Труд Патриарха. Профессор Владимир Иосифович Здоровега был если не основателем, то ярким представителем львовской школы журналистики

Автор : Игорь Паславский
25 апреля 13:08

Как-то студенты Одесского национального университета заметили, что у львовян немалое преимущество, поскольку учатся и слушают лекции таких профессоров, как Владимир Здоровега...

 

Как-то студенты Одесского национального университета заметили, что у львовян немалое преимущество, поскольку учатся и слушают лекции таких профессоров, как Владимир Здоровега. Скоро исполнится два года, как это преимущество львовские студенты потеряли. Но осталось научное наследие известного теоретика литературы и журналистики.

Учебник «Теория и методика журналистского творчества» недавно выдержал третье, тиражное по украинским меркам, издание, ценность и актуальность которого состоит в его целостности, завершенности и полноте. Это своеобразный ключ к пониманию такого сложного, всегда противоречивого и к тому же до конца не выясненного и не осмысленного понятия, как «психология журналистского творчества и его методика».

Природный дар В.Здоровеги аналитически мыслить, понимать сложные общественные процессы, способность с высоты орлиного полета постигать «день сущий», толерантность и взвешенность как в повседневной жизни, так и в публицистических и научных работах заслуживает особого внимания. Он избегал, сознательно или подсознательно, громких фраз и категоричных суждений, редко спорил. Почти в каждом научном труде — студенческом или аспирантском — видел рациональное зерно. Писал всегда лаконично, доступно и просто. Едва ли не единственный среди своих коллег умел изложить самые сложные теоретические постулаты на уровне понимания и восприятия рядового студента. В этом — его гениальность, непревзойденный талант и научное мастерство. Свежесть и глубина мысли, полнота понимания сущности проблемы и явления всегда доминировали над сложностью формулировок, лингвостилистических конструкций и неоправданным засильем редко употребляемых, а следовательно, малопонятных слов иноязычного происхождения, которыми часто грешат исследователи, чтобы за многословием изложения скрыть убогость мысли.

Что касается особенностей научного стиля автора, то в нем всегда были мотивированные вкрапления публицистичности и неповторимого авторского «я». В публицистических же трудах бросается в глаза профессорская зрелость, аналитический способ мышления. Вместе с тем научные исследования В.Здоровеги являются классическим научным активом, а журналистские материалы — полноценной публицистикой: уместно острой, в меру эмоциональной, остроумной и в момент публикации своевременной и актуальной. Издания монографического характера, тем более учебные пособия или учебники, он никогда не наполнял публицистическими ингредиентами, разрыхлителями, добавками. Относительно небольшие по объему, они и сегодня являются образцовыми по полноте и содержанию. Автор был убежден, что идеальный объем учебника для студентов классических университетов — 250—300 страниц.

Владимир Здоровега — один из немногих украинских теоретиков журналистики прошлого века, признанных в мире. Особенно популярен был среди ярких представителей московской школы журналистики — ведущих в своих направлениях профессоров Евгения Прохорова, Валентины Ученовой, Владимира Горохова, Евгения Пронина. В Украине все авторитеты в сфере журналистской науки ссылались на научные труды уважаемого профессора как на основательный и аргументированный источник информации.

Сам Владимир Иосифович, будучи весьма самокритичным, о своих научных и творческих достижениях часто откликался так: «Это была едва ли не лучшая моя книга (публикация, научная статья). Я так написать уже не смогу. Возраст не тот». Но проходило время... И его острое перо производило на свет новые, более зрелые, более глубокие и более основательные тексты. Их систематически печатали ведущие периодические издания, в том числе газеты «Зеркало недели» и «День». Но когда представлялся случай, профессор подавал свои публикации в республиканскую «Молодь України» и авторитетные львовские газеты.

В определенной степени логично и закономерно, что третье издание учебника «Теория и методика журналистского творчества», как и два предыдущих, вышло в издательстве «ПАІС», создать которое при факультете журналистики Львовского национального университета имени Ивана Франко было идеей и концепцией профессора В.Здоровеги. Рыночные отношения в нашей стране были только на этапе становления и еще до конца не утвердились. Мы, журналисты по специальности, уже охотно о них писали, пропагандировали, но, что греха таить, сами до конца еще не осознавали, что рынок (тем более неконтролируемый, стихийный) не панацея от всех бед, а жесткая реальность с теневой стороной. И места в нем для научной украинской книги маловато...

Коллеги в шутку называли профессора «играющим тренером», поскольку он мастерски и продуктивно совмещал научную и преподавательскую работу с активными выступлениями в прессе.

Надеюсь, творческое наследие профессора Владимира Здоровеги еще долго будет востребовано студенческой аудиторией, исследователями массмедийного творчества и, по-видимому, творческими работниками редакционных коллективов.