МНОГО КРЫМА — ЭТО ОПАСНО

Автор : Лариса Кондратенко
12 января 00:00

Пока не грянул гром в виде чернобыльской катастрофы, «мужик», как водится, не держал в голове лишней информации...

 

Пока не грянул гром в виде чернобыльской катастрофы, «мужик», как водится, не держал в голове лишней информации. Да и взять ее было неоткуда, разве что из фильма «Девять дней одного года», где гордо, подшучивая над судьбой, умирали умные ядерщики, вызывая в зрителях гордость за отечественную науку. «Смерть без цвета и запаха» казалась едва ли не почетным уделом избранных.

Чернобыль вплотную приблизил к каждому из нас смертоносные частицы. Поскольку в Стране Секретов даже медициной командовали порой генералы, изучение влияния радиации на человеческий организм оказалось на зачаточном уровне. И только теперь, по прошествии почти десяти лет, ученые накопили полезный опыт, цена которого, как всегда, оказалась непомерно большой.

Вспомним первое послечернобыльское лето. Огромное количество детей из зараженных местностей вывозилось в Крым. Все базы отдыха были полны пострадавшими. Солнце, воздух и вода поглощались ими в неограниченном количестве, часто без должного медицинского контроля. Но очень скоро выяснилось, что природно-климатический потенциал Крыма, как и всякое лекарство, обладает целебными свойствами лишь в строго определенной дозе, и особенно это касается людей, подвергшихся радиации.

- Мы подробно исследовали состояние здоровья детей, переселившихся в Крым из зоны заражения, и установили серьезные изменения всех жизненных систем организма, - рассказывает заведующий Центральной лабораторией научных исследований Крымского медицинского института доктор медицинских наук Анатолий Кубышкин. - У них обнаружены существенные изменения в крови, в иммунной и гормональной системах, в желудочно-кишечном тракте. Например, астеновегетативный синдром у детей, подвергшихся радиации, встречается втрое чаще, чем у «фоновых», гиперплазия щитовидной железы - вчетверо. Установлено, что многие системы у таких детей находятся в стимулированном состоянии, работают на грани адаптационных возможностей. Массивные дозы солнечного облучения, накладываясь на это стимулированное состояние, могут вызвать срыв адаптационных реакций, поэтому Крым таким детям должен «отпускаться» строго дозированно и только с учетом медицинских показаний. Иначе говоря, лечение таких детей Крымом должно осуществляться только на санаторной основе. Нивелировать эффект чрезмерной стимуляции позволят разработанные нами реабилитационные комплексы, построенные на применении биологически активных веществ природного происхождения, находящихся в топинамбуре, отходах сокового производства яблочного и свекловичного происхождения, диетических продуктах, каротиновом масле, лечебных травах.

Исследования по программе Чернобыля Крымский мединститут начал проводить с момента катастрофы. Через год на базе институтского пансионата в Евпатории был создан центр «Медики - Чернобылю» - для оказания помощи лицам, пострадавшим в результате аварии. Руководил комплексом этих работ ректор мединститута академик И.Богадельников. Научная работа здесь проводилась по двум темам - «Ликвидатор» и «Медики Чернобылю». Первая предполагала оценку состояния здоровья пострадавших и оценку оптимальных комплексов реабилитации, во второй изучались оптимальные подходы к реабилитации путем санаторно-курортного лечения. Обе темы финансировались из бюджета.

Жизнь сформировала третью тему - «Дети Чернобыля». Недавно Президент Украины Леонид Кучма подписал указ об организации на базе институтского пансионата детского международного реабилитационного центра. Дети, побывавшие в очаге поражения, дети, живущие сегодня в зонах повышенной радиации, дети ликвидаторов, родившиеся после аварии, - что ждет их? Как будут расти и развиваться их дети? Важность этой темы трудно переоценить, и ученые вправе требовать к своей работе повышенного внимания со стороны правительства, ибо только исследование здоровья на биохимическом уровне и выработка различных вариантов комплексного лечения помогут создать бесценный научно-практический опыт адаптации к жизни людей, подвергшихся радиации, а значит, и определить судьбу будущих поколений.