ЗОЛУШКИ ОТ ПЕДАГОГИКИ,

Автор : Виктория Викторенко
14 мая 00:00

Смешно спорить, кто главнее в детском санатории - медики или воспитатели. И, представьте, не спорят. За много лет сложилось так, что педагог в лечебном учреждении - исполнитель второстепенной роли...

 

Смешно спорить, кто главнее в детском санатории - медики или воспитатели. И, представьте, не спорят. За много лет сложилось так, что педагог в лечебном учреждении - исполнитель второстепенной роли. Организатор досуга в перерывах между процедурами, вдохновитель игры в «зайчиков», вытиратель носов, усмиритель капризов, выдаватель мячей и скакалок, отвечатель за синяки и царапины, без которых не обходятся детские забавы и прочее. Но на самом деле все сложнее, важнее и гораздо интереснее…

В системе Киевского детского санаторно-курортного объединения - одиннадцать действующих санаториев, где проходят курс реабилитационного лечения ребята с самыми различными заболеваниями, вплоть до очень тяжелых недугов.

- Нас финансирует городской бюджет, - рассказала генеральный директор объединения Лилия Герасименко. - Все путевки по направлениям врачей бесплатные, что в нынешних условиях многие родители воспринимают как настоящее чудо. Дети проходят тщательное медицинское обследование, курс процедур с применением современной аппаратуры. Шестиразовое витаминизированное питание также имеет огромное значение в комплексном оздоровлении.

Но все усилия медиков-профессионалов могут оказаться напрасными, если в течение санаторного месяца ребенок будет переживать психологический дискомфорт, уныло слоняться без дела, тосковать за домом или противно шалить. Застраховать от такой беды могут только педагоги-профессионалы. До недавнего в педагогике им отводилась скромная роль Золушек. Зато теперь - кто знает? - все может измениться к лучшему. По крайней мере, первая конференция заведующих педагогической частью и воспитателей детских санаториев столичного объединения состоялась.

Организатор и вдохновитель конференции Андрей Куркин, заместитель генерального директора санаторно-курортного объединения по учебно-воспитательной работе, преследовал крайне важную и благородную цель, а именно: повысить престиж педагогов в детских лечебных учреждениях. Ведь, честное слово, они того заслуживают.

«Мы ребятам за маму, папу, медсестру, санитарку, учительницу и всех остальных!» - не припомню, кому из участниц конференции принадлежало столь меткое определение, дружно всеми поддержанное. Детский санаторий - то самое «удачное» (а можно и без кавычек) место, где владелице диплома о высшем или среднем специальном образовании одновременно приходится быть воспитателем детского сада, учителем школы, руководителем кружка, психологом, логопедом, народным умельцем, массовиком-затейником и режиссером. За одну, разумеется, зарплату, которая порой не дотягивает до полторы сотни единиц национальной валюты. Наверное, в круговерти будней у воспитателей просто не нашлось времени для размышлений над солидным определением своей роли. Ведь много-много лет к педагогам санаториев были равнодушны идеологи образования из одноименного министерства, коллеги из массовых учебных заведений, организаторы повышения квалификации, а порою и вездесущие диссертанты.

Да и возможность взяться за руки, чтобы не пропасть поодиночке, выпадала не часто. Поэтому нынешней своей встрече воспитатели радовались так же искренне, как их подопечные радуются интересной экскурсии. Тем более что местом дислокации были избраны две крымские гордости объединения - знаменитая «Розочка» в Гаспре (так ласково называют санаторий им. Розы Люксембург) и не менее знаменитый «Лучезарный» в Евпатории. Как водится в подобных случаях, самое интересное, живое, трогательное прозвучало не с трибуны, а в простых беседах.

Кто не знает, что самый ответственный, трудный период - это адаптация детей к новым условиям, которая неминуемо является стрессом и для педагога. Воспитателю санатория такой стресс приходится переживать ежемесячно. Причем в пестром коллективе может оказаться как маленький интеллектуал, так и ребенок с задержкой умственного развития. Малышей необходимо быстренько убедить, что сейчас ты ему как мама. Мальчишек и девчонок постарше еще быстрее нужно занять чем-нибудь созидательным, чтобы отбить охоту к поиску «подвигов». Под опекой воспитателей очень часто оказываются дети из крайне малообеспеченных, крайне неблагополучных семей. Кроме медицинской, таким пациентам санаториев срочно требуется и социальная реабилитация.

В этом вопросе «Пионер» из Пущи-Водицы на все сто оправдал свое название. Санаторий стал пионером реабилитационной работы с детьми «группы риска», организованной под эгидой молодежной социальной службы Подольского района столицы.

- Прежде всего мы стараемся сделать все возможное, чтобы такие трудные ребята не захотели убежать от нас, как они бегают из детских приютов, - рассказала заведующая педагогической частью Валентина Гришко. - Их необходимо увлечь интересной работой, помочь полюбить чистоту, откормить, раскомплексовать в общении. Я очень хорошо запомнила мальчика - обитателя железных баков. Он все не мог нарадоваться белоснежным простыням. Был ребенок, который проходил реабилитацию после попытки суицида. Брат и сестра, с малолетства освоившие науку попрошайничества… Ценнее всего, что такие дети у нас воспитываются среди нормальных ребят. Согласитесь, это совсем другие условия, чем в приюте.

Что можно успеть за месяц? Не очень много, но и очень не мало. Например, научить девчушку, у которой папа убил маму, правильно говорить слова и вновь улыбаться. Был такой прецедент в дошкольном отделении «Елочки» - санатории, где нет ставки логопеда. Приучить руки ребенка к иголке и нитке, кисточке, карандашу, податливому пластилину. Чтобы внезапно прекрасным стало открытие: я тоже могу, умею, хочу! Организовать театр почти по Станиславскому, как это делают в «Лучезарном», раскрыть красоту украинских народных традиций и обрядов, чем славятся «Лесная поляна», «Лесной», «Дружный» и многие другие санатории. Показать, как морские камешки, шишки кипариса, лишайники и кора крымских сосен могут превратиться в удивительной красоты морские пейзажи. Работы, представленные воспитателем «Розочки» Анной Новиковой, по всеобщему мнению, были достойны настоящего вернисажа.

А еще можно доказать, что болезнь - не самое важное и далеко не страшное, даже если твоя маленькая жизнь зависит от шприца с инсулином. Что ребенку, четко осознающему свою инвалидность, доступны радость любования природой, актерский успех и даже желанные и безопасные для здоровья подвижные игры. Уверена, что авторская программа работы с больными диабетом детьми, разработанная в санатории «Ласточка», достойна внимания очень важных ученых. Вот только...

- На наших детях нельзя ставить эксперименты, нельзя апробировать новые методики, - предостерегает организатор педагогической работы Елена Пшеничная. - Все оптимальные формы работы рождаются только в повседневной практике. Наши воспитатели не хуже квалифицированных медиков распознают первые признаки колебания уровня сахара в крови ребенка и знают, чем помочь. А как падает сахар - никакими словами не передать. Это трагедия, в считанные минуты разворачивающаяся на твоих глазах. От чего? От музыкального занятия. Например, от радостного переживания, мимолетного огорчения. Поверьте, что нам порою хватает двух часов для постановки и репетиции детского спектакля. Необходимо спешить - кто скажет, что может случиться с главным действующим лицом завтра? Но спешить нужно медленно, чтобы не спровоцировать губительное волнение. А знаете, какими мужественными, талантливыми, добрыми и заботливыми бывают дети, начинающие свой день с расспросов: «Какой у тебя сегодня сахар?» В обычной жизни дети-диабетики, как правило, одиноки. Многие по состоянию здоровья не могут посещать школу, многие из-за тучности комплексуют в общении с ровесниками. А в «Ласточке» они вместе, значит - увереннее в себе.

Ребята, которые нуждаются в продолжительном лечении, могут остаться в санатории на второй срок или вернуться через месяц после больницы. Для таких в «Елочке» работает школа. Раньше она была и в «Орленке», о чем заведующая педчастью санатория Нина Царенок вспоминает с искренней ностальгией. Славно налаженная кабинетная система для детей теперь простаивает без дела. При нынешнем курсе лечения продолжительностью в 28 дней положен только консультационный пункт. Но и теперь встревоженных родителей могут успокоить: будет сделано все возможное, чтобы школьник не отстал от программы. Впрочем, пропущенная формула - не велика беда. У лечебной педагогики совсем иной смысл.

- Прежде всего мы помним о том, что ребенок приехал к нам оздоравливаться, - говорит воспитатель «Орленка» Анна Дубицкая, - вот и стараемся создать хорошее настроение, врачевать детей радостью, смехом, интересными играми, рисованием, лепкой, музыкой и песней. Я тоже работаю по своей авторской программе, посвященной проблемам эстетического развития.

Наверное, будущим авторам специальной литературы для педагогических работников лечебных учреждений придется отказаться от многих стереотипов, присущих массовым школам и детским садам. А все участники конференции не теряют надежды, что такие энтузиасты в Украине все же отыщутся. И Министерство образования приветит своих падчериц из системы Минздрава.

- Непременно будут, - заверяет проректор Киевского межрегионального института усовершенствования учителей Михаил Войцеховский. - Воспитателям санаториев необходимо возвратить статус признанных педагогов. Сейчас мы работаем над организацией курсовой переподготовки как с учетом специфики работы, так и в общеобразовательном плане. Чтобы люди не чувствовали себя оторванными от коллег по системе. Пообщавшись с участниками конференции, я понял, что многие из них гораздо ближе к истинному учительству, чем рядовые предметодатели массовых учебных заведений. Теперь мы просто обязаны создать для таких педагогов достойное научно-методическое обеспечение.

«Мы так долго варимся в собственном соку», - сокрушались «лечебные» педагоги, будто по сговору повторяя избитую фразу. И даже если поразмыслить, что «собственный сок» нередко бывает качественнее и полезнее любого маринада из наукообразных рекомендаций, все равно без поддержки извне им очень трудно. Как трудно без делового общения с собратьями по педагогическому цеху, стабильного обмена опытом и просто человеческой дележки успехами и неудачами.

И без признания тоже трудно. Помните, как мудро заметила волшебная крестная Золушки из всеми обожаемого кинофильма: очень вредно не ходить на балы, особенно когда ты этого заслуживаешь. Рискуя впасть в глупую лирику, я все же сравню недавний крымский вояж с первым балом. Пускай под скучным названием «конференция», при стандартной трибуне и знакомо барахлящем микрофоне для докладчиков. Тем более что были не только отчеты об авторских находках, сжатое изложение действительно интересных практических разработок, но и конкурс на звание лучших. А значит - победительницы и призы, подарки для всех участниц (об этом позаботился профсоюз объединения), красивые наряды, волшебные улыбки... И танцы с вечера до ночного автобуса. Который, к счастью, не превратился в тыкву, а мирно привез красавиц в привычные золушкины будни.