Чрезвычайная коррупция. Далеко не все авантюры бывшей власти завершились с приходом нового правительства

Автор : Алиса Воротынцева
11 февраля 00:00

Расчищать авгиевы конюшни, доставшиеся от прежнего руководства страны, придется всем новоназначенным министрам...

 

Расчищать авгиевы конюшни, доставшиеся от прежнего руководства страны, придется всем новоназначенным министрам. Не избежать этого, по-видимому, и Министерству по чрезвычайным ситуациям: по крайней мере в области, касающейся наиболее «горячей» темы последних месяцев, — тендерных закупок медицинской техники.

Как сообщил источник в самом МЧС, в ближайшее время министерство планирует потратить 55 млн. грн. на покупку трех информационно-диагностических комплексов для медучреждений областей, пострадавших в результате чернобыльской аварии. Факт сам по себе вполне заурядный, если бы не некоторые настораживающие моменты.

В первую очередь, скорость подготовки сделки. Судя по срокам прохождения документов, чиновники нескольких министерств трудились не щадя ни собственное здоровье, ни народные деньги. Ответ на запрос МЧС о том, в какой именно технике нуждаются учреждения здравоохранения, пришел в декабре прошлого года. К середине месяца было определено, что в первую очередь необходимо закупить диагностическое оборудование: магнитно-резонансные томографы открытого типа с частотой 0,35 тесла и ультразвуковые диагностические системы экспертного класса.

21 декабря из Минздрава приходит письмо, в котором обосновываются потребности в оборудовании, необходимом для лечения пострадавших от чернобыльской аварии. 27-го (какая оперативность!) из того же ведомства поступает следующее письмо, где утверждается, что существуют информационно-диагностические комплексы, в которые входят одновременно и нужный МРТ, и аппарат УЗИ, и клиническая информационная система. Причем выпускает их всего один производитель в мире — американская компания GE Medical Systems.

Последнее уточнение особо важное. Дело в том, что обычно государственные торги проходят открыто и участие в них принимают как минимум две фирмы. В данном же случае делается упор на то, что производитель всего один (что, мягко говоря, не соответствует действительности) и «альтернативы нет». Более того, нет ее и в выборе поставщика продукции. Единственный, как следует из документа, кто имеет право реализовывать такие аппараты в Украине, — некая малоизвестная компания ООО «Медицинский комплекс-МК», проработавшая к тому времени на рынке всего около девяти месяцев. 29 декабря МЧС получает формальное, но необходимое заключение из Минпромполитики о том, что в Украине такие системы не изготавливаются, а значит, рынок открыт.

В тот же день, когда мысли всех граждан, по идее, заняты елкой, в МЧС проходит заседание тендерного комитета (протокол № 279), на котором определяется процедура закупки оборудования — у одного участника тендера. Выясняется и другая интересная деталь. Всего на комплексное медико-санитарное обеспечение граждан, которые пострадали в результате чернобыльской катастрофы, из бюджета будет выделено 95 млн. 390 тыс. грн. Из них 61 млн. 900 тысяч МЧС планирует потратить на приобретение оборудования для медицинских учреждений.

А поскольку, согласно письму Минздрава, наиболее необходимы именно информационно-диагностические комплексы «МРТ 0,35 тесла+УЗИ», то, как отмечалось на заседании, целесообразно закупить именно три таких комплекса для Житомирской, Винницкой и Черниговской областей. Обосновывать, почему именно для этих, а не для других пострадавших областей, никто не стал.

Заседание проходит без сучка без задоринки, и уже на следующий день в Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции отправляется письмо с просьбой «благословить» закупку у одного участника трех комплексов стоимостью 18 млн. 486 тыс. грн. каждый. То есть за три комплекса МЧС должно заплатить чуть менее 55,5 млн. грн. — или почти 90% денег, выделяемых на медтехнику на весь год.

Однако в единую коррупционную цепочку все выстраивается, если указать имя того, кто в Министерстве здравоохранения дал столь выгодные для фирмы «МК» заключения. Как явствует из вышеуказанного протокола заседания тендернего комитета в МЧС, сделал это до недавнего времени первый заместитель министра здравоохранения Тимур Педченко.

Возникает вопрос: каким образом человек, занимающийся исключительно связями Минздрава с Верховной Радой (и по словам коллег, с трудом справляющийся с объемом информации по своей тематике), может настолько хорошо знать рынок медтехники и, главное, прогнозировать цены на нее? Не говоря уже о том, что, по идее, он не имеет права согласовывать документы такого рода, не посоветовавшись со специалистами и не послав соответствующие запросы в офисы мировых производителей подобного оборудования.

В принципе, общую информацию о том, что именно выпускает тот или иной производитель, можно найти и в Интернете. Возможно, замминистра так и поступил, написав в первом своем письме в МЧС (от 21.12.04) о том, что необходимые аппараты МРТ выпускало две фирмы — «Тошиба» и Medical System, а УЗИ системы экспертного класса, помимо двух перечисленных компаний, еще и «Сименс», «Филипс», «Алока» и некоторые другие.

Однако ни на одном сайте в Интернете не значится, сколько может стоить такое оборудование при его поставке в Украину. А г-н Педченко прямо пишет, что ожидаемая стоимость МРТ 15 млн. грн., а УЗИ — 1,7 млн. Поэтому никого и не удивило, что комплекс, включающий в себя помимо аппаратуры еще и информационную клиническую базу, стоит более 18 млн. грн.

Между тем та же фирма «Тошиба», выставляя на прошлогодние торги аналогичный аппарат МРТ открытого типа с напряженностью 0,35 тесла, просила за него всего 8 млн. грн. Что позволило Педченко «ожидать» повышения цены чуть ли не вдвое, сказать сложно. Можно лишь предположить наличие неких «не уставных» отношений с ООО «МК».

Трудно объяснить и закупку именно таких сложных комплексов, которые из-за дороговизны не стало приобретать ни одно государственное и частное медучреждение Украины. В условиях, когда в стране нет самого необходимого, закупать именно это оборудование, являющееся, образно говоря, «мерседесом» на фоне находящихся в большинстве наших клиник «волг», «жигулей» и «запорожцев», как минимум, неразумно.

На эти деньги вполне можно было бы купить качественную и не менее эффективную аппаратуру для всех пострадавших областей — не только трех «осчастливленных». Да и в них, кстати, приобретением лишь одного на область — пусть и суперсовременного — комплекса всех проблем не решить. Но дело в том, что стоимость обычных аппаратов хорошо известна — в прошлом году через процедуру открытых торгов было закуплено шесть МРТ от ведущих мировых производителей.

Представленный же информационно-диагностический комплекс в Украине еще никто в глаза не видел, на торгах он не выставлялся, а потому его стоимость можно взять, как говорится, с потолка, поделив бюджет будущего года всего за один раз и между «своими».

Не меньший интерес вызывает и сама компания ООО «Медицинский комплекс-МК», созданная, как можно предположить, специально для проведения подобных сделок. Чем еще можно объяснить, что, едва появившись на рынке и не занимаясь более-менее солидной коммерческой деятельностью (оборот компании за эти месяцы близок к нулю, а уставный капитал составляет всего 20,5 тыс. грн.), она получила столь крупный заказ, оплата за который должна идти из бюджета?

Поражает и широта интересов. По уставу, помимо экспорта и импорта медицинского оборудования «МК» намеревается продавать продукты питания, бытовую химию, косметику, вино, пиво, коньяк и безалкогольные напитки, а также электричество, газ, нефть и нефтепродукты. «МК» собирается строить и продавать дома, ремонтировать и обслуживать все виды транспорта, содержать СТО, выращивать и продавать семена и скот, организовывать туристические поездки, производить и реализовывать товары народного промысла (может, вязать варежки? — самое подходящее занятие в смысле возможной судебной перспективы).

Однако все это нисколько не смутило тех, кто давал «добро» на закупку информационно-диагностического комплекса у одного, но далеко не единственно возможного участника торгов. Остается лишь надеяться, что новое руководство МЧС успеет разобраться в ситуации еще до того, как деньги за дорогостоящее оборудование поступят на счета сомнительной фирмы, а бюджет МЧС безвозвратно потеряет треть суммы, предназначенной для закупки медицинской техники.