КОРЬ «ПОВЗРОСЛЕЛА»

Автор : Бронислава Влазнева
14 декабря 00:00

Корь — острое инфекционное заболевание с капельным механизмом передачи, проявляющееся повышением температуры тела, катаральными явлениями, высыпанием на коже, слизистых оболочках щек...

 

Корь — острое инфекционное заболевание с капельным механизмом передачи, проявляющееся повышением температуры тела, катаральными явлениями, высыпанием на коже, слизистых оболочках щек. Из шестнадцати инфекционных болезней дыхательных путей, по международной классификации, корь считается наиболее контагиозной (заразной), причем на всех континентах, поскольку возбудитель кори — вирус— поражает каждого человека, который не переболел этой инфекцией. Вирус кори распространяется из квартиры в квартиру, с нижних этажей на верхние через вентиляционные системы.

Тотальная склонность человека к инфекции кори на протяжении тысячелетий утвердила мнение, что это бедствие — неминуемо и поражает преимущественно детей. Но если взрослые не переболели корью, они также становятся мишенью вирусного монстра. В период Первой мировой войны во французской армии заболели 76 тысяч человек, из них 1470 умерли. Эпидемии на Фарерских островах (1846), островах Фиджи (1875) охватили 96,6% всего населения. Сегодня ученым о кори известно все, есть эффективные вакцины для защитной прививки. Тем не менее инфекция не только не канула в Лету, но и изменила тактику относительно своих жертв на более коварную и неожиданную. Слово — начальнику управления профилактики инфекционных болезней МОЗ Украины Людмиле Мухарской.

— В соответствии с программой ВООЗ «Здоровье-XXI», корь должна быть ликвидирована до 2007 года. Как наша страна вписывается в эту программу?

— Для кори и других капельных инфекций характерно волнообразное течение эпидемического процесса, когда периоды подъема (два-четыре года) сменяются годами снижения заболеваемости. Углубленный анализ динамики заболеваемости корью в Украине на протяжении последнего десятилетия засвидетельствовал, что за это время отмечалось два подъема: 1991—1993 и 1995—1996 гг. Рост заболеваемости корью в отдельных областях начался еще в ноябре прошлого года. Дальше ситуация постепенно усложнялась, и сегодня уровень заболеваемости корью вырос более чем в 20 раз. Интенсивность эпидемического процесса в различных регионах неодинакова. Значительно усложнилась ситуация в Закарпатской области, где заболеваемость возросла в 242 раза, Львовской — в 135, Волынской — в 106 раз, Ивано-Франковской — 67,6, Тернопольской — 98,6. На эти пять областей приходится 80% общего количества заболеваний в стране.

— Но ведь в этих регионах, как и в других, проводились прививки против кори. Почему профилактическая тактика не сработала?

— Вакцинация против кори была впервые введена в Украине в 60-е годы, а ревакцинация (повторная прививка) проводится с 1987-го. Для выяснения причин роста заболеваемости среди детей проанализировали выполнение календаря прививок. Если до 1991—1992 гг. снабжение препарата осуществлялось централизованно (через ГП «Укрвакцина») за счет российской вакцины, то в дальнейшем регионы получали другие вакцины, преимущественно за счет гуманитарных поставок, при этом не всегда выдерживалась крайне необходимая «холодовая» цепь. А без холода вакцина просто гибнет и становится неэффективной водичкой. Да и в областях нарушаются условия хранения вакцины, ведь только около 50 процентов фельдшерско-акушерских пунктов обеспечены холодильниками. Негативно сказывались на качестве вакцины, а следовательно и на эффективности прививок, регулярные отключения электроэнергии, уменьшение количества исправных холодильников. То, что рост заболеваемости отмечается у детей 8—9 лет, то есть через один-два года после ревакцинации, еще раз подтверждает низкую иммуногенность (защитную силу) вакцины или отсутствие ревакцинации.

— Мы привыкли, что корь — детская инфекция. Но вот недавно встретила коллегу и узнала, что она тяжело переболела корью. Диагноз поставили не сразу, на первых порах считали, что это течение острого респираторного заболевания. Даже когда появились массивные высыпания на коже и слизистых оболочках, думали — аллергия. Только опытный доктор-инфекционист поставил правильный диагноз — корь. Можно ли констатировать, что возрастная структура этой инфекции изменилась?

— В самом деле, эпидемиологическая особенность кори последних лет заключается в том, что более 60 процентов больных — люди старше 14 лет. То есть прослеживается «взросление» кори, когда болеют подростки и взрослые. Ранее корью болели дети первых лет жизни, сейчас наивысший уровень регистрируют среди школьников 7—14 лет. Хочу подчеркнуть: корь страшна тем, что ее возбудитель может поражать центральную нервную систему (ЦНС), отмечаются даже такие тяжелые осложнения, как энцефалит (воспаление мозга). В случае легкого поражения ЦНС человек выздоравливает, но, по данным американских врачей, в среднем у одного из тысячи переболевших обнаруживают четко выраженное угнетение интеллектуального развития. Поэтому меры по предотвращению заболевания корью — одно из важнейших условий сохранения нормального интеллектуального развития человеческой популяции.

— И все же реально ли нам обуздать корь до 2007 года, как это предусмотрено программой Всемирной организации здравоохранения?

— Думаю, реально. Благодаря правильной организации прививок корь станет действительно «управляемой» инфекцией. И это основной приоритет нашей профилактической работы.