ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ СЕКТОР: РЕФОРМЫ С ТОЧНОСТЬЮ ДО НАОБОРОТ?

Автор : Александр Лютый
31 марта 00:00

Фармацевтический сектор в Украине еще не так давно был одним из самых благополучных. В течение нескольких лет здесь наблюдался устойчивый рост показателей...

 

Фармацевтический сектор в Украине еще не так давно был одним из самых благополучных. В течение нескольких лет здесь наблюдался устойчивый рост показателей. Это укладывалось в общие тенденции прироста отрасли в Восточной Европе. Однако анализ, проведенный ТАСИС — Украина, привел к прогнозу (на 1999—2002 гг.), от которого впору бить тревогу. Вот лишь несколько строк из него:

*Из-за ухудшения общего положения в экономике меньше людей смогут позволить себе покупать лекарства.

*Бюджетные расходы на здравоохранение снизятся, в частности на обеспечение лекарственными препаратами. Усилится государственное регулирование затрат на лечение в медицинских учреждениях.

*Доля лекарственных средств, отпускаемых по бесплатным рецептам, резко уменьшится, а рынок лекарств, отпускаемых без рецепта, будет расти.

*Неизбежно будет введена система участия пациентов в расходах на лечение…

О том же говорят и цифры: уровень потребления лекарств населением Украины оценивается в два миллиарда гривен в розничных ценах. Однако, если в 1997 году при курсе гривни 1,8 (к нему привязаны цены на медикаменты, но не доходы людей) население потребляло лекарств на $1 млрд., то в 1999 году на свои 2 млрд. грн. оно смогло приобрести медикаментов лишь на $400 млн.

Объяснение столь безрадостных итогов можно услышать самое разное. Оно и понятно — фармацевтический сектор раздирают внутренние противоречия, которые не только не содействуют исправлению положения, но способны свести на нет достижения, которые еще недавно делали эту отрасль чуть ли не образцом для подражания. Директор фармацевтической ассоциации Виктор ЧУМАК — один из тех, кто стоял у истоков формирования отрасли в ее нынешнем виде.

— Виктор Тимофеевич, что является причиной «тектонических толчков», которые трясут отрасль?

— Сегодня, когда инофирмы уходят с рынка Украины вместе со своим ассортиментом эффективных лекарств, нужно, чтобы их место оперативно заняли инициативные отечественные производители с современным ассортиментом. Но для этого необходимо помочь созданию конкурентной среды на украинском рынке и развитию отечественного производства…

А что же реально происходит? В какой стране еще можно увидеть, что Госинспекция не оставит предпринимателя, пока он официально не перечислит на ее расчетный счет определенную сумму? Проблема государственной инспекции, возглавляемой замминистра здравоохранения и занимающейся предпринимательской деятельностью с получением прибыли, является нонсенсом не только с точки зрения международной практики, но и ляпсусом с точки зрения украинского законодательства.

Внедрение GMP в Украине и развитие экспортного потенциала благополучно «заговорили». По крайней мере в 1999 году в этом плане ничего не сделано. Активность фармацевтического сектора была сконцентрирована на внутренних разборках и выяснении отношений между различными структурами системы здравоохранения.

— А как развивались события ранее?

— Когда в Украине пошли на радикальное реформирование и приватизацию фармацевтического сектора, предрекали гибель аптечной системы и фармацевтического производства. Практика показала — не погибли. Более того — начался рост, как только была проведена реструктуризация отрасли. Приватизация пошла достаточно бурно.

Затем возникла проблема расширения ассортимента. Большой вклад в это внес Ю.Спиженко. Он железной рукой заставил создать благоприятные условия для регистрации. Украина производит только давно известные препараты (генерики) и не нужно ученым мужам делать вид, что такие препараты нужно тщательно проверять перед регистрацией. И с какой целью профессор из регистрационной комиссии требует кучу бумаг, доказывающих, что такое, к примеру, аспирин? Здесь материальный интерес ставится выше профессионального долга. Впрочем, положение, к сожалению, не изменилось по сегодняшний день. Но тогда это было прижато административными методами, и результаты не заставили себя ждать.

Возьмите хотя бы Борщаговский фармзавод. Ранее это был цех. Один из наихудших в бывшем Союзе. Все думали, что он умрет. Но «Борщаговка» выжила, потому что там оказались инициативные люди. Они не стали ходить по кабинетам с просьбой о помощи и вечным нашим вопросом «что делать», а изучили рынок. Они пригласили научных работников и развернули работу. Результат очевиден: ранее здесь выпускали 7 препаратов, а сегодня — почти 150. Поразительные достижения Борщаговского фармпредприятия — пример нового менеджмента, инициативы.

Там же, где управляла старая номенклатура, дела пошли вразнос. Произошла колоссальная дифференциация предприятий. Многие руководители начали их откровенно разворовывать. Пострадали заводы в Харькове, Одессе, Умани, Черкасской области, Львове… В Ладыжине директору удалось обмануть коллектив тем, что он, мол, перепрофилирует предприятие и создаст маленькое производство антибиотиков, которое будет кормить огромное объединение. Идея утопическая, но директору поверили, набрали кредитов и никогда не рассчитаются за них. Похожая ситуация создалась в Одессе. Одесситов устраивало, что они числились на заводе, а работали на Привозе…

Ранее фармацевтической столицей считался Харьков. А сейчас 50% лекарств производится в Киеве. В середине 98-го года отрасль давала 104% объема производства в сопоставимых ценах по отношению к 90-у году.

Это удалось во многом потому, что у нас была мощная крыша благодаря Спиженко. Он в меру поддерживал всех, за что мы его ругали, потому что одни были за административное управление, другие — за рыночное, третьи — за дерегуляцию… Такова участь всех центристов, которые разумно сочетают все приемы для получения оптимального результата. В этом плане нам повезло. В целом он нас оберегал и помогает по сегодняшний день, когда начали вышвыривать, хотя в душе мы чувствовали себя героями труда за поднятие отрасли…

— Помните анекдот про некачественную сметану, которая, может, и не сметана вовсе? Так вот, как насчет качества лекарств, которые изготавливаются и привозятся к нам на фармацевтический рынок?

— Мы видели, как иностранные компании активно скупают российские фармацевтические предприятия. Это означало — через несколько лет они пролобируют закон, как это уже произошло в Прибалтике, и на чрезвычайно привлекательный для нас российский рынок смогут поставлять препараты только те, кто соблюдает условия GMP.

В США нам объяснили, что такое GMP — это не только высокое качество препаратов, но и высокая планка для конкурентов. Не создавать ее нельзя и нам это нужно для того, чтобы поддержать передовые предприятия: «Борщаговка», «Дарница»… Здесь идет массовая реконструкция, создаются современные лаборатории. Предприятия могут взять кредиты и ускорить процесс, но они боятся это делать, так как если планка по качеству не будет поднята, дешевые подделки задавят передовые предприятия. Это особенно легко сделать в Украине, где люди не подготовлены следить за своим здоровьем и склонны верить, что зелье, купленное за 5 копеек, «вылечит все».

Итак, необходимо создать планку, нормативную базу, тогда можно было бы удовлетворить спрос и обеспечить высокое качество препарата. Для этого были подготовлены все условия. Проведен первый этап реформы. Наработаны документы для следующего этапа. Но, к сожалению, в 1999 году все пошло вверх тормашками. Возникло противоречие между существующей системой управления и развитием отрасли. Представьте: председатель комитета или министр проводят коллегию и перед ними сидит свыше 150 директоров, из которых 5 наиболее продвинутых уже контролируют половину рынка. Эти готовы и хотят перейти на международные стандарты, им тесно на рынке, а всем остальным новации не нужны. Они не хотят в Европу. Как должен поступить руководитель отрасли?

Пренебречь мнением пяти наиболее продвинутых и «прислушаться к мнению масс» — в данном случае к голосу 150 директоров? Но это означает возврат назад.

Надо быть последовательными. Вырвались в лидеры наиболее предприимчивые, у них появился капитал. Как только мы защитим их капитал, в нашу промышленность придет частный иностранный капитал, увидев, куда можно надежно вложить деньги.

Вот почему международные организации требуют у Л.Кучмы ликвидировать систему административного управления. Это путь к быстрому прогрессу в нашей экономике. Выход один — создать нормативную базу. А вместо нормативной базы стали создавать массу разрешительных органов.

В 1999 году после организации известного Национального агентства по контролю качества — НАК (ныне оно ликвидировано) существенно усилилась неразбериха в плане регулирования фармацевтического сектора. Поскольку не были ликвидированы старые структуры, это позволяло руководителям исполнительной власти грубо вмешиваться в хозяйственную деятельность предпринимательских структур под видом наведения порядка.

Экономическая причина путаницы очевидна. Например, регистрация препарата в Украине обходится предпринимателю в среднем $5—8 тыс. Плюс госпошлина в 1000 евро. При объеме регистрации и перерегистрации около 1000 препаратов в год получается кругленькая сумма, оседающая на счетах «уполномоченных органов МЗ» только в системе регистрации ежегодно. И это при том, что 569-е постановление по регистрации лекарственных препаратов противоречит законодательству Украины. Что такое цены за экспертные услуги? Это около шести миллионов долларов в год. Зачем? Неужели такие затраты они несут?

— Интересно, а куда эти деньги деваются?

— Этих денег хватит, чтобы подобный вопрос не задавала ни одна контролирующая организация.

— А где же комитет по ценам Министерства экономики?

— Молчит, потому что этих денег достаточно, чтобы и он замолчал. Я так думаю…

— А что предпринимала ваша ассоциация, чтобы как-то исправить положение?

— Наша ассоциация уже поднимала в прессе вопрос некорректности стандартов аккредитации аптечных учреждений и самого этого процесса. Добилась соответствующего поручения министра. Однако, это поручение было полностью проигнорировано замминистра здравоохранения А.Картышем и руководством НАК.

Результат: аккредитация раскручивается, несмотря на явные противоречия с законодательством по инструкции, утвержденной А.Картышем. Министр ушел в отставку, а лица и структуры, блокировавшие его работу, остались при своих портфелях. Надеяться при таких условиях на положительные результаты реформирования отрасли нет оснований.

Сегодня, к сожалению, в фармацевтической отрасли большое противостояние. Существует узкий круг предприятий, которые занимают доминирующее положение. Им нужно развиваться в сторону передовых технологий. Остальным это не нужно.

И науке нашей не нужно — ученые понапридумывали все эти экспертизы. Фактически воссоздан суррогат командно-административной системы — только командные функции переместились из министерств в институты и различные структурки, которые понаделали эти министерства. Сегодня опасность для реформ заключается в следующем — министерства ликвидировали, а структурки остались с государственными полномочиями регулирования рынка. Значит, будут создаваться различные концерны, государственные акционерные компании.

Думаю, будет правильно, если фармацевтическая промышленность пойдет под крышу комитета Александры Кужель, потому что только ей предоставлено право регуляторной политики. Проблема только в том — это произойдет в нынешнем году или в следующем. Другого выхода нет. 1999-й год уже потеряли. Экспорт упал — не так давно фармацевтическая промышленность Украины 40% своей продукции отправляла на российский рынок. Но в России были приняты беспрецедентные меры — ввели огромные пошлины, освободили от налога многие группы лекарств для тамошних предприятий и они начали воспроизводить нашу номенклатуру. Теперь их дешевая продукция хлынула на украинский рынок.

Но не надо валить все на Россию. Следует честно признать, что наши руководители не проявляют гибкости.

— Российский рынок уже не вернем?

— Любой рынок можно вернуть, учтя его правила игры. И российский в том числе, несмотря на ущемляющие правила. Но для этого нужно четко оформить правила игры — нормативную базу. Законы есть — их надо только соблюдать и знать.