"Сердце Евразии" в сердце Украины

Автор : Лидия Суржик
15 мая 00:00

Центр детской кардиологии и кардиохирургии (ЦДКК), основателем и директором которого является профессор Илья Емец, уже на протяжении трех лет сотрудничает со швейцарским медицинским фондом "Сердце ЕврАзии" (EurAsia Heart Foundation) под руководством выдающегося кардиохирурга профессора Пауля Фогта. В небольшом перерыве между операциями и деловыми встречами известный швейцарский кардиохирург, президент Фонда "Сердце ЕврАзии" Пауль Фогт согласился ответить на вопросы ZN.UA.

 

Центр детской кардиологии и кардиохирургии (ЦДКК), основателем и директором которого является профессор Илья Емец, уже на протяжении трех лет сотрудничает со швейцарским медицинским фондом "Сердце ЕврАзии" (EurAsia Heart Foundation) под руководством выдающегося кардиохирурга профессора Пауля Фогта. Результат этого сотрудничества - решение создать на базе ЦДКК международное медицинское учреждение, которое будет предоставлять высококвалифицированную помощь четвертого уровня пациентам из стран Европы и Азии.

Профессор Фогт оперирует взрослых пациентов со сложными сердечнососудистыми патологиями, а профессор Емец - детей с врожденными пороками сердца, в частности новорожденных, в том числе в первые часы (!) жизни. Неоднократно работали вместе, выезжая оперировать в другие страны. Так, в прошлом году Фогт и Емец прооперировали 18 пациентов (швейцарский хирург - 8 взрослых, а украинский - 10 детей) в Мьянме (бывшей Бирме) и Камбодже. Одна из маленьких пациенток профессора Емца считалась безнадежной, в нескольких зарубежных странах отказались ее оперировать из-за сложности врожденной сердечной патологии. Украинский кардиохирург взялся за операцию, и сегодня с фотоснимка улыбается хорошенькая черноглазая девочка.

Профессиональный тандем двух известных кардиохирургов оказался удачным. Пауль Фогт уже не впервые приезжает в столицу Украины, на этот раз он привез с собой гуманитарный груз для ЦДКК на сумму более 1 млн швейцарских франков, что в гривневом эквиваленте составляет приблизительно 30 млн. Предполагается привлечение солидных иностранных инвестиций для Центра, развития его инфраструктуры и установки самой современной лечебно-диагностической аппаратуры. В небольшом перерыве между операциями и деловыми встречами известный швейцарский кардиохирург, президент Фонда "Сердце ЕврАзии" Пауль Фогт согласился ответить на вопросы нашего еженедельника.

- Профессор Фогт, почему Киевский ЦДКК должен стать базовым в рамках программы МФ "Сердце ЕврАзии" на Евразийском континенте? Чем вас заинтересовал именно этот центр?

- В течение 15 лет мы объездили много стран на Евразийском континенте, побывали во многих медицинских центрах и больницах. По сравнению с евразийскими центрами, в которых я работал, качество оказания помощи в Центре детской кардиологии и кардиохирургии (как в клинике для новорожденных, так и в клинике для взрослых) отвечает высоким европейским стандартам. Именно поэтому для сотрудничества мы и выбрали киевский Центр.

С профессором Емцем я познакомился несколько лет назад, когда посещал Киев. Мы какое-то время сотрудничали, а потом у нас возникла идея создать международный центр. Проблема в том, что есть очень много пациентов, которые едут в страны Западной Европы, тратя все свои деньги на лечение, даже продают собственное жилье. Или родственники все вместе собирают средства, чтобы кто-то мог поехать в другую страну для кардиохирургического лечения.

Нередко эти люди остаются недовольными результатом, да еще и несут большие материальные потери. И у нас возникла задумка создания центра, в котором такие пациенты за справедливую и разумную цену смогут получить самое высокое качество лечения. Наша цель - создать здесь центр с высшим качеством оснащения и услуг, как в странах Западной Европы. И это - реалистичная цель. Конечно, нам нужен уже готовый высококвалифицированный медицинский центр, и такой мы нашли в Киеве. Особенно привлекает то, что это не только медицинское учреждение. Здесь создана школа детской кардиологии и кардиохирургии.

- Швейцария инвестирует в развитие украинского кардиохирургического центра. На каких условиях? Какая ей от этого выгода?

-Есть несколько целей этого сотрудничества. Одну я уже указал - предложить высококвалифицированную (качественную) помощь в кардиологии и кардиохирургии для всех пациентов из Евразии. Кроме того, учить и воспитывать молодых кардиологов, хирургов, молодых врачей отделения интенсивной терапии (ICU). То есть они могут продолжать свое образование, расширить мировоззрение в рамках нашего сотрудничества. Что принесет пользу как пациентам, так и молодым врачам. Кроме того, мы просто любим свою работу и хотим создать что-то действительно хорошее. У меня было несколько хороших учителей, и у профессора Емца тоже были очень хорошие учителя. У нас была возможность научиться многому. Получив багаж знаний и навыков от наших учителей, мы хотим передать их другим, следующим поколениям врачей. Хочется чувствовать, что в конце профессиональной карьеры сделано что-то значимое.

- В рамках программы в киевском Центре будут оперировать больше пациентов из-за рубежа. Из каких стран? На каких условиях?

-Мы ждем пациентов из всех стран. Вы, наверное, знаете, что сейчас практикуется медицинский туризм, охватывающий весь мир. Есть компании в США, которые предлагают пациентам из Китая или других стран Азии так называемое "второе мнение" (second opinion). Пациенты из Европы едут в Индию или Таиланд. Пациенты с Ближнего Востока путешествуют в США. Медицинский туризм - глобальный феномен. Поэтому в центрах, с которыми работаем, мы ждем всех пациентов. Конечно, кроме пациентов из Украины, ждем пациентов из стран Восточной Европы и Центральной Азии.

- Каково ваше впечатление от работы украинских кардиохирургов - что они могут, а что еще не освоили? Какие операции лучше делают в Швейцарии, и что не умеют (или еще не хорошо умеют) у нас?

- В нашей клинике в Цюрихе мы на шаг впереди в определенных разработках в сфере кардиохирургических вмешательств. Для примера, проводя операцию шунтирования при ишемической болезни сердца, мы обычно делаем коронарное шунтирование с использованием только артериальных кондуитов. И в качестве шунтов используем только артерии. Тогда как в большинстве стран мира (это касается, в частности, США и Западной Европы) большинство пациентов получают лишь венозные шунты с плохим отдаленным результатом. Это означает, что они вернутся для дальнейшего и дорогого лечения. В хирургии митрального клапана наша основная цель - восстановить клапан, то есть сохранить родной клапан. В клинике в Цюрихе уровень таких восстановлений достигает 98%. Тогда как в большинстве стран мира, я полагаю, митральный клапан заменяют. После этого пациент нуждается в постоянной медикаментозной поддержке антикоагулянтами и сталкивается с другими побочными эффектами.

Другой вопрос - это хирургия аортального клапана. Большинство пациентов получают механические клапаны. Во многих странах, даже в старшем возрасте. Мы же начали использовать биопротезы, избавляя таким образом пациентов от пожизненного приема медицинских препаратов и связанных с ним побочных действий. И, наконец, хирургия аорты, где мы также накопили большой опыт. В нашей стране за последние 10–20 лет значительно увеличилось количество пациентов, получивших хирургическое лечение аорты. В странах Евразии этим все еще пренебрегают. Теперь что касается шунтирования с использованием артериальных графтов (сосудов, создающих соединение между аортой и участком коронарной артерии. - Прим. авт.). В Соединенных Штатах только 3% пациентов получают полное артериальное шунтирование. В Европе - 12%. В нашем учреждении показатель полного артериального шунтирования достигает 90%. Мы стараемся, чтобы пациент проходил одну кардиооперацию, одно шунтирование и до конца своей жизни не нуждался ни в какой повторной операции. Кстати, такого подхода будут придерживаться и в киевском Центре. В наших общих планах - разработка концепции, которая будет экономить средства не только пациенту, но и системе здравоохранения и государству.

- Чем полезен для вас опыт украинских кардиохирургов? Что хотели бы позаимствовать, внедрить у себя в швейцарской клинике?

-Конечно, это сотрудничество не одностороннее. В ЦДКК прекрасные хирурги. Они оперировали очень много именно врожденных пороков, да и - особо хотел бы подчеркнуть - во взрослой кардиохирургии. Профессор Емец много путешествовал. У него большой опыт международного образования. Он позаимствовал хирургические навыки Роджера Ми, навыки из клиник Кливленда (США), Австралии, Франции и других. И, конечно, врачи из Фонда "Сердце ЕврАзии" тоже много ездят по миру. Мы будем собирать образцы лучшей хирургической техники, исключительные знания, и передавать их другим. Я могу учиться у профессора Емца. Также и он может перенять у меня какие-то хирургические хитрости, которые я, в свою очередь, перенял у нашего японского коллеги или у коллеги из другой страны. Можно сказать, что мы как международный клуб или клуб хирургов, где каждый из представителей хочет учиться. Но у нас также есть желание передавать знания младшим поколениям. Поэтому каждый член Фонда "Сердце ЕврАзии" может получить лучшие знания по кардиологии и кардиохирургии.

В ЦДКК в хирургии врожденных пороков результаты впечатляющие. Это крупнейший центр в Европе с лучшими показателями. Поэтому наше сотрудничество выгодно для всех.

Еще один очень важный момент. Центр является не только практическим, но и научным учреждением довольно высокого уровня. По стечению обстоятельств, во время моего нынешнего визита состоялась защита двух диссертаций - кандидатской и докторской.

- Два года назад мне пришлось брать интервью у профессора Апачи из Кливлендской клиники, побывавшего в Киевском ЦДКК. В частности, его заинтересовал метод хирургического лечения грудных детей с использованием пуповинной крови, впервые в мире внедренный в практике нашими врачами под руководством И. Емца. За рубежом знают об украинском методе?

-Конечно, об этом методе специалистам известно, ведь были публикации в ведущих профессиональных журналах мира. Однако, даже если кардиохирург занимается научными исследованиями, разрабатывает новые методики, адаптирует новые технологии и прогрессирует - это отнимает довольно много времени. Пока опубликованный новый метод в кардиологии или в кардиохирургии будет утвержден и становится стандартным, может пройти 10–15 лет. Это очень медленный прогресс. Даже если метод признан инновационным и дает прекрасные результаты, все равно пройдет много времени, прежде чем новые подходы войдут в ежедневную практику. Это касается не только медицины. Наверное, людям свойственно делать то, что они делали всегда. Очень трудно внедрять инновации и менять мир.

- Каковы ваши ожидания от реализации проекта?

-Мы с профессором Емцем ожидаем усовершенствования ЦДКК с международным сотрудничеством. Мы хотим предложить нашим пациентам лучшее.

Приятно, что творческие и деловые люди Украины активно откликнулись на нашу идею и готовы способствовать реализации международного проекта. На этой неделе я побывал в "Мистецькому арсеналі" на открытии выставки "Искусство ради жизни", на которой представлены прекрасные работы многих современных украинских художников. После ее завершения, 19 мая, состоится благотворительный аукцион, инициированный Благотворительным фондом Бориса Ложкина. Вырученные на аукционе средства передадут ЦДКК на приобретение самого современного кардиологического УЗИ-аппарата EPIQ-7 и реанимационного места для малышей.

Мы считаем, что сможем реализовать этот проект в ближайшие несколько лет.

Для справки

В клинике в Цюрихе операция коронарного шунтирования стоит 120 тыс. евро. В киевском ЦДКК лечение пациентов до 18 лет бесплатное, взрослые оплачивают медицинские материалы, используемые во время операции. Себестоимость операции 70–80 тыс. грн.

В 2014 г. в ЦДКК проведено обследование более 25 тыс. пациентов, выполнено 2898 операций. Уровень послеоперационной летальности составляет 0,89% (в лучших западноевропейских и американских клиниках - 3–4%). По количеству операций у детей и многим другим показателям киевский центр является лидером среди аналогичных медицинских учреждений Европы.