А главгос будет посыпать хлоркой?

Автор : Лидия Суржик
17 июня 00:00

Государственная санэпидслужба «обезглавлена» — до сих пор не назначен главный санитарный врач Украины...

 

Государственная санэпидслужба «обезглавлена» — до сих пор не назначен главный санитарный врач Украины. После ухода с этого поста Ольги Лапушенко прошло уже полгода, а нового главгоса (так в обиходе называют это высокое должностное лицо) де-юре не существует. Де-факто кресло главного санитарного врача занимает Сергей Бережнов, ранее работавший заместителем главного санитарного врача Украины. Однако сказать, что он выполняет функции, присущие этому должностному лицу, было бы не правильно, поскольку Кабинет министров его не назначал, а значит, и не уполномочил выполнять такие функции. С. Бережнов является заместителем министра здравоохранения. Согласно действующему законодательству, главный государственный санитарный врач должен быть первым заместителем министра. И вполне понятно, почему законодатель определил для главгоса должность, не ниже первого зама — нести ответственность за санитарно-эпидемическое благополучие в стране может только лицо, способное в экстремальной ситуации принимать оперативные меры, и, к тому же, имеющее прямой выход на Кабмин. У простого зама в этом отношении возможности ограничены.

Возникшая правовая коллизия поначалу особого беспокойства не вызывала. Но вскоре стало ясно, что главгос лишен возможности выполнять свои прямые обязанности: принимать кадровые решения, утверждать нормативно-правовые акты, подписывать межправительственные соглашения и т. п. Посыпались нарекания из регионов, поскольку многие вопросы, затрагивающие общенациональные интересы, в компетенции главного государственного санитарного врача, и областные санврачи решать их не вправе. Дальше — больше: министр здравоохранения созвал совещание по поводу реформирования Госсанэпидслужбы и внесения изменений в законодательство, касающееся ее деятельности. Правда, никто из участников этого совещания так и не смог для себя уяснить, в чем же будет заключаться такая реформа.

По мнению главного врача Центральной санэпидстанции Минздрава Украины Л.Некрасовой, сегодня политику руководства министерства в отношении санэпидслужбы иначе как разрушительной не назовешь. И это в то время, когда в стране бушуют эпидемии туберкулеза, СПИДа, гепатита…

— Почему-то руководство Минздрава не задумывается над тем, что лечение одного больного СПИДом обходится в 10 тысяч долларов в год, а профилактика — в 0,5 доллара. То же самое можно сказать и в отношении других социально опасных инфекций. Профилактические меры — это и есть главная забота санэпидслужбы.

— Вспомним ситуацию в Суходольске, — продолжает Любовь Сергеевна. — Причиненный вследствие вспышки гепатита А материальный ущерб оценен на сумму около 5 миллионов гривен. А для того чтобы отремонтировать коллектор и предупредить аварию, требовалось 800 тысяч гривен. Есть разница?.. Сегодня только санэпидслужба контролирует ситуацию в детских дошкольных учреждениях, в школах, больницах, на предприятиях пищевой промышленности, торговли, общественного питания. И не только контролирует, но и проводит профилактические меры. Это постоянная работа, которая как бы незаметна со стороны. Ежедневно десятки, а то и сотни экстренных сообщений приходит на санэпидстанцию с подозрением на инфекционное заболевание. По каждому тревожному случаю специалисты выезжают на места, проводят соответствующую работу, чтобы потушить очаг инфекции и не допустить ее распространения. К счастью, многие диагнозы после тщательных лабораторных анализов не подтверждаются. Наши специалисты ежедневно проводят также мониторинг окружающей среды, отслеживают возбудителей опасных инфекций в открытых водоемах, особенно в весенне-летний период.

Сегодня есть серьезная опасность завоза в Украину (а значит, и распространения) особо опасных инфекций. То есть существует реальная угроза национальной безопасности страны. В этой ситуации трудно объяснить действия руководства Минздрава по «реформированию» Госсанэпидслужбы.

— Если главный санитарный врач не будет иметь статуса первого заместителя министра, то это означает шаг, даже десять шагов назад, в застойное прошлое, — убеждена Л. Некрасова. — Во времена СССР главный санитарный врач был просто заместителем министра. И можно привести много примеров, когда в экстремальных ситуациях он не мог действовать так, как того требовала обстановка, ибо не имел ни оперативной связи с правительством, ни соответствующих рычагов влияния на ситуацию. Когда я в 1996 году стала первым заместителем министра здравоохранения и главным государственным санитарным врачом, то у меня был специальный аппарат для такой связи. В экстремальной ситуации можно было оперативно выйти на любое должностное лицо.

Каким же видится выход из сложившейся ситуации? Руководство Минздрава предлагает два варианта. Первый — ввести еще одну должность первого заместителя министра и на него возложить функцию главного санитарного врача. Письмо руководства Минздрава с таким предложением отправлено на имя Президента. (Кстати, при предыдущем правительстве в Минздраве насчитывалось три первых заместителей министра, был даже зам «по связям с Верховной Радой».) Второй вариант — внести изменения в Закон Украины «Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения», где, в частности, записать, что главный санитарный врач по должности является заместителем министра. То есть вернуть главгосу «советский» статус. Есть и третий вариант: ввести в штат Министерства здравоохранения должность главного государственного санитарного врача Украины, который должен быть отнесен к государственным служащим первой категории, и назначаться Президентом по представлению премьер-министра.

Кстати, на упомянутом совещании о предполагаемых изменениях в законодательстве сотрудников санэпидслужбы не сочли нужным ознакомить. Эти изменения готовились келейно, к их обсуждению не приглашались опытные специалисты службы. Сегодня многих санврачей и ученых — инфекционистов и эпидемиологов — беспокоит отношение руководства Минздрава к санэпидслужбе как такой, которая некоторым предприимчивым людям «мешает работать», чуть ли не подрывает экономику страны. Поэтому вместо усиления роли Госсанэпидслужбы в системе охраны здоровья ей отводится второстепенная функция — проверять забегаловки и общественные туалеты. И главное — не жалеть хлорки…