ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Автор : Андрей Розумный
25 января 00:00

Понятие «глобализация» вошло в наш лексикон сравнительно недавно. Обозначенная этим понятием тенденция во многом определяет черты неотвратимого будущего...

 

Виктор Андрущенко

Понятие «глобализация» вошло в наш лексикон сравнительно недавно. Обозначенная этим понятием тенденция во многом определяет черты неотвратимого будущего. Глобализация формирует новую эру взаимодействия между нациями, экономическими и политическими системами и между людьми. Она значительно расширяет культурно-информационные контакты между народами и государствами, влияет на управление, производство, торговлю, рынок труда, политические образования, другие общественные институты и процессы.

О вызовах глобализации, а также о возможных ответах на них через призму процессов, происходящих в сфере высшего образования, идет речь в беседе с директором Института высшего образования, доктором философских наук, профессором Виктором АНДРУЩЕНКО.

— В конце XX — начале XXI века мир стал совсем не таким, как был 10, 15, 20 лет назад. Разумеется, иной должна стать и система подготовки личности к жизни. По-видимому, должна измениться роль образования и воспитания. Каким образом учитываются эти изменения на уровне государственной образовательной политики?

— В эпоху глобализации наиболее влиятельными факторами социальной динамики становятся информация, наука и образование. Конкурентоспособным будет человек, освоивший основы наук, владеющий новейшими способами восприятия и передачи информации, образованный и практически подготовленный, прежде всего в профессиональном, языковом и мировоззренческом контекстах. Именно в таком ключе разворачиваются мировые трансформационные процессы в системе образования, науки и информационных технологий. Частично они реализуются и в Украине. Однако, несмотря на определенные сдвиги, ситуация в гуманитарной сфере Украины остается сложной.

Особенно остро сегодня стоят проблемы развития высшего образования. Досадно, но факт: большинство вузов государства к эффективной работе в условиях глобализации, к реализации новой модели специалиста оказались не подготовлены. Конечно, в Украине есть вузы, уровень которых не уступает ведущим зарубежным университетам, а уровень некоторых — значительно превосходит их показатели. Однако этого аргумента сегодня маловато. Трудности в системе высшего образования все еще велики. Разработка, всестороннее обсуждение и принятие Национальной доктрины развития образования Украины в XXI веке — первый шаг на пути приведения нашей системы образования в соответствие с вызовами глобализации. Вторым шагом должна стать поэтапная имплементация доктрины. Нам необходимо добиться признания европейским и мировым сообществом отечественного образования как самодостаточного и конкурентоспособного. По нашим подсчетам, на решение этих задач потребуется примерно четверть столетия.

— Какие же конкретные изменения должны произойти в системе высшего образования Украины в ближайшей перспективе?

— Глобализация — процесс прагматический. Она стимулирует изменения в экономике, политике, культуре, «поглощая» серьезные капиталовложения. Если общество ставит перед собой задачу адаптации образования к современным требованиям, оно прежде всего обязано позаботиться о финансовом обеспечении новшеств. Без этого о конкурентоспособности наших специалистов в международном разделении труда, о благосостоянии населения, социальном комфорте и национальной безопасности можно забыть.

Основные требования глобализации к человеку — высокий профессионализм. Взрастить его должны университеты и другие высшие школы. Но их обеспечение сегодня — 35—40% от потребностей. Полноценное функционирование невозможно; зарплата профессора балансирует на границе прожиточного минимума. В трудный период от чего-то нужно отказываться, но не от образования университетского уровня! Упадут университеты — упадет и государство. А мы слишком близко подошли к этому.

Давайте заглянем в университетские лаборатории. Там же на 70% оборудование 50-х годов! А профессора? По моим подсчетам, 70—75 процентов их — люди преклонного возраста. А где же молодежь? Где молодежные конструкторские бюро? Только на одном энтузиазме сегодня далеко не поедешь. Человек не может работать «на энтузиазме», а жить — «на рыночных началах». Рыночные отношения и энтузиазм — несовместимы. За все нужно платить. Нельзя подготовить профессионалов по многим профессиям без новейшего учебного оборудования, а оно очень дорого — десятки, сотни тысяч, а может, и миллионы долларов. Вывод один: если мы хотим жить на уровне развитых стран мира, то обязаны вкладывать средства в образование, прежде всего университетское.

Университетская профессура (я охватываю этим понятием весь преподавательский состав) должна научиться зарабатывать деньги, работать над собой, постоянно наращивать свою научную состоятельность, воссоздавать интеллектуальное напряжение наивысшего мирового уровня. Нечего греха таить, последнее десятилетие многих из нас «выбило из седла». Мы редко посещаем библиотеки. Публикуем посредственные статьи. Почти не ведем фундаментальных исследований. Разленились... Где-то и кто-то должен взять на себя ответственность за уже назревшие изменения. Полагаю, эту миссию должны выполнить властные структуры, и прежде всего депутатский корпус, имеющий уникальную возможность исправить ситуацию не только простым изменением доли средств на образование, предусмотренных госбюджетом, а в первую очередь изменением общественного статуса профессора, авторитет которого должен равняться наивысшим должностным авторитетам государства.

— А университеты?

— Университеты должны научиться работать по-новому, а не только полагаться на бюджет. Я могу назвать десятки университетов и ректоров, которые не только не растерялись, но и нашли-утвердили себя в новой системе экономических и политических координат. В этих университетах царит порядок. Они освоили дополнительные (внебюджетные) источники финансирования, выиграли международные гранты, завязали плодотворные отношения с зарубежными партнерами...

— Сегодня много говорят о так называемых «мировых тенденциях» развития образования. Но существуют ли они? Мир столь разнообразен, как говорят ученые-культурологи — поликультурен, в нем происходит много изменений. Образовательные системы тоже разные. Скажем, в Японии или Таиланде, США или Германии образовательные технологии существенно различаются. Так можно ли говорить о мировых тенденциях? Если они существуют, то в чем их суть?

— Мир действительно разнообразен, но в нем существует какая-то странная, неразгаданная гармония, целостность, позволяющая идентифицировать народы и культуры как человечество, цивилизацию. Глобализация не только не отменяет, но и усиливает эту гармонию.

В развитии современных мировых народов и культур есть очень много общих тенденций. Есть они и в сфере образования. Возьмем лишь один пример. Аналитики прогнозируют разделение государств на три большие группы. Первую из них будут образовывать народы, интеллектуальная элита которых способна создавать и внедрять высокие технологии; другую — государства, имеющие возможность пользоваться этими достояниями; третью — народы и культуры преимущественно потребительского, дотационного развития.

— Где оказались мы?

— Это зависит прежде всего от нашего интеллектуального ресурса. Он должен быть фундаментальным. А это означает, что фундаментальным должно быть общее и профессиональное образование. Фундаментализация образования — ответ на вызов глобализации и одновременно условие роста общества, нации и государства. Высокие технологии связаны прежде всего с дисциплинами физико-математического и химико-биологического профиля. Наше невнимание к этим предметам в последнее десятилетие может обернуться серьезными социально-экономическими убытками. Математическое мышление доступно далеко не каждому ученику и студенту. Одаренных нужно поддержать, создать особые условия для развития интеллектуальных способностей в школе и вузе, повысить общественный статус, обеспечить материально.

Не могу не вспомнить такой факт. На заседании коллегии Министерства образования и науки Украины (август 2001 г.) один молодой учитель-новатор поделился своим опытом подготовки победителей международных математических олимпиад. Реакция участников заседания была почти однозначной: «Лучше бы вы их не готовили, а то ведь... уедут за границу!». Подготовка специалистов фундаментального качества должна сопровождаться созданием условий для реализации их творческого потенциала, прежде всего в Украине. Талант не должен быть бедным и униженным! Иначе глобализация «вытянет» его на новую орбиту, но уже за пределами Украины.

— А нет ли разграничения и противоречия между фундаментализацией и гуманизацией образования?

— Любое дело можно делать и плохо, и хорошо. Человечество заплатило колоссальную цену, пока не убедилось, что гуманизм — это, в сущности, единственный и главный принцип, благодаря которому становится возможным будущее для разрозненного, многомерного и вместе с тем внутренне единого мира. Гуманизация образования — ведущая общемировая тенденция его развития в XXI веке. Таким же оно должно стать и в Украине.

— Какие инновации, в соответствии с требованиями этой тенденции, должны быть реализованы?

— Прежде всего принципиальное изменение содержания образования, его переориентация на человеческие, жизненные ценности. Глобализация — вещь жестокая и неотвратимая. Остановить ее невозможно. Однако «сохранить цивилизованное лицо» — культурное, человечное — не только возможно, но и необходимо. Самый важный инструмент для этого — образование. Оно должно быть ориентировано на личность.

Гуманизация образования имеет много измерений. Она охватывает сферу управления (и здесь мы говорим о его демократизации, переходе к государственно-общественной форме управления); отношения между преподавателями и студентами (они должны разворачиваться как партнерские); организацию учебно-воспитательной деятельности (право выбора курса, формы обучения, мобильность преподавателей и студентов) и так далее. Центральная же магистраль гуманизации проходит через содержание образования: от физики и математики и других естественно-технических (инженерных, технологических) дисциплин — к философии, социологии, правоведению, ко всей гуманитарной составной системы образования в узком смысле этого понятия. Позволю себе обратить внимание на три взаимосвязанных аспекта.

Первый из них — обеспечение человекоцентризма дисциплин естественно-технического профиля. Их содержание должно быть перестроено, чтобы в процессе подготовки специалиста высокого технико-технологического качества одновременно формировались гуманистические мировоззрение и культура, моральные и эстетические ценности, любовь к родине и уважение к народам и культурам мира. Технико-технологический экстремизм, сформированный эпохой научно-технического прогресса, должен уступить место гуманистическому мировоззрению. Не человек для техники, а наоборот — техника для человека — таким должен стать лейтмотив естественно-технического образования в современном обществе.

Второй аспект касается дисциплин гуманитарного профиля. Несмотря на утверждение коллегией Минобразования концепции гуманитарного образования (1996 г.), прежний монометодологизм, к сожалению, пока не преодолен. Идеал открытого демократического общества, настоящих прав и свобод человека для многих из нас остается Эверестом, для покорения которого (в пределах прежней методологической и мировоззренческой парадигмы) нет ни сил, ни возможностей. Новые же подходы осваиваются чересчур медленно. Мы боимся самостоятельного мнения, стараемся убежать от него, «спрятаться в толпе». Эта своеобразная экзистенциальная ситуация «бегства от свободы» оборачивается бегством от человека, от себя, от человеческих ценностей. Возвращение к ним — настоятельное требование гуманизации образования в глобализационном обществе, причем не только технического, но и гуманитарного. Сегодня в Украине, как, собственно, и во всем мире, остро стоит проблема преодоления гуманитарного кризиса образования.

Третий аспект связан с активным проникновением в систему образования т.н. иррациональной составной человеческой духовности — вненаучного знания, религии, мифологии, теологии и т.д. Глобализация создает для этого благоприятные условия. Она побуждает к утверждению перераспределительной экономики (вместо мотивационной), виртуального предмета бизнеса, реализации информационных технологий через сеть несвобод, «подгонку» человека под товар (а не товара — под потребности человека). Формируется «человек иррациональный» вместо «человека разумного».

— Как реагировать на эту тенденцию?

— По-видимому, посредством нового качества подготовки учителя, преподавателя, воспитателя, всего комплекса научно-методического обеспечения. Не убегая от иррациональной проблематики, а рассудительно интерпретируя ее в контексте научно определенного знания, учитель должен формировать рациональное мышление и культуру, научные знания о человеке, природе и социальном мире, раскрывать его значение для личности, воспитывать в ней ощущение своей личной причастности к миру не только как объекта социальных влияний, но и как их активного субъекта. Учитель должен все время убеждать своего ученика в том, что для каждого человека важно быть в контексте событий, принимать участие в жизни коллектива, общества, выражать себя через свое творчество, что-то значить. Значимость личности в ее самооценке — мощный фактор активности, гражданственности, жизнетворчества.

Образование должно формировать целостный образ мира, обеспечивать его восприятие в гармонии ума, чувства и свободы. Сегодня же формируются лишь его (мира) фрагменты, воспринимаемые, как правило, разрозненными, а не гармонизированными.

— Один из характерных признаков глобализации — рост миграционных потоков, процессов массового перемещения людей из страны в страну. Здесь возникает ряд проблем: кризис взаимопонимания, нетерпимость, неприятие «мигрантов», ограничение их прав вплоть до прямого вытеснения. Может ли образование каким-то образом повлиять на решение этих проблем?

— Современное производство требует высококвалифицированных специалистов. Поэтому, с одной стороны, наблюдается бурный рост всемирной профессиональной элиты, отличающейся высокой мобильностью на рынке труда, высокой зарплатой и незаурядными социальными возможностями, с другой — к критическим величинам приближается количество ограниченной национальными барьерами неквалифицированной рабочей силы, что становится источником напряженности и взрывоопасности, угрозой стабильности в стране и в регионе. Образование, особенно профессиональное, должно среагировать на эту угрожающую тенденцию повышением мобильности учебных планов и программ, профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

С другой стороны, образование должно изменить свои акценты. Главным показателем эффективности обучения должна стать не просто сумма знаний, которые ученик или студент усвоил в процессе пребывания в школе или вузе, а способность к их самостоятельному получению, к самообучению, умение пользоваться источниками и средствами информации, постоянно повышать уровень своего образования.

Вместе с тем национальные системы образования (не теряя своей национальной специфики!) должны перестроиться в контексте общих мировых тенденций, принципов, стандартов его развития. Образование должно научиться формировать человека, конкурентоспособного не только в отечественной, но и в мировой производственной и социокультурной среде. «Наши» же пока что не умеют подать себя на рынке труда, показать (и продать!) свои потенциальные возможности, не имеют необходимых для конкурентной среды здорового прагматизма, настойчивости. Наша система образования не учит их «умному эгоизму», без которого в системе рыночных отношений человеку делать нечего.

— Ряд проблем современного образования связан с активизацией информационных потоков...

— Несомненно. Информационный бум — один из признаков и одно из ведущих направлений глобализации. Информация сегодня накатывается на человека, как лавина в горах. Она удваивается и утраивается практически через каждые два-три года. Это означает, что без компьютера (как средства оперативной обработки информации) человек обречен на социальное аутсайдерство. К сожалению, в Украине компьютеризация образования осуществляется бессистемно, а главное — распыленными усилиями разрозненных субъектов хозяйственной, научной и политической деятельности. Настало время формирования и внедрения единой, целостной, комплексной государственной программы компьютеризации образования. Без такой программы средства (и немалые!) будут «выброшены на ветер», а школы и вузы, как и раньше, будут наполняться устаревшей и несовместимой техникой, которая не имеет надлежащего программного обеспечения. Не менее важно и формирование информационно-компьютерной культуры учителя. Без такой культуры техника останется лишь игрушкой в руках подростка, а не инструментом развития его познавательных способностей, образования и воспитания.

— Глобализация усиливает психологические нагрузки на человека (ребенка). Каким образом должно перестраиваться образование, чтобы избежать такой перегрузки?

— На первом месте стоит задача разгрузить ребенка. Частично это решается увеличением срока обучения и внедрением новой шкалы оценивания качества знаний. Не менее актуальны задачи организации психологической службы в школе и вузе, утверждение нового стиля общения учителя и ученика, внедрение новых методик организации учебно-воспитательного процесса, информационных педагогических технологий, которые смещают центр тяжести в сторону самоорганизации, самообучения, самоопределения. Более тесной должна стать и связь между школой и родителями. К сожалению, психологическая служба ныне еле теплится. Родителей приглашают в школу в большинстве своем для того, чтобы те внесли деньги на ее ремонт, приобретение оборудования, организацию экскурсий, празднование очередного юбилея школы или Дня работников образования, день рождения директора или классного руководителя и т.д. Организационно-управленческие вопросы, как правило, обсуждаются второпях, без надлежащей подготовки и внимания к мнению тех, за счет чьих налогов, в конце концов, функционирует учебное заведение.