Эксперимент со многими неизвестными. Можно ли «переломить» кризисную демографическую ситуацию при помощи повышения выплат на новорожденных?

Автор : Валентина Стешенко
11 марта 00:00

В последние годы мне как демографу дважды пришлось испытать шок. Впервые — в мае 2003 г. на парламентских слушаниях «Демографический кризис в Украине...

 

В последние годы мне как демографу дважды пришлось испытать шок. Впервые — в мае 2003 г. на парламентских слушаниях «Демографический кризис в Украине. Его причины и последствия». Я была глубоко поражена явной, нескрываемой незаинтересованностью депутатов Верховной Рады в обсуждении объявленной темы: сессионный зал был бы почти пуст, если бы один из депутатов не пригласил на парламентские слушания студентов вуза, где он преподавал. Во второй раз — когда узнала о намерении правительства установить пособие женщинам в связи с рождением ребенка в размере 8497 грн., а также о том, что в Минтруда и социальной политики Украины разрабатывается соответствующий закон, который планируется ввести в действие уже с 1 апреля 2005 г. (ныне единовременное пособие матерям — 1550 грн.).

С одной стороны, эта новость вызвала радость, поскольку свидетельствовала о долгожданном переходе от громких, но пустых деклараций о наступлении на бедность к воплощению конкретного и важного решения в деле улучшения условий жизни людей, которые, несмотря на все неурядицы, решились удовлетворить свою собственную и общественные потребности в детях. Указанное пособие, безусловно, будет обладать определенной социальной эффективностью как реальный шаг в ослаблении грядущей дифференциации жизненного уровня семей, имеющих детей и не имеющих. Предложение нового правительства ввести эту меру можно и нужно воспринимать как чрезвычайно важное и даже историческое. Оно свидетельствует о намерении государства заботиться о сохранении и развитии основного богатства нации — людях, их трудовом и духовном потенциале. Вместе с тем такие меры — одно из направлений в создании гуманного, социального государства. Радует также то, что в короткий срок найдены средства для выплаты пособия.

С другой стороны, меня крайне удивило следующее заявление: «Правительство способствует тому, чтобы Украина смогла переломить отрицательную демографическую ситуацию» («Україна молода», 1.01.2005), то есть на эту меру возлагается не только социальная, но и демографическая функция. Фактически правительство обязуется решать путем введения пособия при рождении ребенка решить проблему, возникновение и обострение которой является эмерджентным последствием — проявлением системного неблагополучия не только в экономике, но и во всех сферах жизни общества.

Удастся ли осуществить это обязательство? Во-первых, демографическая ситуация не сводится к проблеме рождаемости, и ее реальным повышением нельзя компенсировать кризисное состояние других демографических процессов, в частности смертности. Сегодня Украину охватил глубокий демографический кризис, проявляющийся в ухудшении качественных и количественных демографических показателей. Скажем, суммарный показатель рождаемости (количество детей, которых женщина рожает на протяжении всей своей жизни при определенном уровне повозрастной рождаемости) составляет в Украине всего 1,2 ребенка в расчете на одну женщину, что лишь наполовину обеспечивает простую замену поколений. По средней продолжительности жизни Украина заметно отстает от экономически развитых стран (на 10 лет от Западной и Северной Европы), поэтому сохранение и улучшение здоровья должно стать одним из важнейших приоритетов нации. Особую остроту эта задача приобретает на фоне двух эпидемий: туберкулеза, от которого ежегодно умирает более 10 тыс. человек, и СПИДа, смертность от которого существенно увеличит потери населения Украины, понесенные вследствие кризиса в демографических процессах и составившие в 1993—2004 гг. почти 5 млн. человек. Кроме того, у нас немало беспризорных детей, так называемых «детей улицы», социальных сирот. Возникает вопрос: если мы не можем помочь уже имеющимся детям, зачем стимулировать детородную активность населения, тратя на это колоссальные финансовые средства?

Во-вторых, нет уверенности, что предложенная мера будет достаточно эффективной, поскольку демографическая ситуация, включая уровень рождаемости, — конечный результат хозяйствования, функционирования и развития всех сторон жизнедеятельности общества. Именно поэтому самая лучшая демографическая политика — эффективная социально-экономическая политика. Основной же составляющей экономического обеспечения определенного уровня рождаемости являются доходы населения и, прежде всего, уровень заработной платы, которая должна включать средства не только на воспроизведение уже имеющейся рабочей силы, но и новой, то есть на содержание и воспитание детей. Низкий уровень заработной платы нельзя компенсировать пособием матерям в связи с рождением ребенка.

К тому же динамика рождаемости обусловлена не только экономическим фактором. Французские демографы доказали: если вообще освободить семью от расходов на детей (речь идет об экономически развитых странах), то суммарный показатель рождаемости почти не повысится. Опыт Украины по усилению помощи семьям с детьми (1982 г.), заключавшийся в основном во введении частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком в возрасте до года, показал: демографическая эффективность пособия на детей быстро уменьшается. Если в 1983 году цена так называемого прироста на одного ребенка составляла 2,8 тыс. руб., то уже в 1987 г. — 8,3 тыс. руб.

Нельзя также не учитывать, что население Украины обладает высокой степенью старения. Некоторые зарубежные средства массовой информации характеризуют ее как «молодое государство со старой и нежизнеспособной нацией». Понятно: быстро снизить уровень старения населения невозможно. Как свидетельствуют демографические прогнозы, она будет повышаться, и это будет снижать эффективность каких бы то ни было усилий, связанных с так называемым «стимулированием рождаемости», поскольку численность женщин детородного возраста в исторической перспективе будет сокращаться вместе с уменьшением общей численности населения.

При этом введение значительного по размеру пособия на детей будет отвлекать средства от решения других неотложных проблем. Если исходить из численности родившихся в 2004 г. (427,3 тыс. детей) и предложенного размера пособия на первом году после рождения ребенка, общая ежегодная сумма этого пособия будет составлять не менее 3,6 млрд. грн. (то есть около 15% от расходов на социальные выплаты по общему фонду государственного бюджета в 2004 г., 37% от расходов на охрану здоровья и 24% от расходов на образование в 2003 г.) Такие ориентировочные расчеты дают представление об абсолютной и относительной величине этих расходов, о необходимости аккумулирования для них значительных финансовых ресурсов. Что может быть альтернативой указанному пособию?

В последние годы наблюдается некоторое оживление в экономике, в частности за счет повышения уровня стихийной «экономической самодеятельности» населения. Стимулирование роста малого и среднего бизнеса могло бы стать более эффективным способом помощи семьям с детьми, нежели прямые доплаты на ребенка, поскольку в данном случае средства были бы направлены в производство, а не на потребление. Важным, исторически оправданным и справедливым путем увеличения численности населения является сегодня создание благоприятных условий для возвращения в Украину людей, имеющих украинские корни и проживающих за рубежом. Оранжевая революция создала для этого чрезвычайно благоприятную психологическую ситуацию. Причем это направление демографической политики, вместе с тем являющееся эффективной составляющей экономической политики, не требует денежных вложений, наоборот: эти люди привезут в Украину капиталы и бесценный опыт жизни и труда в развитой рыночной среде.

Если же вводить указанное выше пособие, то необходимо ответить на ряд существенных вопросов. Из чего исходили разработчики проекта соответствующего закона, определяя сумму пособия? Почему нужно предоставлять такое большое пособие на первом году жизни ребенка? Что в данном случае оплачивается? Известно, если семья решила иметь ребенка, она удовлетворяет свои самые глубокие, интимные потребности и идет ради этого на определенные жертвы. Государство не в состоянии полностью оплатить рождение, содержание и воспитание ребенка, а должно лишь способствовать упомянутым процессам. В этом контексте было бы целесообразнее распределить 8497 грн. не на 12 месяцев, как это предусмотрено проектом закона (3350 сразу после рождения, а остальное — в течение года равными частями, в порядке, определенном правительством), а на 36 месяцев отпуска по уходу за ребенком. Тогда к существующему ежемесячному пособию (102 грн.) можно было бы добавить 236 грн., что значительно приблизило бы его размер к прожиточному минимуму (для ребенка в возрасте до шести лет он составляет 376 грн.). Равномерное распределение пособия важнее для формирования условий жизни ребенка, нежели его всплеск на первом году жизни. Нужно ли нам много нежизнеспособного, больного населения, или же лучше меньше, но здорового населения?

Априори известно, что на эту меру прежде всего откликнутся неблагополучные, социально дезадаптированные слои населения (алкоголики, наркоманы и пр.), не способные иметь здоровых детей. Как нейтрализовать риск решения за счет этого пособия других проблем родителей, нежели содержание и воспитание детей? Существует ли гарантия, что эта категория людей не начнет рожать детей ради пособия с последующим отказом от них? Сколько понадобится приютов для таких детей? Может, эффективнее было бы дифференцировать размер пособия в зависимости от очередности рождения ребенка? Общеизвестно, что первые дети рождаются и без стимулирования, а наиболее эффективным в контексте повышения рождаемости является пособие на второго и третьего ребенка. Нужно ли это пособие зажиточным семьям? Быть может, его стоит предоставлять лишь низкооплачиваемым слоям населения? Не эффективнее ли было бы создать качественную общественную систему дошкольных детских учреждений, используя то, что осталось от бездумного, а порой и преступного разрушения существующей системы, количество учреждений в которой систематически уменьшается? Соответствует ли введение немалого пособия принципам рыночной экономики? Прежде чем принимать соответствующий закон, нужно решить другие вопросы, поскольку речь идет об использовании народных средств.

Ответов на все эти вопросы, по моему мнению, еще нет. В этом я убедилась на заседании национального пресс-клуба рыночных реформ на тему «Не спровоцируют ли «дотационные» действия правительства всплеск рождаемости в социально неблагополучной среде?», состоявшемся 4 марта 2005 г. в Союзе журналистов Украины. Представитель Госкомтруда и социальной политики, приглашенный на заседание, к сожалению, не смог ответить на ключевые вопросы, касающиеся проекта закона о введении указанного пособия, в частности по поводу технологии его разработки и ожидаемой эффективности. Очевидно, при его подготовке не были использованы результаты демографических исследований в этой области, не изучен международный опыт, не проводились исследования относительно намерений женщин различных социальных слоев иметь ребенка в случае принятия закона. Поэтому возникает сомнение, что у разработчиков этого законопроекта существует адекватное достигнутому уровню демографических знаний понимание проблемы, за решение которой они взялись.

У нас состоялась оранжевая революция — событие, важность которого для современного и будущего Украины трудно переоценить. Однако нужно помнить: любая революция порождает мифы и утопии. Намерение способствовать преодолению «отрицательной демографической ситуации» путем введения пособия на новорожденных является, по нашему мнению, такой демографической утопией. Любая отдельная мера, даже затратная с точки зрения финансов, не может быть эффективным средством «перелома» демографической ситуации. Это чрезвычайно сложная задача, она заключается в построении общества, которому присуща функция воспроизведения населения, утраченная вследствие кризисного состояния человеческого бытия. Во-первых, демографическая политика должна быть комплексной. Во-вторых, она может стать эффективной лишь в том случае, если в решении демографических проблем будут задействованы все направления социально-экономической политики (то есть будет происходить их «демографизация»).

Демографические проблемы не решаются с наскока, с помощью только лишь революционного энтузиазма, без серьезных исследований и обсуждений. Масштаб измерения времени в демографии — поколения. «Переломить демографическую ситуацию» — задача, которая может быть решена на протяжении большого исторического периода многими поколениями и будет результатом развития всех без исключения сфер жизнедеятельности общества. Очень не хотелось бы, чтобы первый важный шаг руководства Украины в направлении усовершенствования социально-демографической политики превратился в затратный эксперимент с неизвестными результатами.