СКОЛЬКО СТОИТ ГЕНОМ ДОСТРОИТЬ?

Автор : Оксана Приходько
14 июля 00:00

После вспышки «геномной эйфории», охватившей весь мир в конце прошлого месяца, акции биотехнологических компаний уверенно устремились вверх...

 

После вспышки «геномной эйфории», охватившей весь мир в конце прошлого месяца, акции биотехнологических компаний уверенно устремились вверх. По оценкам некоторых аналитиков, эти акции в течение ближайших пяти лет смогут принести от 15 до 50 процентов ежегодной прибыли.

Тем не менее для осуществления этих прогнозов необходимо соблюдение некоторых условий. Во-первых, по словам Даниэля Ричнера, сопредседателя швейцарского Lombard Odier Immunology Fund, для достижения коммерческого успеха биотехнологические компании должны перейти от выискивания знакомых букв в «книге бытия» к пониманию заложенного в нее смысла. А до этого пока еще очень и очень далеко. И самой важной вехой на этом пути должно стать составление бизнес-планов. Умением же их составлять похвастаться могут лишь единичные компании. Ведь те грандиозные задачи по профилактике наследственных заболеваний и по выращиванию донорских органов, которые требуют колоссальных капиталовложений, начнут окупаться лишь спустя годы, а инвесторам хочется получить немного радости для себя уже сегодня.

Вот и получается, что в «передовики капиталистического труда» выходят те компании, которые труднодостижимые цели умеют размечать промежуточными и легко достижимыми вехами. Например, компания Affymetrix, которая параллельно с расшифровкой генома человека занималась коммерческим производством микрочипов, способных распознавать отдельные последовательности генов в домашних условиях. В результате — ее акции, которые не так давно продавались по 4 доллара за штуку, сейчас стоят уже 165 долларов.

Не менее обещающим является и решение проблемы транспортировки лекарственного препарата к точному месту своего назначения в пределах человеческого организма. Ученые считают, что эта задача вполне разрешима, а экономисты утверждают, что она к тому же еще и весьма прибыльна с коммерческой точки зрения. Таким образом, современным ученым нужно еще и овладевать приемами маркетинга. Либо же находить для себя крепкого менеджера, который способен согласовывать между собой чисто научные и чисто коммерческие интересы. Ведь даже самым пламенным энтузиастам нужны значительные средства на техническое оснащение своих лабораторий.

Оксана ПРИХОДЬКО по материалам зарубежной прессы