ДВА МЕСЯЦА БЕЗ МИНИСТРА, НО НЕ БЕЗ ОПТИМИЗМА

Автор : Лидия Подолян
23 августа 00:00

После того как «за серьезные недостатки в руководстве отрасли» был снят министр здравоохранения (...

 

После того как «за серьезные недостатки в руководстве отрасли» был снят министр здравоохранения (а за последние два года их сменилось четыре), минздравовское пространство не перестают сотрясать слухи о возможных кандидатурах на эту должность. Из мрачновато-оголенного юмора медиков следует, что министерское кресло не стояло бы до сих пор пусто, будь у днепропетровцев свой ставленник на этот пост. Но таковой не сыскался, а одна из предполагаемых кандидатур из соседней области хоть и подходящая по политическим соображениям, зато не отмечена безупречной репутацией. Поговаривали даже о возможности назначения на должность руководителя медицинской отрасли женщины, однако эти слухи сразу же обросли такими пикантными, с отдельными медицинскими нюансами, подробностями, что их тиражирование грозило дурным тоном.

А так как ведомству не привыкать к пустому руководящему месту, то оно продолжало себе функционировать. Более того, по мнению многих, в Минздраве подуло свежим ветром перемен. Активно работает комиссия по реформированию отрасли, которую возглавляет первый замминистра А.Сердюк, к поиску путей трансформирования здравоохранения в новых рыночных условиях привлечены самые светлые медицинские умы. Время не ждет: в отрасли назрела буквально революционная ситуация, когда низы (читай: регионы) не хотят жить по-старому, а верхи (т. е. министерство и его структуры) не могут управлять по-новому. Представители из регионов атакуют Минздрав, упрекая за то, что он «спит». В настоящее время многие регионы шагнули далеко вперед в плане реформирования отрасли, развитии медицинского обслуживания. Например, в Черкасской области резко сократили нерациональные затраты, приведя к необходимому минимуму количество коек и врачей и приблизив медицинское обслуживание к сельскому населению. Таким же путем пошли Житомирская и Винницкая области. К сожалению, во многих городах и больших селах других регионов Украины амбулаторно-фельдшерские пункты закрыты, о чем страшно даже упоминать, особенно тем, кто бывал в глубинке и убедился в этом воочию. Кстати, статистика убеждает, что сегодня больше всего болеет сельское население, а расхожее мнение о том, что сельские юноши и девушки самые здоровые, давно устарело.

Не станем здесь приводить цифры, свидетельствующие о состоянии здравоохранения в стране, они общеизвестны, а от частого упоминания, кажется, лишь теряют свою остроту. По той простой причине, что человек ко всему привыкает: то, что поражает его в первый раз, во второй уже лишь впечатляет, а в третий вообще может восприняться как свершившийся факт. Тем не менее, с одной цифрой из сухого статистического ряда никак нельзя смириться: уровень смертности населения в Украине растет из года в год, и если в прошлом году смертность превысила рождаемость почти на 300 тыс. человек, то в нынешнем, по прогнозам, этот показатель может достигнуть 350-400 тыс. Без чумы, без войны вымирает народ. Да это же катастрофа!..

В этой ситуации отрасль здравоохранения лихорадит, задыхающуюся от нехватки финансовых средств, ее кидает из одной крайности в другую. Так, до принятия Конституции здравоохранение ориентировалось на развитие платных услуг. В соответствии с новым Основным Законом государственные и коммунальные учреждения не могут предоставлять платные услуги.

Сейчас здравоохранению надлежит определить приоритеты в становлении гарантированной медицинской помощи населению, обеспечить финансирование бесплатной медицинской помощи и сохранить существующую сеть учреждений охраны здоровья. В ближайшие дни на заседании Кабмина будет рассматриваться вопрос о «гарантированной медицинской помощи населению в 1996 году», о деятельности Минздрава в этом направлении.

По отношению к обыкновенному человеку, лишенному порой элементарного медицинского обслуживания, такая постановка вопроса звучит, скажем прямо, как издевка. Ведь обеспечение конституционных прав украинских граждан в бесплатном медобслуживании требует значительных средств. По подсчетам специалистов, для финансового обеспечения «охраны здоровья по Конституции» необходимо иметь от 966 до 1308 трлн. государственных карбованцев в год. Выделяется же лишь 40% от минимальных потребностей. У государства нет денег на бесплатную медицинскую помощь, но зато оно нам ее гарантирует. Трогательно, конечно, но, как говорится, это мы уже проходили.

Сейчас, в преддверии реформирования отрасли, специалистами Минздрава внесены конкретные предложения в «Основы законодательства Украины об охране здоровья», касающиеся, в частности, финансирования здравоохранения.

«Финансирование гарантированного объема и уровня медицинской помощи осуществляется за счет средств бюджета и государственного социального медицинского страхования». И далее: «Государство способствует обеспечению доступности медицинской помощи сверх гарантированного объема и уровня, для чего проводит льготную налоговую и инвестиционную политику в отрасли охраны здоровья и добровольного медицинского страхования».

Идею медицинского страхования «скоропостижно» снятый министр, помнится, считал «не ко времени». Как воспримет ее, интересно, новое руководство отрасли? Время для медика, как известно, - решающий фактор. А ситуация ныне такова, когда пациент уже скорее мертв, чем жив.