ПОДГОТОВКУ МЕДИКОВ НЕЛЬЗЯ ОТДАВАТЬ В ЧАСТНЫЕ РУКИ

Автор : Светлана Кабачинская
29 октября 00:00

Винница - город медицинский, издавна знаменитый тем, что здесь жил и работал великий хирург Пирогов...

 

Винница - город медицинский, издавна знаменитый тем, что здесь жил и работал великий хирург Пирогов. Так что все медучреждения города всегда старались соответствовать его делам и имени. А более других - медицинский университет, которому как бы на роду было написано действовать именно в Виннице, но быть известным далеко за пределами края. Уже многие годы его научная школа считается одной из лучших в Украине.

Не в пример многим другим учебным заведениям винницкий «мед» не сдался и нынешним обстоятельствам. Во всяком случае, абитуриентов-99 он встретил совершенно рабочей обстановкой - в буквальном смысле слова. В учебном корпусе шел капитальный ремонт - явление почти невероятное в наше безденежное время. В приемной ректора толпился народ. Оказалось, вовсе не абитуриенты и не их родители - строители. Ректор разговаривал с ними на равных, в совершенстве владея строительной терминологией (и технологией, похоже, тоже). Со стороны его вполне можно было принять за строителя - этого моложавого стремительного человека, как-то не очень похожего на пятидесятилетнего профессора медицины, заслуженного деятеля науки и техники Украины, к тому же возглавляющего Украинскую ассоциацию медицинских вузов. Но за плечами Василия Мороза - еще и десятилетний опыт работы на должности ректора. И ему известны не только все уязвимые места университетских зданий, но и все болевые точки современной жизнедеятельности медвузов.

- Василий Максимович, все чаще возникают разговоры о перепроизводстве в Украине медиков - как среднего медперсонала, так и врачей. Как вы считаете, это мнение соответствует истине? И если да, то традиционный предреволюционный вопрос: что делать?

- В Украине сегодня работают 14 медицинских и один фармацевтический вуз, и то количество врачей, которые они выпускали в советские времена, для нынешней Украины действительно слишком много. Закрыть некоторые вузы опрометчиво и расточительно. Перепрофилировать? Но стоит ли - ведь они создавались как мединституты, с соответствующим оборудованием и т.д., имеют свои традиции и, что немаловажно, региональную специфику, штат опытных преподавателей. Самый простой и разумный выход - уменьшить набор. Мы, например, раньше обучали шесть тысяч студентов, которых распределяли по всему Союзу. Сегодня у нас учатся около четырех тысяч. Набор на первый курс - на оба факультета, медицинский и стоматологический - 275 абитуриентов. Есть, правда, у нас и контрактники, которые платят за учебу, - всего их 650. Почти столько же иностранцев, которые, естественно, тоже платят. В основном это молодые люди из развивающихся стран Азии, Африки, Южной Америки. Есть, правда, по одному-двое и из европейских стран - Греции, Португалии, Швеции. На факультете последипломной подготовки обучаем аспирантов, ординаторов, стажеров. У нас хорошая репутация не только в родной стране, но и далеко за ее пределами. К нам приезжают учиться из-за рубежа не только потому, что у нас платить нужно меньше, но в первую очередь потому, что наш диплом высоко котируется. Но для того, чтобы вуз постоянно был на уровне, нужен отличный преподавательский состав и такие же условия для его работы, то есть материально-техническая база. А это во все времена требует денег, денег и денег.

- Где же вы их берете сегодня, во времена вселенского плача о том, что денег нет и в ближайшее время не предвидится?

- Зарабатываем. Всюду, где только можем. Причем процентов на двадцать больше, чем дают нам из бюджета. Сдаем в аренду помещения. Продаем за рубеж анимационные программы, фильмы. Имеем свою типографию и, кроме всего прочего, издаем три авторитетных в медицинских кругах журнала. Ищем - и находим - спонсоров. Сейчас это главная, к сожалению, забота ректора: найти средства и обеспечить все структурные подразделения, чтобы была нормальная работа и нормальная психологическая атмосфера. А она у нас действительно нормальная, и я получаю от этого огромное удовлетворение.

- А, может, стоит создать приватные медицинские вузы - и тогда не будет болеть голова о деньгах?

- Медицинское образование - это совершенно специфическая отрасль, требующая во всем государственного подхода к делу. Я глубоко убежден, что подготовку будущих медиков нельзя отдавать в частные руки. В Украине уже были попытки так сделать, но ничего хорошего из этого не вышло. И в обозримом будущем не выйдет. Нет у нас для этого условий, да и надобности нет совершенно. На создание медицинских научных школ уходят десятилетия. У нас, к примеру, работают 75 докторов наук (причем десяти из них нет еще и сорока лет), 350 кандидатов наук. У нас один из лучших в Украине научно-исследовательский центр, 52 кафедры, 15 лабораторий, центр новых информационных технологий, стопроцентная компьютеризация учебного процесса, четыре канала Интернет... Только на оборудование кафедры ортопедической стоматологии потрачено почти полмиллиона гривен. Кто сегодня способен создать, содержать и развивать такую базу? Нет, подготовку медиков нельзя сейчас отдавать частникам.

- Но наверняка же есть и издержки в этой государственной подготовке?

- Есть, и немало. Приведу хотя бы такой факт. Нынче нагрузка на преподавателя - тысяча часов. У него нет времени голову вверх поднять, а не то что творчески усовершенствоваться. Это же тысяча стоячих - на ногах! - часов. А ведь у нас есть и клинические кафедры, там еще нужно работать врачом - консультации, операции. Это немыслимая нагрузка. А зарплата при этом просто несерьезная. Мы-то, хорошо, хоть платим вовремя, как бы трудно ни приходилось. Ведь государственное финансирование выделяется фактически только на зарплату и стипендию. Не успевают перечислить деньги - платим свои. Наконец, хоть пенсии приличные дали ученым, а то стыдоба - профессору с мировым именем те же деньги, что уборщице. У нас во времена этой оскорбительной уравниловки ни один профессор не ушел на пенсию - мы всем, даже очень преклонного возраста, находили посильную работу в университете, чтобы не обрекать их семьи на полунищее существование.

- У студентов тоже есть материальные проблемы?

- Представьте себе, да, и пока неразрешимые. Очень тревожат контрактники. У меня около сотни заявлений от студентов и их родителей с просьбой перевести их на государственную форму обучения. Ищут любые пути, обращаются к народным депутатам, те дают запросы, и они пачками приходят к нам из министерства. Если есть вакантное место «на бюджете» и ребенок отлично учится, мы и сами можем перевести. Но, увы, нет ни одного. Я вижу такой выход - создать одинаковые условия для всех. Но ведь не у всех есть деньги. Значит, нужно, чтобы какой-то банк открыл беспроцентную кредитную линию для студентов - так, как во всех странах это делается. Студент берет необходимую для уплаты за обучение сумму, а после окончания вуза определенный процент на протяжении какого-то времени перечисляет в этот банк. А государство, в свою очередь, предоставляет этому банку определенные льготы. Это сняло бы немало проблем.

- Вряд ли это возможно на современном этапе развития нашего общества.

- Мы сами создаем эти этапы. Опять же - пример из личного опыта. Наши внебюджетные средства лежали в банке. Их зачем-то забрали в казначейство, что вызвало столько бумажной волокиты... Но это же наши деньги, мы сами их заработали, а вот использовать можно только если заложено в смету еще задолго до начала года... Или вот еще: наши деньги хранятся в банке, но мы не получаем никаких процентов за то, что банк их использует, пускает в оборот... У нас три миллиона находились в «Винница-банке». Учетная ставка - 81%. То есть банк на каждом нашем миллионе зарабатывал 810 тысяч. Говорят: мы отдаем их государству. Хорошо, отдавайте государству. Но почему государство что-то имеет с наших денег, банк что-то имеет, а клиент - ничего? Это же наши средства, и мы могли бы использовать их на оплату энергоносителей (у нас долги есть еще с 1996 года, как и во всех других вузах тоже) или положить их на депозит с разрешением использовать только на уплату за электроэнергию. Сколько ни поднимаем эти вопросы - никакой реакции, результат - ноль.

- Многие ваши коллеги все эти годы чувствуют себя брошенными на произвол судьбы. А вы? Чувствуете ли, что о вас кто-то если уж и не заботится, то хотя бы думает? Или вы в этом не нуждаетесь, решая все самостоятельно?

- С Министерством здравоохранения у нас самые тесные и повседневные связи. Через него практически идет все финансирование, наборы, распределение. Контакты с Министерством образования, к сожалению, слабее. А с местной властью контакты неплохие, но помощи... Правда, в этом году нам пошли навстречу в области, разрешив провести взаимозачет по теплу. Ну да ладно, обходимся собственными силами. И хочу особенно подчеркнуть, мы не выживаем, мы живем полноценной жизнью. Вот строим сейчас, ремонтируем - и у меня душа радуется, когда все здесь скрипит-кипит. В медуниверситете должно все быть на уровне - и учебный процесс, и воспитательный (это обязательно), и духовное развитие, и эстетическое восприятие мира. А на это влияет интерьер и состояние как аудиторий, так и, извините, туалетов. И ни на какое время нельзя списать, если что-то не в порядке. Это зависит не от времени, а от отношения людей к своей работе.

* * *

Нынешней весной в Виннице случилось ЧП: кто-то стащил с постамента у больницы имени Пирогова бюст знаменитого хирурга. Бюст этот был установлен еще в 1910 году и заново отлит из бронзы в 1924-м. Благополучно пережив две мировые и гражданскую войны, был похищен в дни современной разрухи - не столько экономики, сколько наших душ. Вопиющий вандализм вызвал бурю негодования в городе. Все пункты по приему цветных металлов были взяты под милицейский контроль. И, поняв, что распилить и сдать добычу не удастся, преступники спустя почти месяц подбросили памятник. Сегодня он опять на своем месте - к большому удовлетворению города.

Между прочим, памятников Пирогову в Виннице аж пять. Медуниверситет, само собой, тоже носит его имя.