ЯЙЦА КУРИЦУ УЧАТ

27 декабря 00:00

В 1900 г. Л.Соболев, молодой ученый, работавший в Военно-медицинской академии в Петербурге, открыл секрет диабета и его лечения...

 

В 1900 г. Л.Соболев, молодой ученый, работавший в Военно-медицинской академии в Петербурге, открыл секрет диабета и его лечения. О своих изысканиях он рассказал на заседании Общества русских врачей и напечатал сообщение в «Еженедельнике русской практической медицины» и в немецком журнале общей патологии и патологической анатомии. Но его не услышали. За 11 лет до этого двое немецких ученых обнаружили, что удаление поджелудочной железы вызывает у собак диабет. Но понять связь между пищеварительной функцией этой железы и ее влиянием на уровень сахара в крови никто не мог. Соболев понял. В ткань поджелудочной железы, выделяющую пищеварительный сок, вкраплены особые клетки - островки Лангерганса. Они-то, как говорил Соболев, и служат «морфологическим субстратом той функции железы, которая связана с углеводным обменом». Он предложил использовать для лечения диабета тот же самый метод, который через 20 лет изобрел канадский врач Бантинг, получивший инсулин, а за него и Нобелевскую премию. Имя Соболева в России было забыто. Вспомнили о нем лишь в 1936 г., когда был переведен с немецкого очередной том эндокринологического руководства «Гормоны». В нем было сказано, что все основные идеи Бантинга сформулированы Соболевым.

Отчего все это произошло? Диабетом в России занимался В.Пашутин, начальник Военно-медицинской академии. Пашутин считал, что диабет возникает из-за нарушений функций печени. Автором этой теории был знаменитый французский физиолог Клод Бернар. Бернар, наблюдая, как укол в определенную часть мозга вызывает у животного непродолжительное повышение сахара в крови, решил, что диабет происходит «вследствие избыточной деятельности нерва», заставляющей печень выбрасывать в кровь много сахара. И вот появляется юнец, который хочет доказать, что великий Клод Бернар ошибался, а вслед за ним ошибается и сам Пашутин. Можно ли стерпеть такое? И Пашутин отвергает идею Соболева с порога. Ему даже в голову не приходит организовать экспериментальную проверку новой идеи хотя бы для того, чтобы доказать Соболеву, что яйца курицу не учат.