ВАЖНЕЕ ВСЕГО — ПОГОДА В ДОМЕ

Автор : Анатолий Довженко
20 октября 00:00

Ректор — не только центральная фигура вуза, но и его душа. Около двух десятилетий Геннадий Григорьевич Пивняк возглавляет Национальную горную академию...

 

Ректор — не только центральная фигура вуза, но и его душа. Около двух десятилетий Геннадий Григорьевич Пивняк возглавляет Национальную горную академию. С именем академика НАН Украины Г.Пивняка связан не только высокий имидж известного не только в Украине, но и за ее пределами высшего учебного заведения, но и создание научной школы горной и металлургической электроэнергетики. Он — автор двух научных открытий, более 50 изобретений, 13 монографий, 7 учебников. Г.Пивняк — лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники, премии имени С.Лебедева НАН Украины.

В нынешних непростых условиях Национальная горная академия во главе с заслуженным деятелем науки и техники Украины Геннадием Пивняком демонстрирует активность, здоровую прагматичность и главное — результативность действий.

— Геннадий Григорьевич, в начале года в статье на страницах нашей газеты вы затрагивали причины пробуксовки реформирования образования и науки. Как изменилось, на ваш взгляд, состояние дел в этой сфере?

— Интерес средств массовой информации, в особенности «Зеркала недели», к ходу реформ системы образования и науки отражает повышение уровня понимания обществом того факта, что критерии развития любой страны — здоровье и образование. Все остальное — власть, законы, рынок, политика — это способы реализации. Образование здоровой нации — единственный катализатор интенсивного развития общества, а реформа образования по целям и последствиям является важнейшей государственной акцией.

С момента выхода Указа Президента Украины «Об основных направлениях реформирования высшего образования в Украине» прошло пять лет. В сложных условиях образование сохранено как развивающаяся система. Однако открытыми остаются еще многие проблемы. Часть из них — мнимые, для преодоления которых достаточно простых организационных мер. Часть проблем не выходят из внутренней сферы системы образования. Однако многие из них требуют решения на правительственном уровне. Именно последнее обстоятельство сдерживает процесс завершения реформирования и переход к установившейся работе. Несовершенство, а в ряде случаев и отсутствие правовой базы государственного уровня создают в системе высшей школы атмосферу напряжения и неопределенности.

— В каких нормативно-правовых решениях государственного уровня сейчас высшая школа ощущает необходимость?

— Разрыв поколений преподавателей вузов требует эффективного воспроизводства кадров, способных принять эстафету. Иначе через 5—10 лет кадровое обеспечение высшего образования станет катастрофическим. Старшее поколение научных работников и преподавателей получило достойную социальную защиту. Мотивацию привлечения молодежи к образованию и науке нужно немедленно поддержать материально на государственном уровне. Вузы стремятся создать дополнительные условия для обеспечения преемственности образовательных и научных школ. Но действительность такова, что при хроническом государственном недофинансировании облагается налогами даже материальная помощь студентам из внебюджетных средств и благотворительных фондов. Системе образования и науки вообще не выдержать чрезмерный налоговый пресс в условиях недофинансирования. В вопросах использования внебюджетных средств возможности ректоров вузов все более ограничиваются.

Государственные вузы расплачиваются за энергоносители и коммунальные услуги, ремонт и поддержку зданий, сооружений, общежитий, финансируют производственные практики, издание учебников и все иное, без чего невозможен учебный процесс, исключительно внебюджетными средствами. Поэтому необходимо скорее решить проблему экономики образования.

Высшее образование должно отвечать потребностям реального рынка труда. Но сотрудничества систем труда и образования не прослеживается. Продолжительное время мы работаем без официальных квалификационных характеристик специалистов, перечня их квалификаций, специализаций, расчетов потребности в специалистах, действенной системы трудоустройства и тому подобное.

Беспокоит информационный вакуум в нормативной базе высшего образования. Неизвестна судьба стандартов высшего образования, на которые опираются все нормативные документы, в том числе и проект Закона Украины «О высшем образовании».

Необходимо создать систему налоговых и иных льгот производителям для сферы образования и инвесторам в эту сферу, искать новую систему распределения ответственности за образование между государством и обществом, стимулировать ответственность человека за свое образование за счет, например, поощрения высокого образовательного ценза.

Из-за несовершенства и пробелов законодательства пиратский импорт специалистов с высшим образованием увеличивается.

Выигранные копейки от упроченной тенденции эмпирического сокращения объемов госзаказа, а сейчас и сроков обучения, нанесут в недалеком будущем непоправимый удар экономике. Кто-нибудь подсчитал сиюминутный эффект от сокращения срока подготовки бакалавров, регламентируемой постановлением Кабинета министров № 937 от 09.06.2000 г., и оценил экономические потери от этого волевого решения в будущем? Многие специалисты прогнозируют, что следующим постановлением автоматически будет сокращен срок подготовки специалистов и магистров.

К реформам в образовании необходимо подходить с большой осторожностью и тактичностью, не отбрасывая по неосмотрительности опыт предшественников.

— Геннадий Григорьевич, чем вы объясняете резкое увеличение количества вузов, получивших статус национальных? Сейчас их несколько десятков, а когда в 1997 году горная академия получила этот статус, количество национальных вузов не превышало десяти.

— Поддержка указами Президента Украины деятельности конкретных вузов, создание сети национальных вузов в регионах направлены, прежде всего, на развитие тезиса «Сильные регионы — сильная страна». Национальные вузы должны стать ядром региональных образовательно-научных центров, умом регионов, а сеть центров — умом экономики государства. Так, для развития угольного сектора экономики, для эффективного решения научно-технических проблем учреждения отраслевой науки объединяются в комплекс с Национальной горной академией.

Преобразование рассредоточенного научного и образовательного потенциала в действенные региональные центры также требует правовой базы государственного уровня. Национальные вузы должны получить действительно национальный приоритет. Начало такому процессу уже положено.

Национальная горная академия ощущает значительную поддержку государства. Образование постепенно становится приоритетной стратегической задачей и основой независимости страны. В Указе Президента Украины «Вопросы Национальной горной академии Украины» (№909/2000 от 22 июля 2000 г.) сформулированы дальнейшие задачи кадрового и научного обеспечения топливно-энергетического и минерально-сырьевого комплексов страны, учреждена стипендия Президента Украины для студентов академии по направлению подготовки «Горное дело», предусмотрены повышение стипендии студентам- горнякам, развитие материальной базы вуза.

— Как вы оцениваете тенденцию к упорядочению номенклатуры специальностей и ее результативность?

— Эта важнейшая работа должна быть непрерывной, как сама изменяющаяся жизнь. Новый перечень специальностей действительно упорядочен по обоснованным критериям. В дальнейшем важно его не сокращать или увеличивать, а приводить в соответствие с требованиями национальной экономики и перспективами ее развития.

Сиюминутного эффекта от реформирования перечня специальностей ожидать не следует, так как затраты на образование зависят от количества студентов. По этому показателю мы уже достигли критической точки. Однако в перспективе затраты на подготовку по специальностям с псевдоквалификациями можно снизить. Подготовка специалистов экономического профиля, например, должна быть сориентирована на отрасли, конкретные технологии. Экономисты и менеджеры абстрактных квалификаций пользы обществу не принесут. «Никакие» экономисты способны создать такую же экономику.

— С позиции ректора вуза, насколько оправдан шаг по объединению управления образованием и наукой в одном министерстве?

— Объединение управления всегда взаимосвязанных и взаимозависимых сфер — науки и образования подсказано жизнью.

Министерство образования и науки проходит стадию становления. Уже сделаны решительные и последовательные шаги по реформированию средней школы. Оперативные действия министерства взвешенны и преемственны, что особенно радует. Можно не соглашаться с отдельными идеями, но у них есть авторы и адресная дискуссия возможна, хотя общественность уже больше привыкла к безымянным проектам.

Как и вузы, министерство испытывает те же или еще большие материально-технические и другие трудности. Тем не менее, новому министерству предстоит системная проработка множества проблем. Задача вузов — активно содействовать реализации нашей общей цели — созданию эффективной системы национального образования и науки. Министерству не стоит брать все на себя. Организацию решения отдельных внутриотраслевых задач целесообразно доверять союзу ректоров, региональным вузовским центрам, ведущим вузам.

— Геннадий Григорьевич, восемнадцать лет вы возглавляете высшее учебное заведение. Каждая половина этого срока приходится на полярные общественно-политические периоды. Когда вам было интереснее, сложнее, эффективнее работать — в советское время или сейчас — в годы становления независимости и демократизации страны?

— Интересно работать всегда, если свое дело любишь. Каждый период сложен по-своему. Во времена Союза работы было много, но работы в стабильных, хотя и сложных условиях сверхцентрализованной командно-административной системы. Сегодня ректор любого вуза должен решать массу новых задач — от стереотипных до эвристических. Для каждого ректора сейчас «важней всего — погода в доме», что делать очень сложно по причинам, о которых я уже говорил. Необходимы большой оптимизм и крепкие нервы для взаимодействия с властными структурами, ежедневные усилия для обеспечения элементарных условий коллективам преподавателей и студентов для продуктивной учебной и научной работы.

От редакции. 23 ноября Геннадию Григорьевичу Пивняку исполняется 60. Приветствуя юбиляра, мы искренне желаем ему здоровья, вдохновения и талантливых учеников.