверствам нацистов в этом лагере смерти, но мало кто знает, что после освобождения в апреле 1945-го 3-й американской армией этот концлагерь еще целых пять лет НКВД использовал по его прямому назначению. В лагере проходили тщательную проверку бывшие немецкие пленные, а также остарбайтеры (кого в свое время принудительно гнали на работу в Германию). Окончание войны практически никак не сказалось на судьбе несчастных людей. Несмотря на то, что охранники на вышках стояли уже в другой форме и официально назывались "освободителями", изменений не произошло. За пять послевоенных лет в Бухенвальде (спецлагере №2) погибло еще девять тысяч людей. В мирное уже время. После "освобождения"...

За что же именно Джон Ноубл попал в немецко-советский концлагерь? Может, он был опасным уголовным или военным преступником - исполнителем, например, массовых смертных казней гражданского населения? На самом деле Ноубл так никогда и не узнал, в чем конкретно его вина. Хотя сам он считал, что, вероятно, пострадал потому, что его отец владел заводом, на котором изготовляли фотоаппараты, а новая власть просто хотела этот завод "национализировать". Формальным же поводом для ареста стала поездка в Западную Германию на переговоры с поставщиками. Имеет друзей в капиталистическом мире - значит, "враг". Заметим, что в целом Ноубл отсидел почти 10 лет, и даже принимал участие в Воркутинском восстании (освобожден в 1955 г. после личной просьбы президента США Д.Эйзенхауэра).…

Процесс "освобождения" пленных гитлеровских концлагерей был довольно характерным. Так, генерал-лейтенант, Герой Советского Союза В.Петренко, в январе 1945 г. командовавший 107-й стрелковой дивизией 60-й армии Первого Украинского фронта, вспоминал очень красноречивый факт. Когда в конце 1944-го планировалась операция по захвату Силезии, Сталин подчеркнул: "Самое главное - сохранить промышленный потенциал. Он нам очень нужен для будущего". Дивизия Петренко получила задачу захватить город Нойбурн. Но рядом с городом в каких-то шести километрах был концлагерь, который бойцы КА освободили, можно сказать, случайно. В отношении его не было никакой информации, не было сказано ни единого слова, даже беглого упоминания - это на всю жизнь поразило генерала. Задача была конкретная - захватить промышленные объекты: заводы, фабрики, мосты. Их выделяли кругами на разных картах, рисовали стрелки направлений наступления, высшие офицеры разрабатывали стратегические планы неожиданно стремительных ударов по немцам с таким расчетом, чтобы фашисты не успели взорвать важные объекты. В штабах говорили: "Головой отвечаете!" О людях, узниках концлагеря, - ни единого слова, хотя Москва знала об этом лагере. Промышленный потенциал был важнее…

В мировой литературе много написано о японских смертниках-камикадзе. Своеобразный кодекс чести, смерть за Японию и императора… Взрывчатка, привязанная вокруг туловища, или самолет, заправленный топливом только в одну сторону... Многочисленные воспоминания ветеранов, прошедших японскую кампанию, об их встречах с фанатиками-камикадзе шокировали читателей, навсегда оставляя в памяти образ солдата-смертника. Но… Как свидетельствует анализ событий Второй мировой, смертники были не только в японской армии. Если японский камикадзе - это вопрос соответствующего воспитания, причем не одного поколения и, как правило, добровольного согласия, то сколько же бойцов КА против своей воли были назначены на роль смертников?! Даже не пешек в шахматной партии, а просто цифр в статистических сводках. И которыми к тому же нагло и широко манипулировали, занижая реальные потери в десятки раз. Ведь если правду об обстоятельствах гибели или плена миллионов людей так никто никогда и не узнает, то зачем их жалеть? Это логика сталинской Системы (постепенно внедряемой и путинским режимом), которую в полной мере ощутили на себе солдаты: их цинично сдавали в плен в многочисленных "котлах"-окружениях, возврата из которых для многих из них уже не было…