Управление финансами вуза: по приказу ректора или по законам рынка?

Автор : Татьяна Галковская
21 сентября 12:48

В 1997 году в США вышла книга Шейлы Слотер и Лари Лесли «Академический капитализм». Она, по сути, подв...

 

В 1997 году в США вышла книга Шейлы Слотер и Лари Лесли «Академический капитализм». Она, по сути, подвела итог дебатам, ведущимся уже около полувека вокруг системы высшего образования, четко обозначив ситуацию, в которой оказалась высшая школа и ее преподаватели, превратившиеся сегодня в «капиталистов, действующих внутри общественного сектора», ставших «предпринимателями, субсидируемыми государством». Это связано с тем, что в последние десятилетия прошлого века государственное финансирование вузов во всем мире начало снижаться, и университетам пришлось искать всевозможные пути выживания в глобальной конкурентной рыночной среде. В результате, образовательная деятельность была переведена на новые организационные рельсы, что позволило выжить классической высшей школе и сформировать международный рынок образовательных услуг с емкостью около 50—60 млрд. долл. США.

Главной задачей руководителей как частных, так и государственных вузов, стал поиск источников финансирования. Не оказались в этом плане исключением и украинские высшие учебные заведения, позитивно воспринявшие западные идеи предпринимательских университетов. Были открыты различные благотворительные фонды, появились платные отделения, курсы. Словом, найти деньги (пусть и не вполне достаточные) оказалось не проблемой, сложности возникли с их эффективным управлением. Мой знакомый, окончивший платное отделение одного из наиболее престижных вузов страны, как-то похвастался, что платил за свою учебу всего два семестра: потом он каким-то образом «выпал» из числа «платников» и, поскольку ни из деканата, ни из ректората не поступало никаких требований либо напоминаний, учился, как и все бюджетники, бесплатно.

Аналогичных ситуаций в каждом вузе, наверняка, наберется предостаточно. Неумение оперативно управлять финансовыми потоками мешает многим из них избавиться от многолетних долгов, задержек с выплатами зарплаты и прочих, а следовательно, принимать ответственные решения и планировать свою работу. Как правило, вся финансовая информация разрознена, ею в отдельности владеют руководители отдельных подразделений, а общую картину не видит даже сам ректор, принимая иногда решения на основе собственных предпочтений, а не четких законов рыночной экономики.

Изменить ситуацию попытались в Донецком национальном университете, где разработали и апробировали систему финансового менеджмента высшего учебного заведения. Как пояснил один из авторов работы член-корреспондент НАН Украины, заведующий кафедрой экономической кибернетики профессор Юрий ЛЫСЕНКО, система представляет собой комплексное решение проблемы управления финансовыми ресурсами, направлена на их эффективное использование в вузе для поддержки его конкурентоспособности. Она позволяет выполнять не только повседневную работу по бухгалтерскому учету, оперативно управлять имеющимися средствами, но и создать единое информационное пространство вуза, в которое включены любые, даже самые маленькие подразделения, получающие и расходующие деньги.

При этом учитываются не только непосредственно финансовые потоки, но и вещи, казалось бы, весьма от них далекие, например упорядочение работы персонала. Все знают, что происходит в период летних отпусков и массовых эпидемий: работы не меньше, а выполнять ее некому, поскольку сотрудники не спешат брать на себя обязанности коллег. Система же позволяет легко и просто контролировать наличие сотрудников на местах и распределять между ними работу. Или же взять, к примеру, распределение нагрузки между преподавателями кафедры. Лаборантам кафедр не нужно рассказывать, какое это трудоемкое дело, особенно если учесть, что нередко нагрузка рассчитывается вручную на длинных бланках-«простынях», и нужно уметь свести воедино данные всех преподавателей с общей нагрузкой кафедры. Тут без основ бухучета не обойтись. Между тем, нередко выполняют эту работу люди без специальных навыков, а значит, ошибок не избежать. Отдельный же модуль системы автоматически создает отчет со всеми необходимыми расчетами часов как индивидуальной, так и общей нагрузки, облегчает ее распределение, формирует календарные планы работы.

Другой пример — подсистема «Студгородок». Сидя у себя в кабинете, ректор может видеть, сколько комнат общежития занято, а сколько свободно, кто из студентов в какой из них прописан, кто пользуется льготами, получает субсидии. Точно так же, как на ладони, оказывается библиотека, отдел кадров, профком или работа приемной комиссии (с полными данными на абитуриентов, мониторингом полученных ими оценок и выводов комиссии). Имея столь полную и, главное, достоверную информацию, поступающую в режиме on line, руководство вуза может принимать оперативные и стратегические решения, касающиеся научной, образовательной и хозяйственной деятельности.

Сегодня разработанная донецкими учеными система финансового менеджмента высшего учебного заведения внедряется в десяти вузах страны (в том числе в двух частных), Министерстве образования и науки Украины и даже, с некоторыми доработками, на ряде предприятий водно-канализационного хозяйства. Как утверждают авторы, их разработка универсальна и может быть «настроена» на любой объект со сходными условиями функционирования.

«Аналогов разработки в нашей стране и за рубежом нет», — заверил коллег заведующий кафедрой информационных систем управления ДонНУ профессор Владимир АНДРИЕНКО, выступая на общественных слушаниях в Институте экономики и прогнозирования НАН, где проходило обсуждение работы, представленной в нынешнем году на соискание Государственной премии Украины в области науки и техники. Сравнения, на его взгляд, могут быть лишь с бухгалтерскими программами, такими, как 1С, «Парус» и «Галактика». Система построена по модульному принципу, а потому обладает гибкостью, необходимой в условиях постоянно меняющегося законодательства и сложного хозяйства вуза, когда требуется оперативно добавить какой-либо модуль или убрать.

— За два года работы с этой системой мы получили вполне конкретные результаты, — говорит проректор по научной работе Донецкого национального университета экономики и торговли им. Туган-Барановского Алимжан САДЕКОВ. — Повысилась оперативность получаемой информации и ее достоверность. Система позволила реализовать принцип комплексного подхода к управлению финансово-хозяйственной деятельностью. Существенным, на наш взгляд, является и тот момент, что данная система очень гибко сочетается с остальными функциональными подсистемами общей системы управления университетом — научно-исследовательской деятельностью, образовательной и так далее. Очень важным также является то, что удалось изменить содержание и характер труда работников учетно-финансовой службы. Каждый из них может больше внимания уделять анализу, прогнозированию, решению задач по оптимизации финансово-хозяйственной деятельности. А руководители этих служб получили возможность лучше планировать деятельность сотрудников, контролировать исполнительскую дисциплину.

— В контракте на должность ректора, подписанном со мной министром образования и науки, оговорены условия о недопустимости наращивания дебиторской и кредиторской задолженности, своевременности отчетности и так далее, — рассказывает ректор Донбасского государственного технического университета Анатолий АКМАЕВ. — У нас же была масса проблем. Например, не было возможности оперативно отследить оплату за обучение студентов-контрактников и заочников. Иногда получалось за первый месяц — сентябрь — человек оплачивает обучение, потом три месяца не платит, мы это оперативно отследить не можем, а потом он вообще бросает учиться, хотя у нас продолжает числиться студентом. Когда его, в конце концов, отчисляют, возникает задолженность, востребовать которую мы не можем. В судах же бывшие студенты нам вполне справедливо говорят: вы своевременно требуйте, и если мы не заплатили — отчисляйте. Но при ручном учете это физически сделать очень сложно, а то и почти невозможно. С внедрением системы финансового менеджмента у нас эта проблема исчезла. Или взять другой аспект — выплата зарплаты. Нам, конечно, не удалось, как в Донецком национальном университете, добиться, чтобы ее выдавали 31 числа каждого месяца. Но 5—6 числа следующего месяца производится выплата зарплаты.

— Украинские университеты по численности сотрудников, финансовым потокам, основным фондам и прочему сегодня превратились в крупные предприятия, — комментирует проректор по финансово-экономической работе Донецкого национального технического университета профессор Вячеслав ДЕМЕНТЬЕВ. — Бюджеты таких университетов, как Донецкий национальный или наш, составляют 100—120 млн. грн. Из них 50—60% — бюджет, а остальное — собственные средства. Вместе с тем уровень финансовой работы в большинстве университетов находится на архаическом уровне. То, что хорошо известно по работе предприятия — управление затратами, управленческий учет, контролинг и так далее, — в большинстве университетов не применяется. Стыдно иногда становится перед студентами: мы их учим финансовым инструментам, которые у себя абсолютно не используем. В большинстве университетов управление финансами осуществляется в ручном режиме: как ректор решил, так и будет.

Вместе с тем сложность состоит в том, что мы не можем автоматически применить схемы финансового менеджмента коммерческой фирмы в университете. «Производство» студента отличается от производства пива. Мы производим принципиально разные типы продуктов. Чем хороша данная разработка? Она позволяет полностью закрыть весь цикл проблем, связанных с финансовым менеджментом. Я не хочу сказать, что там даны ответы на все вопросы — жизнь меняется. Но, тем не менее, базовые, ключевые вопросы управления финансами университета затронуты.

К преимуществам системы можно отнести ее комплексный характер. Важный положительный момент — прозрачность: ответственные лица имеют доступ к движению финансовых потоков на определенных уровнях. И еще одно важное преимущество. Все работающие в академической сфере знают: основная масса наших ученых настроена потребительски — «дай деньги!». Эта система вносит некий психологический перелом: деньги нужно не просить, а заработать. Если ты их не заработал, а просишь, значит, ты их у кого-то забираешь.

— Внедрение системы позволит качественно сформировать бюджет учебного заведения и оперативно управлять финансовыми потоками, — поддерживает коллег директор департамента экономики и финансирования Министерства образования и науки Петр КУЛИКОВ. — Там, где внедрена система, нет проблем с контролем — все записи соответствуют действительности. С октября планируется поэтапное внедрение системы в МОН — уже подписан соответствующий приказ министра. По предварительным расчетам, это позволит министерству снизить дебиторскую и кредиторскую задолженности, которые суммарно достигают около 1,5 млрд. грн. в год, и высвободить средства в сумме 140 млн. грн. в год.

— Система вполне способна стать базой для перспективного развития отечественного высшего образования, — полагает заместитель директора Научно-исследовательского института высшей школы АПН Михаил СТЕПКО. — Если мы действительно сможем стать равноправными партнерами в Болонском процессе, то у нас сразу появятся проблемы, связанные с мобильностью кадров, способных преподавать в Европе, начислением им зарплаты, мобильностью студентов, которые будут финансироваться из разных источников и по разным системам. Эта система позволит вести оперативный мониторинг и учет. Кроме того, при определенной доработке система поможет решить еще одну проблему украинских вузов — рейтинги. Они составляются, в том числе, и на основании информации, которую подают сами вузы. Так вот, ректоры иногда не владеют этими данными, полностью доверяя сбор и подготовку информации помощникам. Те же иногда предоставляют совершенно недостоверную информацию. Из-за этого, одно и то же учебное заведение может занимать в разных системах места от минус 10-го до плюс 10-го.

— Мы движемся к постиндустриальному, информационному обществу, — утверждает доктор экономических наук, профессор Андрей ГРИЦЕНКО. — А что в информационном обществе является основным институциональным звеном? Университет. От того, как будут развиваться наши университеты, зависит и будущее страны. А университеты могут успешно развиваться тогда, когда финансовое обеспечение будет на надлежащем уровне. Поэтому чрезвычайно важно сосредоточить внимание на разработке этой проблемы. Кроме того, сейчас высшие учебные заведения Запада являются крупными участниками финансового рынка, причем нередко наиболее успешными участниками — у них большие фонды, они успешно ими управляют. Естественно, в таком направлении должны развиваться и наши вузы.

— Образование всегда относилось к так называемой «непроизводственной сфере», — подытожил директор Института экономики и прогнозирования НАН, академик Валерий ГЕЕЦ. — Процесс его трансформации в рыночную среду, формирование образовательной деятельности как капитализирующейся сферы, открывает возможности расширения спектра деятельности, связанной с будущим лицом постиндустриальной экономики. Предложенная система вводит в рыночное пространство невероятно большую и сложную сферу, которой нужно предоставить все возможности ее будущего развития. Особенно, исходя из условий и, как мы говорим, «вызовов XXI века». Без знаний двигаться невозможно, а, соответственно, система управления и обеспечения капитализации — ключевая в трансформационном процессе, учитывая будущее Украины и создание в стране конкурентоспособной среды.

Главное — чтобы это осознали ректоры отечественных высших учебных заведений, многие из которых предпочитают работать по старинке, с «бумажными носителями» и еще советскими технологиями управления. Однако, чтобы выжить в конкурентных условиях, уже очень скоро старого опыта и навыков «дикого капитализма» будет недостаточно, и вузы, которые не смогут отказаться от управленческого консерватизма, изменить саму философию менеджмента, вынуждены будут закрыться или войти в состав более мощных и эффективных предпринимательских университетов.