ЗАТИШЬЕ ПЕРЕД ПРИОНОВОЙ БУРЕЙ?

Автор : Павлина Семиволос
02 марта 00:00

«Прионовые заболевания: современное состояние проблемы». Такова была тема обсуждения на заседании ученого медицинского совета Минздрава Украины...

 

«Прионовые заболевания: современное состояние проблемы». Такова была тема обсуждения на заседании ученого медицинского совета Минздрава Украины.

Реальная степень распространения прионовых заболеваний среди людей никому не известна. В мире только количество инфицированных гормональными препаратами, полученными из человеческих гипофизов, еще в 1998 г. достигло четырех тысяч. Большинство из них уже умерли. В 2000-м от нового варианта болезни Крейтцфельда-Якоба (обусловленного инфицированием от коров) в Великобритании погибло девяносто четыре человека — в два раза больше, чем за последние пять лет. Трое умерших зарегистрированы во Франции, по одному — в Ирландии и Бельгии. Кстати, из девяноста четырех пострадавших от нового варианта болезни Крейтцфельда-Якоба британцев тринадцать были донорами крови. А донорская кровь из Великобритании поступала в одиннадцать стран, в том числе и в соседнюю с нами Россию...

О реальном состоянии «прионовых дел» в Украине сегодня даже приблизительно не знает никто: нет надлежащей диагностической базы, соответственно, нет системы эпидемиологического надзора, большинство врачей-практиков и научных сотрудников специализированных медучреждений практически ничего не знают о прионах и связанных с ними болезнях людей. Да о чем говорить, если вышеупомянутое заседание ученого медицинского совета скорее напоминало ликбез для его участников, нежели общение высококомпетентных специалистов!

Честно признаюсь, впечатление, которое оставило после себя заседание, было тягостным. Но не будем лишний раз задаваться сакраментальным вопросом: «Почему мы зашевелились только сейчас?» Оставим его на совести тех, кто еще вчера закрывал глаза на прионовую проблему и убеждал нас, мол, «в Багдаде все спокойно». Лучше попытаемся разобраться: что происходит на самом деле?

В своем интервью нашему изданию («ЗН», №5, 2001 г.) заместитель председателя Госдепартамента ветеринарной медицины Украины Александр Кучерявенко сказал: «При каждой областной ветеринарной лаборатории функционируют отделы гистологии. Они проводят все необходимые исследования, полностью контролируют ситуацию (относительно прионовых заболеваний. — П.С.)». В то же время профессор Донецкого государственного медуниверситета Валерий Шлопов, выступавший с докладом на заседании, убеждена: «Сегодня в стране нет ни одной (выделено мной. — П.С.) патогистологичесиой лаборатории, которая могла бы обеспечить элементарную не только прижизненную, но и посмертную диагностику прионовых заболеваний». Далее. Господин Кучерявенко утверждал (цитирую): «С 1989 года в Украине существует строжайший запрет на ввоз животных из государств, где были зарегистрированы случаи заболевания (губчатоподобной энцефалопатией. — П.С.)». Академик-секретарь Украинской академии аграрных наук Григорий Богданов: «Завоз животных в Украину идет бесконтрольно, в нарушение всех существующих запретов. В декабре прошлого года к нам завезено поголовье из Германии, где ситуация с прионовыми заболеваниями среди крупного рогатого скота день ото дня обостряется». Комментарии нужны?

Итак, что мы имеем на сегодняшний день? Повторюсь: ноль достоверной информации о прионовой ситуации в Украине. Зато множество грандиозных планов. АМН утвердила научную тему под руководством главного эпидемиолога МЗ Украины, члена-корреспондента НАН Украины и АМН Украины, профессора Аркадия Фролова. Она предусматривает эпидемиологические, вирусологические, клинические исследования, поиск факторов, ускоряющих и замедляющих течение прионовых заболеваний. Две недели назад на рассмотрение Кабмина предоставлен комплексный план действий по предотвращению у животных и людей прионовых инфекций и борьбе с ними, по заданию Президента Украины разработанный МЗ совместно с Госдепартаментом ветеринарной медицины и Минагропромом. Планом, в частности, предусмотрено создание специализированного центра под условным названием «Эпидемиология, диагностика и профилактика прионовых инфекций», соответствующего межведомственного комитета, расширение международной кооперации отечественных и зарубежных ученых, работающих по данной проблематике. Одним словом, по мнению профессора Фролова, на нынешнем этапе все упирается лишь в государственную поддержку и деньги, необходимые для создания надлежащей научно-исследовательской базы.

Наверняка «порадует» читателя и вот такая информация, прозвучавшая на заседании из уст Григория Богданова: если завтра в России обнаружат губчатоподобную энцефалопатию, послезавтра она будет в Украине. РФ же сегодня закупает миллионы тонн говядины у Германии.

И последний, отнюдь не мажорный аккорд. Член-корреспондент НАН Украины и АМН Украины, заведующий кафедрой микробиологии Украинского национального медуниверситета Владимир Широбоков убежден: прионовым заболеваниям подвержены не только коровы и овцы, но и свиньи...