Вита и Витя

Автор : Татьяна Дендебера
04 сентября 12:34

Первое сентября — праздник для первокурсников, а для людей, создающих правила игры на образовательном поле, отныне начнется работа, связанная с поступлением в 2010-м...

 

Первое сентября — праздник для первокурсников, а для людей, создающих правила игры на образовательном поле, отныне нач­нется работа, связанная с поступлением в 2010-м. Я как учитель стремлюсь к тому, чтобы мои ученики настойчиво и сознательно готовились к вступительным, а значит, и к выпускным экзаменам. Но для этого нужны предпосылки. И чем раньше будут объявлены правила поступления на следующий учебный год, тем скорее дети начнут заботиться о твердости собственных знаний, а их родители будут наблюдать за работой чада в школе и дома.

Между тем продолжается обсуждение проекта Условий поступления в вузы в 2010 году. Предлагаю представить реальную ситуацию. У мамы семеро детей. Сейчас дома только двое — Вита и Виталик, который учится в седьмом классе. Когда-то у семьи было подсобное хозяйство, которое помогало кормить семью, старшие дети работали в колхозе-миллионере. Зарабатывали хорошо, имели возможность покупать жом и зерно для коров, зерно для поросят. Да и овощей хватало, потому что обрабатывать землю было не так трудно, как сейчас.

В девяностые годы от хозяйства остались только воспоминания. Родители и старшие дети потеряли работу. Средних, а их пятеро, надо было учить в школе. Наука им давалась нелегко, но дети старались, помогали матери, которая уже тогда начала болеть. Понемногу стали продавать живность. Старшие дети со временем уехали из села. Сейчас на плечах Виты мама, старенький дедушка и брат, за которыми надо присматривать, а еще — отцу помогать по хозяйству. И при этом Виктория все 11 лет училась на 9—12 баллов. Медали девочка не получила, но ВНО по пяти предметам написала на 160—180 баллов. Подала документы в киевский вуз — недалеко домой ездить.

Витя — одноклассник Виты. У него есть сестричка, отец и мама, зарабатывающие на жизнь торговлей. Витя — инвалид по зрению. Возможно, поэтому родители не волновались по поводу того, что мальчик не хотел учиться. Школу Витя окончил с двумя-шестью баллами в аттестате. ВНО сдал на 124 — три предмета, которые выбрал.

И случилось так, что оба изъявили желание учиться в одном университете...

Можно представить разочарование Виты, когда среди абитуриентов, рекомендованных к зачислению, она нашла фамилию Вити и не увидела своей. Учителя посоветовали девочке подать документы в колледж, что она и сделала.

А теперь представьте, что будет происходить в этом учебном году в школе, где учились Вита и Витя. Очевидно, Виталик, брат Виты, которому учеба давалась трудно, но который настойчиво работал над домашними заданиями, задумается — а ради чего напрягаться!? Надежды учеников на то, что можно поступить по знаниям, в один миг перечеркнуты реальностью. Зачем сидеть над учебниками, ведь нужны не знания, а справка от врача об инвалидности. Ведь достаточно набрать всего лишь 124 балла, то есть знать предмет на «троечку»...

Сегодня предлагается принимать инвалидов по квотам, а у «квотников» есть иммунитет на отчисление. Не станут ли преподаватели тянуть их до конца учебы, «рисуя» оценки? И какого качества получим специалистов — инженеров-строителей, проектировщиков, врачей?.. Не обрушатся ли дома, спроектированные и построенные такими дипломированными специалистами, сможет ли вылечить такой врач? Вопросы не риторические — они требуют ответа.