В СЕТЯХ СЕТИ

Автор : Татьяна Галковская
16 августа 00:00

Более 3 тысяч компьютерных клубов и интернет-кафе действуют сегодня по всей стране. Ежедневно их посещает около 300 тысяч человек...

 

Более 3 тысяч компьютерных клубов и интернет-кафе действуют сегодня по всей стране. Ежедневно их посещает около 300 тысяч человек. 75% из них приверженцы модного вида досуга — компьютерных игр. Однако как всякое новое явление в нашей жизни компьютерные игры вызывают жаркие дебаты в обществе.

Народ — «за»!

Одним из поводов к дискуссии послужила статья «Компьютерное бешенство», опубликованная в «ЗН» № 19 от 25 мая с. г. Самое интересное, что в защиту компьютерных клубов и игр выступили не только юные геймеры, но и люди старшего возраста, наверняка познакомившиеся с компьютером уже вместе с собственными детьми.

«В начале 60-х, — пишет один из наших читателей, — когда я учился в школе, компьютеров не было. Но подростки, которые воровали и пили, несмотря на наличие запрещающих законов, были. Как было много и случаев угона подростками мотоциклов и машин. Но вряд ли кому-нибудь пришло в голову говорить о вреде мотоциклов. Впрочем, о вреде водки писали немало, но подростки все равно пили, а водку как явление не запретили. Разница в том, что взрослым водка и автомобили были нужны. А сейчас среди взрослых доля играющих в компьютерные игры мала. Ситуация изменится лет через десять, когда теперешние подростки заведут собственных детей — число претензий к компьютерным залам снизится, родители будут лучше понимать подрастающее поколение и смогут показать ребенку, что не только игры интересны».

Не менее эмоциональны и другие отклики. «Выход в том, чтобы, с одной стороны, вслух говорить о проблемах, с другой — усилить законодательную ответственность взрослых за детей, которых они опекают (не только родителей — если ученик младших классов уходит из школы в компьютерный зал, за это ответственность несет учитель), и все больше увеличивать число компьютерных залов — цены на услуги и нагрузка на семейный бюджет снизятся».

«Изучите статистику по малолеткам в любом городе: сколько сидит «на игле», сколько зарегистрированных «нюхачей», сколько алкоголиков, сколько убегают от родителей и становятся бомжами? Вот горе где! Да слава Богу, что есть хоть что-то у детей, где можно нормально провести время. И заметьте, не государством предложенное. Так давайте и это быстренько прикроем? Выгоним всех их в подворотни, подъезды и подвалы. Пусть там жизни учатся?..»

«Проблема подмены реальности виртуальностью — действительно серьезная. Помню, в моем детстве считалось геройством дать по морде незнакомому прохожему или кинуть с крыши на проезжающее авто железный шарик. У меня от такого шарика на брови до сих пор два шва (сантиметром ниже — был бы одноглазым). Говорят, некоторых прохожих не только били, но и подрезали слегка. Так вот, если такая реальность заменяется «Counter-Strike» — я «за». Ребятам надо самоутверждаться — пусть делают это в сети, а не в подворотнях. Да и проходит это, как грипп или какая-нибудь простуда».

На учебу — в ближайший клуб

Главная претензия родителей к компьютерным клубам: дети проводят в них все свое свободное и несвободное от занятий время, иногда даже там по нескольку ночей кряду. В клуб несут все сэкономленные на мороженом и соках деньги, а если их не хватает, ребята начинают изыскивать различные способы добычи средств на вожделенную игру — от выпрашивания у родителей до воровства. Да и сами клубы нередко не препятствуют просмотру детьми порносайтов, увлечению алкоголем и наркотиками. Так, может, действительно, все компьютерные клубы и игры вместе с ними — зло, с которым нужно бороться?

Вот что говорит по этому поводу глава Всеукраинской ассоциации компьютерных клубов (ВАКК) Александр БЕРНАТОВИЧ:

— Таких клубов, как вы описали, на самом деле не так уж много. В большинстве своем — это вполне респектабельные места проведения досуга, где абсолютно не приветствуются не только алкоголь и наркотики, но и нецензурная брань. Что касается доступа к порносайтам, то в хорошем клубе имеется система, оповещающая администратора, когда посетитель заходит в один из таких сайтов: если этот посетитель — ребенок, сайт блокируется. Также и с компьютерными играми — на каждой имеется указание, на какой возраст она рассчитана. Кроме того, во всем следует соблюдать меру, в том числе и в общении с компьютером. Но обойтись без него в современном обществе уже невозможно — успешная карьера предполагает умение быть с компьютером на «ты». Можно ли этого достичь только на уроках информатики? Вряд ли.

Решить проблему компьютерной грамотности такие клубы могут весьма успешно. Для этого есть все необходимое: современная техника, программное обеспечение, опытные администраторы, охрана. Сейчас разрабатываются специальные проекты. Так, с сентября в ряде клубов, отобранных ВАКК, начнется обучение компьютерной грамотности учеников близлежащих школ. Причем для ребят это обучение будет бесплатным.

— Это очень важный момент. Многие родители не прочь обучать своего ребенка работе на компьютере в клубе, но цены для рядового украинца высокие, в особенности за пользование Интернетом.

— Цены высокие, но это тот минимум, который могут позволить себе хозяева. На самом деле, компьютерный клуб — малорентабельное предприятие. Если в нем 5—6 компьютеров, то он просто обречен на вымирание. А клуб с 10—15 компьютерами полтора-два года работает только на окупаемость. Ведь помимо текущих коммунальных платежей нужно выплачивать кредит, платить за аренду, закупать программное обеспечение и так далее.

— Наряду с вполне приличными компьютерными клубами существуют и такие, которые на самом деле больше напоминают хулиганские притоны. Как быть с ними?

— Чиновники предлагают ввести лицензирование деятельности компьютерных клубов, принять ряд соответствующих законов. Сегодня практически в каждом крупном городе имеется распоряжение местных властей о закрытии компьютерных клубов, если в них в учебное или ночное время будут обнаружены школьники.

— Что-то вы говорите об этом без особого энтузиазма.

— В наших условиях прогрессирующей коррупции подобные меры приводят к еще худшим результатам: ведь должностное лицо за взятку готово разрешить что угодно.

— Во всем мире контролем за деятельностью компьютерных клубов занимаются общественные организации. Насколько реально влияние ВАКК на работу клубов, входящих в организацию?

— Наша ассоциация была создана в то время, когда шла настоящая охота на клубы, использующие нелицензионное программное обеспечение. В скобках замечу: сегодня это не может позволить себе ни один компьютерный клуб. Всего за полгода мы добились от «Майкрософт» ряда беспрецедентных решений в пользу украинских компьютерных клубов. Эти решения не имеют аналогов в других странах. Главным из них стал так называемый «мораторий «Майкрософт», согласно которому корпорация разрешила в течение полугода (до 31 августа нынешнего года) бесплатно использовать свои программы в украинских клубах, постепенно осуществляя легализацию. ВАКК защищает своих членов от недобросовестных сотрудников правоохранительных органов, помогает с программным обеспечением. А так как мы клубам что-то даем, то они в результате к нам прислушиваются. На мой взгляд, это самый действенный механизм. Наша цель — сделать так, чтобы нарушать естественные нормы клубам было невыгодно.

В группе «риска» — холостяки и безработные

Единого мнения психологов, как западных, так и отечественных, о воздействии компьютерных игр на психику человека, и подростка в частности, не существует. Выводы большинства зарубежных исследователей неоднозначны. С одной стороны, они подтверждают возникновение зависимости, которая выражается в психопатологических симптомах, сложности переключения на другие виды развлечений, появлении чувства мнимого превосходства над окружающими, оскудении эмоциональной сферы и так далее. Компьютерные игры, по мнению ряда авторов, провоцируют агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия, экстремизм. В качестве последствий указывают на сужение круга интересов подростка, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности, социальную изоляцию и трудности в межличностном общении.

Дети, предпочитающие жестокие игры, более агрессивны. Этот вывод сделан Американской ассоциацией психологов. Их коллеги из университета в немецком городе Бохум выяснили одну весьма примечательную деталь. Оказывается, дети из обеспеченных семей, в которых существуют нормальные отношения между домочадцами, менее склонны к увлечению агрессивными картинками, чем их сверстники из необеспеченных или страдающих внутренними проблемами семей. Более того, некоторые британские психологи утверждают: действительно, компьютерные игры способны вызвать агрессию, но не изменение характера ребенка, а лишь кратковременные всплески импульсивности, свойственные всем играм, где велик элемент состязательности, как, например, в футболе.

Существует и немало исследований, посвященных вопросам так называемой компьютерной зависимости. Страдают от нее, как выяснилось, не только дети. В Германии даже создана специальная организация помощи людям, которые слишком много времени проводят в Интернете. Установлены признаки интернет-зависимости: сужение диапазона деятельности, стремление постоянно модернизировать свой компьютер, чтение специализированных журналов. Другой критерий — потеря контроля за временем. Все это сопровождается нервозностью и беспокойством, резким снижением интереса к работе, возникновением сложностей в отношениях с друзьями. Однако и в этом случае, отмечают специалисты, в «группу риска» входят прежде всего холостяки и безработные, то есть люди, имеющие проблемы в жизни.

— Конечно, бывают разные случаи — и страстного увлечения компьютерными играми, и социальной дезадаптации на этой почве, — полагает кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории новых информационных технологий обучения Института психологии АПН Украины Наталия ПЛАСТУН. — Но есть много детей, которых компьютер вернул с улицы, сделал людьми — они заинтересовались им профессионально. Дело не в компьютере, а в окружающем мире и отношении к нему. Ребенок со здоровой психикой «перерастет» через любое чрезмерное увлечение и станет тем, кем и должен стать, — нормальным человеком с разносторонними интересами.

Школьник, играющий в компьютерные игры, одновременно овладевает и навыками работы на самом компьютере. Он учится запускать программу, перемещать и удалять файлы, управлять курсором, манипулировать мышью, разбираться с меню и диалоговыми боксами, ориентироваться в структуре директорий, перемещаться между окнами, настраивать рабочее окружение. Кроме того, компьютер позволяет тренировать память, внимание (это очень важно для отстающих в школе), вырабатывать грамотность (текстовые редакторы отмечают орфографические и стилистические ошибки), графические программы улучшают пространственное воображение, развивают моторику рук.

Родителей же, возмущающихся тем, что их дети пропадают в компьютерных клубах, хочется спросить — а где они были раньше? Мало познакомить ребенка с компьютером, нужно еще и рассказать ему о правилах работы с ним, о гигиене умственного труда. При соблюдении техники безопасности и пользовании современными компьютерами — не старше 5—7 лет, — негативных последствий можно избежать.

Сходную точку зрения имеет и российский психотерапевт Николай Нарицын. Он полагает, что с головой уходят в игры те, кому плохо в реальной жизни. А родители вместо помощи и устранения причины явления пытаются бороться с ее последствиями. Причем часто родительскому «тоталитаризму» есть вполне прозаичное объяснение. «Они просто боятся (часто не осознавая это), — полагает врач, — как бы ребенок не стал умнее их! Как это — они к компьютеру на пушечный выстрел боятся подойти, а ребенок запросто с ним общается! Конечно, можно и самим освоить несложную грамоту, но многим мамам и папам проще запретить ребенку подходить к компьютеру — мол, вредно! Между тем, сегодня не учить ребенка работе на компьютере — все равно что не отдавать его в школу».

Отстающий? За компьютер!

Активно против компьютерных клубов выступают и учителя школ. Причем совершенно напрасно, считает преподаватель информатики одной из столичных гимназий Владимир АЛЕКСЕЕНКО.

— Конечно, дети сбегают с нудных и неинтересных уроков, а учителя вместо того, чтобы лучше готовиться, винят во всем компьютерные клубы. Между тем, именно последние могли бы оказать школе неоценимую помощь. Использование игр в рамках школьной программы может сделать любой «неинтересный» предмет — математику, иностранный язык, анатомию, географию и другие — живым и увлекательным. Таким образом можно помочь детям, которым тяжело учиться. В процессе игры даже самый неспособный легко выучит и освоит то, что ему же совершенно недоступно на обычном уроке.

Для малышей большим подспорьем могли бы стать так называемые «социальные» игры, моделирующие ситуации в магазине, метро, на улице. С их помощью можно обучать школьников правилам поведения в общественных местах. Сейчас продается масса полезных игр и для совсем маленьких — по подготовке к школе, изучению иностранного языка, математики, обучению чтению и письму, развивающие память и логическое мышление («Клиффорд учится читать по-английски», «Каникулы Клиффорда», «Тарарам на улице Сезам»). Есть игры, с помощью которых можно разыгрывать настоящие исторические баталии или строить конструкции из «Лего». Все это вполне может быть использовано в детских дошкольных учреждениях и младшей школе.

— А как же «вредное воздействие компьютерных игр на психику»?

— Естественно, оно существует. Точно так же, как и «вредное воздействие телевизора» или дешевых детективов. Я сам через это прошел. Мое увлечение компьютером началось именно с игр. Еще в школе у нас была большая компания, мы собирались, играли в игры, обсуждали их. К слову, все мои друзья в будущем избрали профессии, так или иначе связанные с компьютерами.

— То есть компьютерная зависимость прошла как насморк или «свинка»?

— Конечно. Я недавно вычитал, что именно этим компьютерная зависимость и отличается от наркотической. Возникает она помимо воли человека: стоит несколько раз поиграть — и ты попал. Появляется непреодолимое желание играть. Но постепенно оно проходит. Со временем начинаешь играть все меньше и меньше, и в конце концов на игры выделяется столько же времени, сколько и на любой другой вид отдыха.

— А как же агрессия?

— Никакой агрессии. Если вы общались с компьютерщиками (а все они в прошлом заядлые геймеры), то заметили, что это на удивление мирные люди. Есть данные, что игроки в компьютерные игры, вопреки бытующему мнению, лучше строят взаимоотношения с окружающими, нежели их «неиграющие» сверстники. Способствуют «игрушки» и развитию интеллекта. Маленькие игроки преуспевают в области математики, чтения и правописания. Говорят, довольно скоро в США компьютерные игры включат в учебный план. Психологи уже составили целый список самых полезных. Среди них — SimCity, с помощью которой дети строят виртуальные города и даже создают общества; Championship Manager, позволяющая ребенку в одиночку управлять целой футбольной командой, — учит детей пользоваться базой данных, с которой приходится «советоваться» для предсказания действий футболистов.

Игроки «со стажем» более умны и инициативны, а потому после окончания учебы получают более престижную работу. У геймеров лучше развита координация и способность фокусировать внимание на конкретной проблеме. Есть исследования, свидетельствующие, что приключенческие игры могут поддерживать тонус мозга. Это помогает детям продолжать обучение после окончания академического года, а не терять знания, погружаясь в летнюю умственную «спячку».

— Но ведь для большинства наших школьников доступ в виртуальное пространство по финансовым причинам ограничен.

— Вот тут как раз и могла бы помочь родная школа, взяв «под крылышко» какой-нибудь компьютерный клуб. Если предоставить помещение за невысокую арендную плату или вовсе бесплатно, то дети получат свободный доступ к компьютерам и современным информационным технологиям.

Вместо мамы… монитор

Единственное, на чем сходятся практически все западные исследователи, — крайне негативное воздействие агрессивных игр на малышей до девяти лет. А большинство отечественных детских психологов вообще против всех компьютерных игр для малышей. Среди них детский психолог, научный сотрудник Института психологии им. Г. Костюка АПН Украины Лариса КОНДРАТЕНКО:

— Проблема в том, что родители вместо живого общения с ребенком отправляют его в клуб или сажают за домашний компьютер. Сегодня детям практически некуда пойти после школы, на улицу родители их пускать боятся. Потому мам-пап вполне устраивает, когда ребенок сидит у монитора — и занят, и на глазах. Я довольно близко знаю одного такого подростка, который с первого класса все свое свободное время проводил у компьютера. Пригласив меня на 11-летие, его мама предоставила целый список «полезных» подарков: развивающие игры, конструкторы, книжки и так далее. Я все же решила посоветоваться с будущим именинником, который после перечисления потенциальных подарков остановился на автомате, стреляющем пульками. Получив долгожданную игрушку, ребенок тут же отправился с нею во двор. Но не прошло и получаса, как его привели домой разгневанные родители других ребят. Оказывается, он вместе со своим приятелем бегал по двору за малышами и стрелял в них из автомата. «Героя» в честь праздника не ругали, а лишь выдали очередную сумму и отправили в компьютерный клуб.

— Значит, ребенок в 11 лет не отличает реальный мир от виртуального?

— Получается так. Но на этом негативное воздействие компьютерных игр на детей не заканчивается. Почему лучше, чтобы маленький ребенок не засиживался у компьютера? Дело в том, что развитие мозга происходит вместе с развитием всех структур организма. Исследования показали, если у ребенка не развивается рука, то не формируются и определенные функции мозга.

— Но ведь компьютерные игры не только развлекают, но и развивают.

— Действительно, есть очень хорошие компьютерные игры, с помощью которых дети осваивают цвета, счет, буквы, изучают иностранные языки, развивают логическое мышление. Но все хорошо в меру. Ведь такие игры заменяют манипулирование реальными предметами виртуальными, меняется вся структура развития ребенка. Он не ощущает материал, с которым работает. Тот же кубик может быть деревянным и пластмассовым, белым и красным. Играя реальным предметом, ребенок учится различать на ощупь материал, цвет.

— Как можно различать на ощупь цвет?

— Давайте проведем небольшой эксперимент: закройте глаза и попробуйте на ощупь разделить карандаши по цвету на «теплые» и «холодные».

Я добросовестно закрыла глаза и начала ощупывать карандаши. Признаться, резких отличий не почувствовала и потому делила карандаши интуитивно. Каково же было мое удивление, когда, открыв глаза, обнаружила, что в одной кучке находятся красный, желтый и оранжевый, а в другой — серый, голубой и белый. Да уж, изучая цвета исключительно с помощью компьютера, подобной, можно сказать, подсознательной сенсорики не добьешься — у ребенка, который имеет дело исключительно с виртуальными предметами, никогда не сложатся определенные связи в коре головного мозга, — продолжает Л.Кондратенко. — Мир будет плоским. Трехмерное пространство, которое не прочувствовано, никогда не будет трехмерным. Строить, скажем, пирамиды из кубиков со временем можно научиться. А вот с умением строить взаимоотношения с окружающими дело обстоит значительно сложнее. Привыкнув общаться с компьютерными «друзьями», ребенок не понимает, как другой человек может ему не подчиниться. Ведь в игре он всегда мог выбрать такой вариант, при котором он в итоге оставался победителем: если противник не поддается, то достаточно перейти на более легкий уровень, и тот сдастся. Не отличая реальность от виртуальности, дети пытаются правила виртуального мира перенести в реальный.

— Тем не менее компьютер все активнее входит в нашу жизнь. Во многих школах существуют компьютерные классы.

— Обучаться работе на компьютере можно и с первого года учебы. Но работе, а не игре. Ребенок с самого начала должен усвоить, что компьютер — не игрушка, а рабочий инструмент, с помощью которого можно находить информацию, посылать и получать почту, работать над докладом.

***

Психологи, владеющие техникой разрешения конфликтов, знают: если оппонент с вами не согласен, не стоит пытаться «задавить» его собственным авторитетом. Лучше постараться найти такое решение, при котором будут учтены интересы обеих сторон.

Явление под названием «компьютерные игры» существует, и что бы ни говорили психологи, недовольные родители и учителя, дети в них играть будут. Так, может, не стоит обвинять во всех смертных грехах владельцев компьютерных клубов? Может, стоит вместе подумать над оптимальным решением проблемы? По крайней мере, почему бы не попытаться?..