КАК УМИРАЮТ «КСЕНИЯ» И «МЕЧТА»…

Автор : Николай Семена
28 сентября 00:00

Еще 6 октября 1999 года Президент Украины Леонид Кучма подписал Указ № 1284 «О первоочередных мерах по...

 

Еще 6 октября 1999 года Президент Украины Леонид Кучма подписал Указ № 1284 «О первоочередных мерах по реализации государственной молодежной политики и поддержке молодежных общественных организаций», статья 4 которого предусматривала создание до 1 ноября 1999 года, то есть за месяц, Национального молодежного оздоровительного центра на базе санаториев «Красный маяк» и «Юность» в поселке Симеиз на Южном берегу Крыма. Однако и сегодня, спустя почти два года после указа, центр не создан. Почему?

Санатории «Красный маяк» и «Юность» — главные здравницы небольшого исторического поселка Симеиз, что недалеко от Фороса. При советской власти они функционировали как противотуберкулезные, в частности «Юность» (ранее назывался имени Ленина), — для противотуберкулезного лечения подростков. Однако в последние годы, несмотря на взрыв заболеваемости туберкулезом, работа не только этих двух, но и еще шести других противотуберкулезных санаториев в Крыму, из-за недостаточного финансирования Минздрава была окончательно развалена. Даже сейчас туберкулезными больными они заполнены едва наполовину, большая часть используется для коммерческого оздоровления или вообще не по назначению. При этом состояние материальной базы, в частности, «Красного маяка» и «Юности», не выдерживает никакой критики. В «Юности» коридоры выкрашены темно-синей масляной краской, палаты типичны для больницы 60—80 годов. Особенно бедственное положение в «Красном маяке».

Неудивительно, что еще в 1999 году сессия Симеизского поссовета одобрила инициативу молодежных организаций и просила Верховную Раду, Президента, Совет министров ускорить создание центра, надеясь, видимо, что это приведет к возрождению, как сказано в решении сессии, «практически не функционирующих санаториев». Но не тут-то было.

Директора санаториев (в «Красном маяке» — Анатолий Саратов, в «Юности» — Владимир Куликов) еще и сейчас в один голос высказываются за то, чтобы санатории, как и прежде, остались, ссылаясь на вспышку этого страшного заболевания и необходимость борьбы с ним. Более того, все сотрудники санаториев дружно поддерживают своих директоров и считают, что они должны остаться именно под эгидой Минздрава. По форме вроде правильно, а по сути?

Заковыка, однако, в том, что в указе Президента первым исполнителем работы по созданию оздоровительного молодежного центра назван именно Минздрав. Более того, представители УНКМО утверждают, что они собираются создавать центр именно с участием Минздрава. Но именно позиция Минздрава, как свидетельствуют факты, и затормозила все дело. Во-первых, с самого начала организации-исполнители не смогли договориться о том, как именно они будут создавать центр. Минздрав, видимо, предполагал, что УНКМО соберет свои деньги, плюс деньги профсоюзов, Чернобыльского фонда, местных администраций и вложит их в ремонт его запущенных и обветшалых санаториев. Но УНКМО поступил по-своему — поставил вопрос о передаче указанных Президентом санаториев на свой баланс прежде, чем туда вкладывать какие-то средства. Минздрав не согласился с этим, и сразу же передал два самых ценных объекта санатория «Красный маяк» — корпуса 1 и 2, то есть памятники архитектуры виллы «Ксения» и «Мечта» — на баланс своего же санатория «Южнобережный», о котором в указе Президента ничего не говорилось. То есть, Минздрав фактически спрятал их от передачи будущему центру. Директора «Красного маяка» и «Юности» сегодня в работе руководствуются письмом Минздрава, подписанным первым заместителем (на то время) министра В.Москаленко. В документе говорится: во-первых, передача санаториев на баланс УНКМО в указе Президента не предусмотрена, во-вторых, такая передача государственного имущества на баланс общественных организаций действующим законодательством не урегулирована, и, в-третьих, «другие варианты создания национального молодежного оздоровительного центра УНКМО отрицает».

Однако все три тезиса сомнительны. Во-первых, хотя в самом указе о прямой передаче санаториев действительно ничего не говорится, но на письме Национального совета по делам молодежи, где содержится просьба Президенту «дать поручение о передаче имущественных комплексов санаториев «Юность» и «Красный маяк» в аренду Украинскому национальному комитету молодежных организаций с дальнейшей передачей на баланс», Леонид Данилович своей рукой написал «Богатыревой В. В. (бывший на то время министр здравоохранения. — Ред.). Считаю целесообразным поддержать. Прошу доложить. Л.Кучма. 14.08.1999». Во-вторых, при всей неурегулированности передачи в законодательном порядке тот же Минздрав передал крымский санаторий имени Семашко общественной организации афганцев, и там теперь, говорят, дела идут совсем по-другому. И в-третьих, УНКМО совсем не отрицает иные формы организации центра. Он настаивает только на разделении баланса, чтобы каждый отвечал за свои вложенные деньги. Таким образом, вместо согласованной работы по выполнению указа главы государства ведомства затеяли спор о праве собственности на санатории...

Все санатории сегодня находятся в плачевном состоянии. Практически каждый из корпусов (а это старинные дачи-особняки постройки начала ХХ века или послевоенной) требуют не просто ремонта, но серьезной реконструкции. Виллы «Ксения» и «Мечта» постройки 1905 и 1914 годов, поспешно переданные на баланс «Южнобережного», разрушаются особенно интенсивно. В этих памятниках архитектуры частью сняты полы, есть заваленные стены, выбиты окна. В день нашего приезда на вилле «Ксения» кто-то снимал старинную медную крышу, которая, впрочем, и без того провалена в нескольких местах. Остатки этой красоты видны на нашем снимке. Понятно, что эти исторические дворцы, переданные Минздравом «Южнобережному» для того, чтобы спасти от передачи УНКМО, на самом деле «Южнобережному» не нужны, и от этой операции они потеряли последнего хозяина, который мог хотя бы уберечь их от разграбления. В целом понятно, что на этой базе Национальный оздоровительный центр молодежи может быть создан. Но это потребует реконструкции больше 10 исторических зданий, для чего нужны не просто большие, а громадные деньги. Сегодня даже после косметического ремонта (тем более силами и в стиле Минздрава) эти здания для оздоровления молодежи не пригодны, и без качественной реконструкции не могут отвечать своему назначению и в ближайшие годы. Впрочем, по современным меркам, в их нынешнем состоянии они непригодны не только для оздоровления молодежи, но и вообще для лечения.

Фактически для создания молодежного оздоровительного центра уже потеряны два года. Председатель исполкома УНКМО С. Зелинский пишет в нашу редакцию: «Молодежные организации УНКМО способны превратить Симеиз за полгода в национальный молодежный центр собственными силами. Остановка за представителями власти, которые одним росчерком пера эту актуальную проблему могут решить». Возможно, и так, хотя масштабы такой работы во всем Симеизе даже при щедром финансировании вряд ли удастся втиснуть в полгода. Однако беседа с руководителями и работниками обоих санаториев показала: пока не сделано даже то, что можно было сделать. Например, коллективы врачей санаториев вообще не представляют себе, что такое будущий центр. Они уверены — «если передать санатории УНКМО, то мы потеряем и ту работу, которая есть: сюда будут приезжать студенты на два месяца за весь год, будут плясать, развлекаться — и все». Поэтому в обоих коллективах против передачи санаториев молодежи.

До сих пор ни директорам, ни коллективам здравниц не представлены подробные планы создания центра, его структура, новые штатные расписания, проекты реконструкции объектов. Очевидно, что противотуберкулезная часть должна быть выделена в какую-то особую структурную единицу, часть зданий должна превратиться в клубы, центры художественного, технического творчества и так далее. Где и как все это будет? Представители УНКМО ни разу не выступили на общих собраниях коллективов санаториев, хотя, как говорят, предлагали, да директора их не пустили. Возможно, если бы люди убедились, сколь масштабное и полезное дело затеяно, они из противников передачи санаториев превратились бы в его яростных сторонников и единомышленников молодежи, ведь в любом случае работать потом в центре именно им. Соответственно, добиваясь передачи на свой баланс большого количества зданий, УНКМО пока не имеет хотя бы приблизительной сметы их реконструкции и восстановления, что, возможно, умерило бы их пыл, но конкретизировало бы задачу.

В Минкурортов Крыма считают, что, как видно, организации-исполнители за истекшие два года вели только дискуссию о невозможности передачи, но ни разу не поискали способ сочетания усилий, не вели поиск согласования интересов всех ведомств. Возможно, на базе санаториев можно было создать центр в форме акционерного общества с нормальным участием собственности всех заинтересованных сторон, ведь за выполнение указа Президента они, во-первых, ответственны все, во-вторых, без кого-либо из перечисленных Президентом ведомств центр невозможен, потому ни Минздраву, ни УНКМО, ни Фонду госимущества, ни Чернобыльскому фонду, ни местным органам власти, ни профсоюзам остаться в стороне нельзя. И начинать, очевидно, надо за «круглым столом», с точным планом будущего центра и со скрупулезным анализом того, что сколько стоит и кто какую лепту может внести. И лучше поздно, чем никогда…