Украинский свободный университет: миссия и вызовы

26 июля 16:23

Кому нужен УСУ сегодня, и как он должен развиваться?

 

Украинский свободный университет (УСУ) - единственный в мире украиноязычный университет за пределами Украины.

У него долгая и славная история. УСУ был основан в 1921 г. в Вене по инициативе Александра Колессы, Ивана Горбачевского, Станислава Днистрянского. Среди его основателей - и Михаил Грушевский. Это была когорта украинских деятелей и ученых, которых поражение украинской революции заставило покинуть родную землю и забросило в эмиграцию. По словам первого ректора Александра Колессы, университет возник в ответ на "настоятельную необходимость организовать университетскую науку на родном языке для украинской академической молодежи, перед которой рука победителя закрыла двери университета на родной земле, а также необходимость сплотить украинские научные силы за рубежом". Как видим, изначально миссией УСУ было образование украинской молодежи и развитие украинской науки за рубежом. Торжественное открытие Украинского свободного университета состоялось 17 января 1921 г. А финансовой основой для него стал заем в банке, который взял Союз украинских писателей и журналистов под залог книг Александра Олеся.

Вскоре - уже к началу первого семестра - университет переехал в Прагу, где правительство Масарика поддерживало УСУ и ежегодно выделяло средства для содержания профессуры и студентов. На два факультета - философский и права - в первом семестре в Праге записались 800 слушателей, и среди украинской общины он пользовался заслуженным уважением.

В 1945 г., во время наступления советских войск, УСУ, все еще расположенный в Праге, понес большие потери - было разгромлено имущество, утрачена библиотека. Рассказывали, что во время переезда были утрачены два вагона архивов УСУ. Уцелевшие профессора перебрались в Мюнхен и ценой нечеловеческих усилий возродили университет. Уже осенью 1946-го в нем возобновились занятия. В уставе УСУ 1948 г. отмечалось, что цель Украинского свободного университета нациотворческая, а именно - "развивать все области науки, а в особенности те, которые имеют непосредственное или косвенное отношение к украинской нации и формируют основы украинской культуры как составляющей культуры человечества".

Если в пражский период основной сферой деятельности УСУ была педагогическая, то в мюнхенский период важную роль начинает играть научная деятельность. В частности, основан ряд научно-исследовательских институтов - общественно-экономический, психологический, литературоведческий, ведется значительная издательская работа. Интересно, что среди первых изданий УСУ были т.н. скрипты, т.е. конспекты лекций. В это время в числе профессоров УСУ - Павел Зайцев, Борис Крупницкий, Владимир Кубийович, Зенон Кузеля, Александр Кульчицкий, Наталья Полонская-Василенко, Владимир Янив, Иван Мирчук, Юрий Бойко, Вадим Щербакивский, Виктор Петров, Юрий Шевелев (последний получал свою западную докторскую степень именно в УСУ). Скрипты заменяли студентам учебники, которых в то время не было. Такова, например, история исследования Виктора Петрова "Походження українського народу", изданного в Регенсбурге в 1947-м "Украинской студенческой общиной".

Бесценным достоянием УСУ стал архив - пресса, рукописи, книги, учебные программы, списки студентов и профессуры, правила обучения на отдельных факультетах, документы, особенно послевоенного времени, засвидетельствовавшие большую историю украинцев за пределами Украины, а также зафиксировавшие множество впечатляющих личных маленьких историй. Помню, как мне довелось разбирать вновь найденные рукописи Уласа Самчука, и на глаза попалось письмо, в котором человек рассказывал, как хранил рукопись повести Самчука "Юність Василя Шеремети", оставленную на хранение его семье во время войны, и как странствовала эта рукопись, зашитая в рюкзак, по странам и материкам в Америку. Прилагалась и сама рукопись, несколько поврежденная и потрепанная - посланница и свидетельница прошлого, которую старательно прятали и возили с собой как величайшее сокровище. Сегодня ученые и архивисты пользуются содержимым архивов УСУ, и это при том, что значительная часть их еще не разобрана и не описана - не хватает средств и людей. В целом эта ситуация показательная, поскольку один из главных вопросов УСУ - кому нужен Свободный украинский университет сегодня, и как он должен развиваться дальше?

От прошлого - к современности

В наши дни УСУ - единственный украиноязычный университет в Западной Европе, который в 2021 г. отметит свое столетие. За это время университет пережил разные периоды - венский, пражский, с 1946-го и по сей день продолжается мюнхенский период. В пражский период существенной была ориентация на украинскую эмиграцию и обеспечение ее образовательных и научных потребностей. В послевоенное время значительное количество студентов и преподавателей составляли украинцы, в частности из перемещенных лиц, оказавшихся за пределами Украины.

После провозглашения независимости Украины цель университета заметно расширилась - он принял немало студентов из Украины и включился в подготовку магистров и докторов западного образца. С момента обретения независимости УСУ видит себя мостом между Европой и Украиной. Перед студентами из Украины открылась возможность получать образование западного образца, интегрироваться в западный мир и нести свой опыт в Украину. Сегодня именно студенты из Украины составляют основную массу студентов, обучающихся в УСУ на трех факультетах - философском, государственных и экономических наук и украинистики. Последний основан в 1991 г. по инициативе проф. Леонида Рудницкого, который был в то время ректором УСУ. Тогда факультет украинистики представляли, прежде всего, как филологический - украинский язык, украинская литература и журналистика. Лишь со временем пришло понимание того, что поле украинистики является межотраслевым и включает весь спектр дисциплин, объектом которых является Украина.

После обретения Украиной независимости баварское правительство, которое до этого финансировало УСУ, перестает поддерживать университет, поскольку - вполне логично - эту миссию должно возложить на себя государство Украина. К сожалению, этого до сих пор не произошло. УСУ выживает благодаря стараниям все той же диаспоры и взносам украинских студентов. А между тем Украина могла бы взять под свою опеку УСУ, превратив его в свой форпост в самом центре Европы.

Университет диаспоры или международный университет?

Изначально УСУ рассматривался как украиноязычный университет для диаспоры. В Википедии до сих пор значится, что цель УСУ - "быть научным мостом между миром диаспоры и современной Украиной". Но сегодня университет видит своей задачей, как указано на сайте УСУ, иное - "стать центром воспитания нового поколения лидеров и профессиональных кадров, способных строить здоровое, справедливое и экономически жизнеспособное гражданское общество" в Украине. То есть акцент сместился на воспитание "нового поколения лидеров и профессиональных кадров" для Украины, которые могли бы вернуться домой и стать активными гражданами, включившись в создание новой современной Украины. На заре независимости, когда были большие ожидания, и мир еще не был таким сложным, как сейчас, подобная миссия выглядела вполне логичной. Кстати, именно в 1990-е в УСУ имели возможность получить докторскую степень многие деятели науки и литературы, ставшие политической и культурной элитой современной Украины.

Однако вместо этого УСУ сегодня превратился в ворота между Украиной и западным миром: студенты получают образование, которое позволяет им продолжать обучение в западных университетах и ​​искать работу за рубежом. Поэтому приходится признать, что миссия УСУ требует уточнения: университет уже не ориентирован на диаспору, но его функцию сложно свести и к воспитанию лидеров для Украины. Процессы глобализации, экономическая и политическая нестабильность в Украине, в целом динамичный способ существования человека начала XXI в., в частности молодежи, ставят перед УСУ новые вызовы и побуждают думать о новых концепциях его развития.

Подавляющее большинство студентов не претендуют быть "новым поколением лидеров" и не планируют возвращаться в Украину после учебы в УСУ. Они, скорее, используют университет как площадку для продвижения на Запад. Конечно, не хотелось бы, чтобы УСУ превратился в перевалочный пункт для оттока мозгов и молодежи из Украины на Запад. Очевидно, нужно всячески стимулировать возвращение студентов в Украину. Но следует четко осознавать, что это, скорее, желаемый вариант. Подавляющее большинство студентов все-таки останутся на Западе. Чтобы влиять и управлять этими процессами, нужно вооружать студентов необходимыми знаниями об Украине и украинской диаспоре. Весьма актуальной становится интеграция УСУ в западный, в частности немецкий мир, и превращение УСУ в международный университет.

Такие процессы вполне закономерны. Просто Украина также включается сегодня в общие процессы миграции и глобализации, охватившие современный мир. Соответственно, УСУ может не только обеспечивать качественное и конкурентоспособное образование, но и помогать Украине и украинцам интегрироваться в большой мир. При этом становится важным воспитание студентов УСУ как посредников и агентов влияния в западном мире, носителей широких и глубоких знаний об Украине. Именно знания об Украине, ее истории, культуре, языке, политике и т.п. становятся культурным капиталом, который может генерировать УСУ и направлять далее в западный мир.

Для этого важной задачей является привлечение западных профессоров и ученых, в той или иной степени связанных с изучением Украины, к преподаванию в УСУ, налаживание отношений с немецкими и другими международными университетами, введение общих курсов и программ, разработка совместных научных проектов и проведение конференций. УСУ - уникальный институт, где равноценно и полноценно могут сотрудничать профессора и преподаватели с Запада и из Украины.

УСУ как центр украинистики в Европе

На сегодняшний день УСУ - единственная в Европе организация, имеющая развитую программу по украинистике, здесь преподают первоклассные профессора, существует хорошая библиотека, есть большой архив, а главное - помещение (хотя и небольшое) в уютном уголке Мюнхена, неподалеку от Нимфенбурга. УСУ может претендовать на то, чтобы стать центром развития и распространения украинистики в Европе. И как учебное заведение, и как научное учреждение университет мог бы создавать совместные магистерские программы, а также активизировать сотрудничество с украиноведческими центрами в Европе, Америке, Австралии.

Учитывая традиции УСУ и его возможности, а также реальную ситуацию с развитием и преподаванием социогуманитарных дисциплин в мире, которая проявляется в повсеместном сокращении программ и количества студентов, стоит также подумать о переформулировании приоритетов и содержания деятельности УСУ. В последнее время основным направлением деятельности в УСУ было педагогическое, т.е. подготовка магистров и докторантов. Важно, однако, вернуться к первоначальной идее УСУ как учебно-научного института и подчеркнуть, что основой деятельности УСУ должны быть три равноценных направления - образовательное, научное и издательское. Кстати, в 1990-е, когда шла речь о будущем университета, состоялась серьезная дискуссия профессоров УСУ о том, в каком направлении он должен развиваться, - оставаться учебным институтом, или же стать институтом научным, исследовательским. Победила идея традиционного университета.

С тех пор изменились и условия, и сама концепция университетского образования высшего уровня, в частности докторского и магистерского. Полноценным магистерское и докторское образование сегодня может быть только в том случае, если к преподаванию привлекаются ученые. Думается, что научная деятельность должна стать важной и равноценной составляющей в деятельности УСУ. Отсюда необходимость превращения УСУ в исследовательский университет. Речь идет об организации на базе УСУ научных центров, институтов, проведении конференций и постоянно действующих семинаров с привлечением к участию в них студентов.

Еще одним направлением могла бы стать издательская деятельность. Спорадически такая деятельность ведется, однако в дальнейшем следует разработать целую программу изданий, создать издательскую комиссию, целенаправленно заниматься упорядочением архивов, а в перспективе - и публикацией архивных материалов. С целью объединения усилий всех украинских организаций в диаспоре и создания общей архивной базы следует вести переговоры о более тесных контактах между УСУ и центрами украинских исследований: НОШ и УВУН - в Америке, КИУС - в Канаде и т.п. При этом важно ориентироваться не только на украинскую диаспору, но и на немецкий мир, в том числе в плане изучения того, что западный мир и в частности Германия дали УСУ и украинской диаспоре. В общем, привлечение известных ученых и профессоров из разных университетов - украинских и западных, а также внедрение компаративного подхода, в том числе и в украинистике, - все это должно способствовать росту репутации УСУ. Достаточно сказать, что в УСУ на факультете украинистики преподают известные профессора и ученые с международным именем - Джованна Броджи (Италия), Михаэль Мозер (Австрия), Ярослава Мельник (Украина), Владислав Верстюк (Украина), Елена Стяжкина (Украина), Агнешка Матусяк и Лидия Стефановская (Польша), Александр Кратохвил (Германия) и др.

Ранее среди украинской диаспоры можно было услышать: чтобы быстро и легко получить докторскую степень, нужно поехать в УСУ, где за каких-то три месяца можно защитить докторскую работу. К счастью, эти времена прошли. Для этого в УСУ сделано немало. Но это не значит, что сделано все. Сегодня существует ряд остроактуальных проблем, порожденных и новыми условиями, и старыми обычаями. УСУ - организация старая, с древними правилами и устаревшим уставом. Общение и связи между членами профессорской коллегии крайне ограничены и имеют централизованный характер. Ведь УСУ создавался во времена, когда вопросы демократического самоуправления, прозрачности, академической свободы не были так актуальны, как сейчас. Поэтому реформирование УСУ должно отвечать и на эти вызовы времени. Недавние выборы ректора и деканов вскрыли немало проблем, связанных с демократическими принципами публичности и открытости в УСУ, и сопровождались значительными нарушениями избирательного процесса. Все это только проявило необходимость изменений и реформ в УСУ - и структурных, и концептуальных.

Вот уже шесть лет я исполняю на общественных началах обязанности декана факультета украинистики, формирую курсы, подбираю преподавателей. Несмотря на отдельные достижения, не могу не видеть и проблемных вопросов, связанных во многом с отсутствием концепции развития университета. Я уверена, что задача УСУ - не только присутствовать в современном мире, но и влиять на него. УСУ в той или иной степени осуществлял и осуществляет все свои функции и программы. И все же сегодня, накануне столетия УСУ, следует провести своеобразную ревизию того, что уже сделано и что предстоит сделать, и осознать новые вызовы, стоящие перед университетом. Но главное - такие выработать модели функционирования, подтверждающие роль УСУ как научного и образовательного института, где снимется различие между Украиной и миром, Украиной и диаспорой. Я уверена, что это под силу УСУ.