ТРИЗ — ЗАДАЧНИК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Автор : Марина Глазунова
07 июня 00:00

На пути к теории сильного мышления Недавно увидел рекламу вашей газеты: «Для тех, кто не разучился думать»...

 

На пути к теории сильного мышления

Недавно увидел рекламу вашей газеты: «Для тех, кто не разучился думать». Купил, прочел, понравилось: редкий в наше время случай, когда реклама не врет... А поскольку мы в некотором смысле пытаемся готовить читателей для вашей газеты, предлагаем вам материал о том, чем мы занимаемся.

С уважением

Марк Меерович

В Ривно состоялась научно-практическая конференция «Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как комплексная система развития творческой личности». В конференции приняло участие более 100 человек из 12 городов Украины - представителей всех звеньев системы образования: дошкольные учреждения и начальная школа, средняя и высшая школы.

О проблемах, обсуждаемых на конференции, и о ходе ее работы рассказывает учитель химии СШ №35 г.Одессы Марина Анатольевна Глазунова:

Во всей современной педагогике есть две болевые точки. Первая - это оторванность знаний, которые дает школа, от практической жизни. И вторая - система образования, в частности школа, дает знания, но совершенно не развивает ни способности, ни мышление ученика. Эти проблемы и обсуждались на конференции, которую организовала «Лаборатория педагогики ТРИЗ» (теории решения изобретательских задач) Ривненского областного центра научно-технического творчества учащейся молодежи.

Лаборатория молодая, ей всего год, и работают в ней всего три сотрудника. Эта конференция - первое крупное мероприятие, которое они проводят. Руководитель лаборатории А.Андреев затеял конференцию, чтобы определиться, кто вообще занимается ТРИЗ в Украине, кто чего добился, кого что волнует. Но такого интереса и наплыва участников Александр Анатольевич не ожидал. Больше всего было воспитателей, методистов и заведующих детских садов - из Днепропетровской, Сумской, Запорожской и других областей, почему-то «дошкольники» и начальная школа - самые активные...

Что же дает ТРИЗ системе образования? «Упражнения по развитию воображения и некоторые элементы ТРИЗ второй год применяем в двух группах - развития и психокоррекции. В группе развития дети уже через полгода начали опережать свою программу, речь стала более точной, ответы - оригинальными, разнообразными, повысился интерес к знаниям. У детей в группе коррекции удалось предотвратить возможные неуспевания в усвоении учебных предметов, закрепить уверенность в себе, окрасить эмоциональное отношение к школе, - рассказала Раиса Николаевна Чернецкая, психолог средней школы №7 г.Орджоникидзе Днепропетровской обл.

«ТРИЗ является пока что единственной надежной и эффективной технологией, которая позволяет формировать в ребенке качества творческой личности, - подчеркнула Наталья Эдуардовна Даниленко, зав. детсадом №7 г.Орджоникидзе. - Более того, алгоритм ТРИЗ помогает нам анализировать и находить сильные решения для педагогических задач и ситуаций».

О том, что дает ТРИЗ высшей школе, рассказал кандидат технических наук, доцент Николай Николаевич Косиюк из г.Хмельницкий: «Из 38 авторских свидетельств и патентов, которые получили студенты Подольского технологического университета за последние 12 лет, 34 выданы студентам, которые изучали ТРИЗ на кафедре «Машины и аппараты».

Интересной была реакция учителей, которые до конференции с ТРИЗ не сталкивались, а только слышали о ней. Последнее десятилетие избаловало школу самыми разнообразными инновациями, поэтому их настороженность была вполне понятной. Возможность протянуть цепочку от причины к следствию через выявление и разрешение противоречия отметил Р.Гандзий, учитель физики лицея г.Тернополя. На открытых уроках Роман Ярославович увидел, что приемы и методы ТРИЗ позволяют предложить средней школе реальные задачи и проблемы, которые решаются на производстве и в быту, и тем самым ликвидировать в конце концов старую проблему современной системы образования - оторванность теоретических школьных знаний от практики. А необходимость решать эти проблемы как изобретательские задачи ставят учеников перед необходимостью самостоятельно добывать здания и тем самым развивают их мышление и творческие способности.

Еще в конце 70-х годов автор ТРИЗ Г.Альтшуллер писал, что возможности ТРИЗ как методики, основанной на объективных законах развития систем, выходят далеко за рамки решения чисто технических задач и позволяют говорить о формировании управляемого и эффективного мышления. Результаты применения ТРИЗ в педагогике подтверждает эту мысль. В фундамент Теории Сильного Мышления закладываются первые практические кирпичики...