РАЗГОВОР О ЛЮБВИ

Автор : Дмитрий Киянский
18 декабря 00:00

Институт урологии и нефрологии АМН Украины, во главе которого стоит один из наших лучших хирургов ...

 

Институт урологии и нефрологии АМН Украины, во главе которого стоит один из наших лучших хирургов академик Александр Возианов, известен своими блестящими операциями, позволяющими спасать людей, еще недавно считавшихся обреченными. Здесь работают замечательные терапевты-урологи, консультирующие пациентов из всех областей республики. Но институт славится и своими врачами, представляющими самую деликатную медицинскую специальность, - сексопатологами.

Сегодня на вопросы корреспондента газеты отвечает руководитель клиники сексопатологии, главный сексопатолог Минздрава Украины, доктор медицинских наук, профессор Игорь ГОРПИНЧЕНКО.

- По мнению врачей, за последнее десятилетие резко возросло количество расстройств, связанных с половой сферой. Многие считают главной причиной этого Чернобыль. Но только ли авария века здесь виновата? Чем вы объясняете увеличение подобных отклонений?

- Начнем с того, что всплеск таких расстройств регистрируется не только у нас. Он характерен и для других стран, даже самых благополучных. Недаром наше столетие называют веком импотенции. Причем каждому региону присуща своя сексуальная патология.

Что касается нашего государства, то здесь можно выделить несколько главных причин. Это и неблагополучная экологическая ситуация, и экономическая нестабильность, и даже стрессы, связанные с крушением наших прежних идеалов. Ну и, конечно же, чернобыльская катастрофа.

Кроме того, мы с вами живем в стране крайностей. Маятник общественных пристрастий качается то в одну сторону, то в другую. Еще лет десять назад все, что касалось секса, было почти под запретом. Как тут не вспомнить облетевший весь мир афоризм: «у нас секса нет!» Сегодня другая крайность - разгул порнографии, полная свобода действий, целый букет добрачных и внебрачных связей.

А поскольку информационные шлюзы теперь полностью открыты, люди стали по-другому смотреть на собственную сексуальность. Если раньше к неудовлетворенности в половой сфере многие, особенно женщины, относились по-философски спокойно, то сейчас настроение в обществе изменилось. Считается, что за сексуальную гармонию нужно бороться. Большинство наших женщин теперь уверено, что без секса их семейное счастье будет неполным, и они не смогут наслаждаться всеми красками бытия.

Иными словами, когда мы говорим, что количество больных с половыми расстройствами возросло, нужно иметь в виду и чисто медицинские аспекты, и проблемы социальные, психологические, нравственные, если хотите, даже политические. Но как бы там ни было, людей, считающих свою сексуальную жизнь неудовлетворительной, становится все больше.

- А как обстоят дела на сексуальном фронте в других странах, например, в США?

- Там отсутствуют многие причины, которые приводят к половым расстройствам в Украине, но есть другие: борьба за место под солнцем, почти постоянные стрессы (впрочем, и у нас их с каждым днем становится все больше), хроническая нехватка времени.

Кстати, американцы откровенно говорят о значительном увеличении в их стране сексуальных расстройств. К счастью, у них появились новые медицинские технологии и препараты, новые возможности лечения. Общество там более открытое, и американцы не боятся признать, что у них немало мужчин страдает эрективной дисфункцией (неспособностью достичь эрекции). Впрочем, сейчас это проблема из проблем не только в США.

- Если не ошибаюсь, такая беда случается преимущественно у молодых людей, не имеющих достаточного сексуального опыта?

- Еще лет десять назад считалось, что причины 80 процентов подобных случаев носят чисто психогенный характер. Представьте себе впечатлительного, мнительного человека, попавшего в какую-то неблагоприятную ситуацию и зафиксировавшего ее в своем сознании. А дальше он начинает бояться, что подобное повторится. Формируется так называемый невроз ожидания неудачи. Это, действительно, часто случается с молодыми людьми.

Но сегодня во всем мире, в том числе и у нас, происходит пересмотр причин, вызывающих эрективную дисфункцию. В связи с тем, что сексология обогатилась многими объективными методами диагностики, теперь доказано, что примерно 40-50 процентов случаев эрективной дисфункции связаны с органическими расстройствами, прежде всего сосудистыми. Они могут быть результатом атеросклероза, сахарного диабета, стрессов, вегетативных дисфункций, а также последствий чернобыльской катастрофы, выражающихся в вегетососудистой дистонии.

Естественно, сейчас пересматривается и лечебная тактика. Раньше считалось, что достаточно провести психотерапевтическую коррекцию, снять с психики человека отрицательные наслоения, вселить в него уверенность в своих силах, и он в данном отношении будет здоров. Сегодня же мы говорим, что для коррекции может понадобиться и психотерапия, и медикаментозное, гормональное или физиотерапевтическое лечение. А в отдельных случаях приходится обращаться даже к помощи хирурга. Ведь если налицо разрыв нервных либо сосудистых путей, обеспечивающих эрекцию, то ни психотерапией, ни лекарствами делу не поможешь.

Такие операции проводятся и у нас в клинике. Их делают и молодым людям (например, после травмы), и пациентам более зрелого возраста.

- Обычно считают, что от сексуальных расстройств больше страдают мужчины. Насколько подобное мнение справедливо? А может быть, женщины просто не афишируют свои проблемы, и в результате о них меньше знают?

- Вы задали очень важный вопрос, но мой ответ на него многим покажется неожиданным. Я вообще считаю, что сексуальные расстройства не следует делить на мужские и женские. С моей точки зрения, существуют так называемые проблемы супружеской или сексуальной пары. Ведь сам термин «расстройство» предполагает нарушение взаимной адаптации.

Предположим, мужчина со слабым половым темпераментом и со столь же невыдающимися возможностями наконец-то встретил женщину, которую он искренне полюбил. И она отвечает ему полной взаимностью. Что же, спросите вы, будет с сексуальной гармонией? А то, что они на многие годы, часто на всю жизнь приспосабливаются к тому, что дал им Господь Бог. Людей в подобных случаях объединяет прекрасное чувство любви, и в сексуальном отношении они не страдают.

Мне могут сказать, что слово «любовь» в устах сексопатолога звучит несколько двусмысленно. Но, по-моему, у него вообще только один смысл. Это величайшее счастье, дарованное людям. Когда же любовь уходит, а чувство взаимного притяжения исчезает, любые отклонения в половой сфере, даже вполне физиологические, зачастую воспринимаются, как катастрофа. Адаптация, способная совершать чудеса, исчезает.

По моему глубокому убеждению, в проблемах, возникающих у супружеской пары, в равной мере «виноваты» и мужчина, и женщина. Я это всегда учитываю, когда они вдвоем (обязательное условие) приходят ко мне на прием. У любящих людей должна быть врожденная способность дать другому больше, чем получить взамен. Увы, это прекрасное качество у наших с вами сограждан зачастую совершенно не развито. Из-за суровых бытовых условий, низкой культуры, неправильного воспитания (а иногда и полного отсутствия оного), оно гаснет, так и не реализовавшись.

Когда ко мне приходит женщина и говорит, что муж «должен», я ей отвечаю: «В диалоге между женщиной и мужчиной этот глагол вообще не имеет права на существование». Никто никому ничего не должен! Особенно, когда людей связывает любовь. Вернее, они «должны» оба. Но совсем не в том смысле, какой мы обычно придаем данному слову.

- За границей обратиться к врачу по поводу своих сексуальных проблем считается вполне обыденным делом. У нас же подобных вещей стесняются, и решаются на такой визит очень немногие. Что это, черты национального характера или результат многолетней недооценки важнейшей сферы человеческой жизни?

- Скорее всего просто проявление низкой культуры. Стесняться сексуальных проблем у нас стало в некотором роде исторической традицией. Когда более 70 лет людям с детства внушают, что все, связанное с сексом, низменно и постыдно, когда по телевидению и радио талдычат, что в стране вообще секса нет, такой взгляд становится частью ментальности. И перелом произойдет очень нескоро.

Пройдет не менее двух-трех поколений, прежде чем мы начнем относиться к вопросам половой жизни, как все цивилизованные люди. И это вовсе не такая мелочь, как может показаться на первый взгляд. Зашоренное, с презрительной ухмылкой отношение к сексу уже было и еще будет причиной многих разбитых судеб.

- В западных странах со многими вопросами, связанными с половой жизнью, люди приходят к психоаналитику. У нас же подобная деятельность еще недавно была под запретом, и сейчас в этом направлении, по сути, делаются лишь первые робкие шаги. Каковы перспективы психоанализа в Украине?

- Зигмунд Фрейд очень много сделал для развития сексологии, и фрейдизм мы действительно видим в числе самых влиятельных теорий ХХ века. Но это лишь одна сторона медали.

Во многих странах сексологи и сексопатологи имеют самые различные корни. Так, в России ими часто становились бывшие урологи, психоневрологи, невропатологи, дерматовенерологи. А вот на Западе, особенно в Америке, в данной области довлеют психоаналитики. У нас же это исторически не сложилось.

С другой стороны, причину отсутствия в Украине психоаналитиков я вижу еще и в том, что подобная деятельность должна хорошо оплачиваться. Во всяком случае за границей такие специалисты - люди очень не бедные. А у нас материальное положение врача оставляет желать много лучшего. Если же финансирование психоаналитиков возложить на пациентов, для них это окажется слишком дорогим удовольствием. Больные, как и врачи, лишнего у нас не получают.

Однако из какой бы медицинской специальности ни вышел врач - урологии, терапии, эндокринологии, хирургии или других, если он называется сексопатологом, то должен прежде всего быть психотерапевтом. Как сказал известный украинский ученый Николай Стражеско, если от беседы с врачом больному не стало легче, значит, это плохой врач.

- Игорь Иванович, но ведь не только психоаналитики не пользовались в нашей стране расположением высоких инстанций, в том числе медицинских. По-моему, и сексопатология в прежние годы не считалась особо престижным занятием. Изменилось ли сейчас отношение к этой важнейшей медицинской специальности? Складывается впечатление, что сегодня такого рода деятельность отдана на откуп различным «хозрасчетным» фирмам. Так ли это?

- В последнее время количество всевозможных медицинских кооперативов и других подобного рода негосударственных заведений растет, как снежный ком. Думаю, в принципе ничего плохого здесь нет, но в основу деятельности всех таких учреждений должен быть положен высокий профессионализм. Иными словами, если без должной подготовки, просто в силу каких-то жизненных обстоятельств терапевт или, к примеру, невропатолог меняет вывеску на сексопатолога и приступает к «лечению» больных, это недопустимо.

- Недавно мир облетело сенсационное сообщение о чудо-лекарстве от импотенции - виагре, которое, увы, в наших аптеках еще не появилось. Как вы относитесь к новому препарату? Разделяете ли опасения некоторых специалистов, что безоглядное применение лекарства может принести вред?

- Виагра - это, и впрямь, настоящая революция в лечении эрективной дисфункции, о которой мы с вами говорили чуть раньше. Ученые, создавшие уникальный препарат, за исследование механизмов эрекции удостоены Нобелевской премии. Лекарство прошло регистрацию в фармкомитете Украины. Теперь начнутся испытания в нашей клинике. Эти достаточно серьезные исследования предпринимаются для того, чтобы выработать показания и противопоказания к приему виагры.

- Но ведь те, кто ее создавал, все это уже проделали. Для чего нужен лишний труд?

- Начнем с того, что таков путь любого нового лекарства. Даже аспирин, который, к примеру, вырабатывали на одном заводе, а потом стали выпускать на другом, проходит апробацию в фармкомитете. Нельзя не учитывать и то важное обстоятельство, что обменные процессы у нас не одинаковы. У тех, кто каждый день ест бананы и пьет различные фруктовые соки, они не такие, как у людей, предпочитающих сало и чеснок. Иначе говоря, на нашей почве биохимия виагры вполне может иметь свою специфику.

Сейчас проводятся исследования, цель которых определить, как влияет препарат на женские сексуальные реакции. Уже получены первые обнадеживающие результаты... Однако в любом случае должно действовать непреложное правило: дать добро на прием лекарства может только врач.

- Недавно в прессе промелькнули сообщения о связанных с применением виагры смертельных случаях. Что вы о них можете сказать?

- Во-первых, их очень немного. Во-вторых, например, от распространенного во всем мире и давно апробированного новокаина сегодня людей погибает куда больше, чем от «экзотической» виагры. Виной тому редко встречающаяся особая чувствительность к новокаину, вызывающая шок.

Смертельные случаи, о которых вы спрашиваете, связаны скорее всего не с приемом виагры, а с теми сопутствующими заболеваниями, которые недоучли. Допустим, человек страдает сердечно-сосудистым заболеванием и принимает нитраты. А это уже противопоказание для лечения виагрой. Снизив артериальное давление, она в данном конкретном случае может негативно подействовать на сердечно-сосудистую систему. Не устаю повторять: к любому лекарству нужен умный подход.