Вырваться из заколдованного круга

Автор : Виктор Конев
03 января 10:19

Школа "из другой жизни" появилась в глубоком житомирском Полесье.

 

До недавнего времени Радовель был типичным полесским селом, со скудными почвами и тощим бюджетом.

Но с 1 сентября 2018-го стал нетипичным - теперь здесь есть лицей, который посещают даже дети из райцентра.

Радовельская общеобразовательная школа превратилась в биотехнологический лицей благодаря выходцу из села, бизнесмену Михаилу Весельскому. Под его руководством была разработана концепция лицея, в реализацию которой он уже вложил 138 миллионов гривен. Все тут сделано из самых лучших материалов и нашпиговано современными технологиями. Здешние первоклашки не знают, как это - писать мелом на доске и стирать написанное тряпкой. Учителя не грозят здешним школьникам карами за плохое поведение и не пытаются владычествовать в классе. Даже парт в классах в нашем привычном понимании нет. Педагоги в эту школу съезжаются со всей Украины, а конкурс достигает 200 претендентов на одно учительское место.

…По украинским меркам, 150 километров от областного центра (Житомира) до Радовля (села с населением около 1400 человек) - это далеко. На Олевщине, где расположен Радовель, - своя, особая жизнь (не последнее место в ней занимает янтарь, который стремятся добывать если не все, то через одного), свой особый (не сразу понятный) диалект, с массой архаичных слов и выражений и непривычной фонетикой. У ворот лицея - небольшая ратуша. Часы на ней отбили 10:00 - и заиграла праздничная новогодняя мелодия. Вхожу в холл. Да-а… это больше похоже на холл современного офисного центра, но с непривычно яркой отделкой. Через турникет просто так не пройдешь: нужна специальная карточка или разрешение руководства.

Прозвенел звонок, точнее, заиграла красивая мелодия, означающая конец урока. Захожу в класс, где проводятся уроки информатики. Сразу видно, что над интерьером основательно потрудился дизайнер. Знакомлюсь с преподавателем: Константин Овчинников, учитель высшей категории. Приехал в Радовель из Одессы. Пока достраивают дома для учителей, живет в райцентре, Олевске. Ездит на работу на школьном автобусе. Он рассказал, как оказался в Радовле: "Я разместил в интернете свое резюме. Мне стало интересно, что собой представляет инновационное учебное заведение. Прошел собеседование - и вот я здесь. Ничего подобного не видел ни в Одессе, ни в других крупных городах Украины, кроме Киева. В столице учебное заведение сопоставимого уровня - это Кловский лицей, где учились дети президента Украины Петра Порошенко".

Каждое рабочее место в классе оборудовано компьютером, классная доска (smart board) - тоже компьютер, с огромным сенсорным монитором. Все объединено в локальную сеть с выходом в Интернет. На рабочем столе преподавательского компьютера - ученические папки: педагог, как своего рода диспетчер, контролирует ход выполнения заданий и дает (по сети, естественно) новые, индивидуально каждому ученику. Если нужно пояснить тему всем сразу, педагог в формате короткой лекции дает комментарии, иллюстрируя их примерами, извлеченными из "умной доски".

Пока длится переменка, заглядываю еще в один класс, 3-А. Зеленые столы странной формы, как половинка сплющенного бублика, детское щебетание и - хрупкая женщина с милой улыбкой. Знакомимся: Алена Заика (для учащихся - пани Олена), учительница музыки.

- Я - из Луганской области, из Брянки, - рассказывает. - Работала в Луганской филармонии. Когда началась война, взяла билет на поезд и с двумя сумочками уехала практически в никуда. Жила в столице последние четыре года, окончила последний курс университета и получила диплом специалиста. Устроилась музработником в детском саду. Потом прошла собеседование на вакансию в Радовельском лицее, и - вот я здесь.

- Уже освоились в Полесье?

- Освоилась. Детки - пластичны, как глина. Мне с ними интереснее, чем со столичными. Здешние детки более искренние, открытые. …А в моей душе, наконец, состояние мира и покоя.

В класс вошла женщина в фирменном костюме (типа спортивного) с эмблемой лицея на футболке. Здесь педагогам так можно одеваться - практично и удобно. Нина Владимировна. Для учеников - пани Нина. Она - учительница начальных классов, классный руководитель 3-А. Местная. Пришла в школу три года назад.

- Как вы освоили работу с "умной доской" и принципиально новые методические и педагогические подходы к учебному процессу? - спрашиваю.

- Перестраиваться было не очень сложно. Мне хотелось этого. Надоела серость и обыденность, - говорит пани Нина. - Проводились тренинги и онлайн-обучение. Тесты сдавали. Два педагога, в том числе директор школы, решили уйти. Все остальные остались. Теперь приходишь на работу - тут же появляется особое настроение. И в учительской уже не слышно жалоб, что дети не хотят учиться, коллеги обсуждают новые методические приемы и свои педагогические находки.

Пани Нина показала достоинства smart board. Извлекла из его недр прозрачное изображение человеческой головы в режиме 5D с рассказом и показом устройства слухового аппарата человека. Прокрутила с помощью пальца изображение во всех плоскостях, показала анимацию. С такой наглядностью и первоклашка поймет, как устроено ухо и как звуковой образ обрабатывается мозгом. Фантастика! И так представлен весь учебный материал. Мы отошли от smart board, и тут же третьеклашки принялись рисовать на ней пальцами каляки-маляки - осваивать…

Спускаюсь в подвальное помещение. Здесь - класс и мастерская преподавателей гончарного дела, супружеской четы Виктора и Екатерины Булгаковых. Киевляне. Здесь - полный цикл изготовления поделок из глины: от гончарного круга до росписи, поливки глазурью и обжига в печи.

Виктор по основной специальности - геолог, а Екатерина - этнограф. На вопрос: "Как оказались здесь?" - Виктор ответил так: "Это - судьба. Мы пережили с Катей серьезный стресс - в течение месяца умерли трое наших родителей: мои отец и мать и Катина мама. Решили искать душевный покой здесь. Тем более, Катя - здешняя уроженка и часто бывала в Полесье на археологических раскопках. …Сейчас делаем сувениры к Рождеству. Дети погружаются в творчество, которое заставляет звучать в их душах самые тонкие струны".

Прощаюсь с четой педагогов-гончаров, поднимаюсь на второй этаж и вижу кучку детей в фирменных зеленых футболках, облепивших какого-то мужчину. Это Михаил Весельский. Он приехал из Киева не один, а с доктором социологических наук Ириной Чудовской. Она обеспечивает научное сопровождение всего, что предпринимается в лицее.

- Как появилась, конструировалась идея школы? От чего вы отталкивались? Был какой-то прототип? - задаю первый вопрос Михаилу.

- Прототипов нет. Я бывал в разных странах и во многих школах. Но в Радовельском лицее реализован своего рода концентрат из всего увиденного. Сначала было 28 концептуальных планов, а реализован был 29-й. В процессе работы над концепцией приходило понимание того, как обеспечить детям разных возрастных групп и педагогам комфорт, и уже с опорой на это понимание конструировалось все до мельчайших деталей. Делали, переделывали… В частности, на каждом этаже есть санузлы, при этом размеры и высота унитазов и умывальников адаптированы под конкретную возрастную группу.

- Классные комнаты довольно компактные. В них не парты, а какие-то разноцветные дугообразные столы…

- Само здание лицея - старое. Мы его перекраивали в соответствии с нашей концепцией. С помощью таких необыкновенных столов можно по-разному перекраивать пространство класса. Если дети с утра до вечера, постоянно сидят за однообразными унылыми партами, им это надоедает. Подобные конструкции позволяют трансформировать интерьер класса и обеспечивать очень нужное для ребенка разнообразие. Это позитивно влияет на развитие ребенка, для чего он, собственно, и ходит в школу.

- Здесь реализуются элементы финской модели устройства школы, - отметила Ирина Чудовская. - Кроме того, собраны результаты трех лет путешествий по Европе. Результатом их стало убеждение, что самые интересные модели - финская и эстонская школы. Однако они не пересаживались механически на украинскую почву. Радовельский лицей - результат коллективного творчества.

- С точки зрения сугубо технической, здесь смонтирована очень хорошая система отопления - температура воздуха регулируется по каждому помещению отдельно, - объясняет М. Весельский. - В каждое помещение проведен водопровод. Вода поступает из артезианской скважины, проходит несколько степеней очистки, и в сети - это уже вода гарантированного качества. Система вентиляции обеспечивает непрерывный воздухообмен - воздух в школе всегда чистый. Вся школа связана компьютерной сетью, в каждой точке - доступ к Wi-Fi. Лицей отвечает самым высоким требованиям к современной школе.

- Я видел школьную столовую - запоминающийся дизайн.

- Поверьте, и начинка соответствующая: современное оборудование, строгое соблюдение санитарных норм, подготовленные повара, вкусная пища. Обед для учащихся - бесплатный.

- …И вот закончились уроки, ученик возвращается в свою хату со стареньким телевизором "Горизонт" и прочими "удобствами во дворе"…

- Лицей создавался не для избранных, а для всех детей. По статусу он - обычная общеобразовательная школа. Но устроена она необычно. Здесь категорически запрещено кричать на детей. Ребенок здесь должен чувствовать себя абсолютно защищенным. Взрослые здесь - это люди, которые не понукают ими, а заботятся, защищают и помогают. Вот дети и ведут себя открыто - детишки ж быстро адаптируются. Правда, некоторым не очень хочется идти домой, а утром они стремятся как можно раньше прийти в школу. Здесь на переменке они могут поиграть в настольный теннис, попрыгать в спортзале, а после занятий позаниматься в самодеятельном театре, гончарной и кулинарной мастерских, в музыкальной мини-школе, где преподают вокал и игру на флейте, в хореографическом зале. Хочу отметить, что дети с особыми потребностями могут свободно перемещаться по школе. Для них везде оборудованы лифты и пандусы.

- Погрузившись в доброжелательную среду лицея, дети уже начинают становиться другими?

- Надеюсь. Мы не можем поменять внешнюю среду, а они уже смогут. Они станут ДРУГИМИ, и мы разорвем порочный круг горя, нищеты и отсутствия перспектив. Личность человека формируется здесь и сейчас. Взрослый человек может переучиться с биолога на журналиста, но если он недополучил в школе и семье понимания основных жизненных ценностей, исправить это невозможно.

- Не стали ли вызовом для педагогов столь революционные перемены в доселе обычной сельской школе?

- Подготовка учителей началась еще год назад. Мы потратили очень много времени, чтобы технически подготовить педагогов. И прежде чем начать пользоваться современной техникой, они сдавали зачеты.

- Те педагоги, кто прошел все это, уже ДРУГИЕ?

- Сформировавшегося человека очень трудно изменить, но - меняются. Можно заехать в любую соседнюю школу и сравнить.

- Я встречался здесь с педагогами из Киева, Одессы, Луганской области и других мест. Что их сюда привело?

- Отвечу вопросом на вопрос: если вас, профессионального журналиста, усадить в тесную комнату и постоянно диктовать, что и как писать, вам это быстро надоест?

- Быстро. Бывало такое в моей биографии. Меня хватило на полгода.

- Вот и среди учителей много творческих личностей, которые ищут такое место, где они могли бы профессионально реализоваться в условиях творческой свободы. Радовельский биотехнологический лицей - именно такое место. Здесь снимаются все зажимы, открываются все шлюзы. Здесь - полная свобода для творческого поиска. Показывай, что ты можешь! Для людей, которые сюда едут, на первом месте - самореализация. И - школу делают, прежде всего, педагоги, а не компьютеры и "умные" классные доски. Именно педагоги - ключевые фигуры в учебно-воспитательном процессе. Только педагог может разбудить в ребенке гения. И мы хотим, чтобы в Радовельском лицее были именно такие учителя.

- Но мотивы у тех, кто решился сменить крупный город на село и выслал свое резюме, могут быть самые разные…

- У нас есть возможность выбирать и проверять. Для примера: на одну вакансию учителя английского языка пришло больше 200 резюме со всей Украины. Однако местные педагоги имеют преимущество перед приезжими.

- Но и педагогам нужно развиваться…

- Мы приглашаем сюда ведущих ученых в области педагогики, возрастной психологии. Надеемся, что и наши педагоги адаптируются и начнут выдавать на-гора научный продукт.

- Вы видите среди учителей лицея творческих людей?

- Мы только таких и приглашаем.

- А жильем обеспечиваете?

- Целая улица застраивается домами для педагогов, современными, удобными.

- Я слышал, вы вложили в лицей очень много собственных средств. Не сожалеете?

- Для большинства людей мой поступок не совсем понятен. …Я хочу разорвать заколдованный круг, в котором заперты миллионы украинцев: "Бідні, бо дурні, дурні, бо бідні". И это в очень богатой стране! Разорвать этот круг невозможно, пока к руководству страной не придут люди, мыслящие совершенно иначе.

- Но вы тоже один из тех, кто родился и вырос в "заколдованном кругу", только более успешный.

- Да. Но я никогда не имел отношения к власти и не принимал участия в государственных проектах. Я родился в этом селе. 26 лет занимаюсь бизнесом, производством и торговлей продуктами питания. Зарабатываю деньги и теперь вкладываю их в Радовель. Никаких материальных дивидендов не будет. Тем не менее, теперь в Украине есть пример, как за частные инвестиции можно создать особое, просвещенное пространство для детей, их родителей и учителей. Когда вся община окажется поглощенной этим пространством, здесь изменится мировосприятие, изменится образ жизни. Я уверен, что через 10–15 лет это произойдет. Мы с единомышленниками хотим создать пространство, в котором живут люди с совершенно иным мышлением, совершенно иными подходами к организации собственной жизни. Здесь должен развиваться местный бизнес, который должен заботиться о развитии этого пространства. Да, должны появиться люди, которые станут костяком, элитой общины. Но не той элитой, которая грабит, а той, которая заботится о здоровье общины.