"Тесты ВНО по всем предметам были оптимальной сложности, сложной была только физика"

Автор : Оксана Онищенко
18 августа 16:48

В УЦОКО уже проанализировали результаты ВНО этого года.

 

Результаты ВНО интересны по нескольким причинам. Во-первых, ныне это едва ли не единственная линейка, позволяющая измерить учебные достижения в школах по всей стране. Во-вторых, эксперты не зря подчеркивают: если вы хотите что-то изменить в школе, начинайте менять экзамены (в нашем случае - ВНО), ведь именно на них ориентируется школа. Итак, важно знать, насколько сложными, надежными были тесты в этом году и как их нужно совершенствовать на будущее.

На сайте УЦОКО опубликован отчет в несколько томов по результатам ВНО, а руководство уже даже дало первую пресс-конференцию, обнародовав наиболее интересные выводы. Некоторые из них сразу стали предметом дискуссий и обсуждений.

Например, то, что лучше всего сдали ВНО абитуриенты из Киева и Львовской области. Что девушки сдали тестирование лучше, чем юноши, по всем предметам, кроме химии. Что ВНО по математике выбрали меньше поступающих (47,1%), чем по истории (75,9%) (в сумме получается более 100%, поскольку некоторые сдавали и историю, и математику). Как известно, сертификат ВНО по истории необходим при вступлении на специальности, связанные с общественными и гуманитарными науками, а математика - это технологии, экономика, инженерия, социология.

- Историю выбрало больше абитуриентов, а сдали ее хуже, чем математику: 180–200 баллов получили 5,7% "историков" и 8,6% "математиков". Почему? -расспрашивало ZN.UA директора УЦОКО Вадима Карандия (В.К.) и его заместителя Валерия Бойко (В.Б).

В.К.: Выбор "история или математика" абитуриенты делают еще в школе, на выпускных экзаменах (государственной итоговой аттестации - ГИА), которые сдают в форме ВНО. На математику идут те, кто готовился к математике, кто связывает с ней поступление. Поэтому и результаты у них лучше. Многие боятся тестирования по математике: думают, что этот тест сложнее, чем по истории. Хотя, в принципе, по обоим предметам результаты не очень высокие.

- Возможно, проблема еще и в том, что тест по истории более сложный?

В.Б: По сравнению с математикой - да. Сложность теста - величина, вычисляемая по формуле и зависящая от количества участников, справившихся с тестовыми заданиями. То есть если задание 1+1=2 выполнили все участники тестирования, то это задание легкое. А задание Sin α+ Cosα выполнили менее половины, и это задание сложное. В этом смысле сложность теста по истории выше. Поскольку его выбрало больше абитуриентов, но многие из них были недостаточно подготовлены. И тут дал о себе знать не только страх сдавать математику, играющий большую роль, но и ожидание: математику я точно не знаю, а по истории что-то читал, и потому уж как-нибудь выкручусь. Такое решение сыграло с некоторыми абитуриентами злую шутку, все оказывается сложнее. Ухудшилась и общая картина результатов.

- Планируете ли вы что-либо менять в тестах по истории? Ну, хотя бы убрать задания, где надо узнать "в лицо" храмы, исторические памятники, портреты… И все - в черно-белых фото. Очень жалуются на это абитуриенты. Дескать, это важно, но не картинками измеряется знание истории.

В.К.: К сожалению, это определяем не мы - мы только оцениваем. А требования относительно того, что должен знать выпускник, определяет программа. Там четко указаны объекты для распознания.

- Программу ВНО утверждает Минобразования?

В.Б.: Так. Наличие персоналий в программе по истории позволяло нам ставить в тест портреты исторических лиц. В программе по истории указано, что исторических лиц абитуриент должен распознавать по фото или портретам.

Но последний приказ МОН относительно тестирования облегчил жизнь поступающим: в нем есть четкий перечень персоналий и памятников, которые нужно распознавать. Абитуриент должен уметь анализировать исторические источники различного содержания, и это не обязательно документ, но и фото или плакат. Поэтому в тест мы также включаем невербальные исторические источники - карикатуры, агитационные и пропагандистские плакаты. И это тоже требование программы.

Каждый год мы стараемся предложить абитуриентам что-то новое. Например, в этом году у нас появились так называемые кластерные задания, когда мы даем один исторический текст или документ, и к нему - четыре разных вопроса. Такой подход сохранится. Особенно если сертификат ВНО будет действителен два года, как это было в эту вступительную кампанию.

- Кстати, а сопоставимы ли результаты ВНО 2016-го и 2017 годов?

В.К.: Да, сопоставимы, поскольку тесты, которые использовались в 2016-му и 2017 годах, похожи, оценивают одни и те же способности выпускников. Кроме того, подобными по основным характеристикам являются оцениваемые группы абитуриентов (гендерное соотношение внутри групп, соотношение выпускников сельских и городских учебных заведений, доля выпускников специализированных заведений и т.п.). Неизменной в течение 2016-го и 2017 годов остается методика шкалирования тестовых баллов в оценке по шкале 100–200 баллов.

А вот в следующем году будет проблема с сопоставимостью результатов ВНО по иностранным языкам. Ведь тест по иностранному изменится - в нем будет новый блок задач, аудирование. Поэтому, очевидно, сертификаты ВНО по иностранным языкам, полученные в 2017 году, в следующем учтены не будут.

- Что касается результатов ВНО по математике. Вы сравнили их по регионам. Лучше всего сдали математику в Киеве и Львове. А Харьков не попал даже в пятерку лидеров. При том, что Киев и Харьков - кузницы победителей международных олимпиад по математике.

В.К.: Еще с 2008 года, помню, была дискуссия между руководством Харьковского региона и Львовского о том, почему у Львова лучше результаты ВНО. Западному региону был тогда брошен некорректный упрек - якобы там помогают детям писать ВНО. Тогда в течение двух лет во все пункты тестирования направляли представителей приемных комиссий вузов из других регионов. Но результаты ВНО были такими же. Проблема в чем? Харьковское образование мощное, но при этом его оценивают исключительно на основе олимпиад. А мы сравниваем массовое образование, которое мощнее в Западном регионе. И дело тут не только в более высоких баллах за ВНО. Есть еще один любопытный факт: разрыв между результатами ВНО в городе и селе во Львовской области меньше, чем в Харьковской. То есть в Харькове очень хорошее и мощное городское образование, но дальше, на уровне области, совсем иной ландшафт.

- Результаты ВНО свидетельствуют о неравном доступе к качественному образованию? Какие "неровности" вы увидели?

В.К: Да. Очень отличаются результаты учеников города и села. Вот, например, результаты выпускного экзамена (ГИА) по украинскому языку, проходившего в форме ВНО.

Рис.1:

В следующую вступительную кампанию надо будет хорошо подумать над сельским коэффициентом - нужен ли он. Если готовить специалистов для села, чтобы поддержать его, то, возможно, и нужен.

- Вряд ли все сельские выпускники вернутся в село, если там не будут созданы условия для жизни и работы.

В.К: Если государство предоставляет выпускнику сельской школы преференцию для получения высшего образования, то, вероятно, эта преференция должна быть и обязанностью этого поступающего вернуться на работу в свое село. А иначе - где справедливость?

- Как по мне, это тоже несправедливо. Разве село не заслуживает хорошего учителя, врача? Почему туда надо возвращать на работу троечников, поступивших благодаря льготам?

В.К: Это надо исследовать. Я знаю, что рабочая группа при Минздраве занимается проблемой подготовки врачей, они просили у нас информацию о результатах ВНО. И уже прослеживаются случаи, когда сельский ученик, проигрывая при поступлении, вырывается вперед в процессе обучения. Задатки у молодого человека есть, но у него не было условий учиться нормально в сельской школе.

- Может, ребенку из села надо не льготы при поступлении предоставлять, а помочь подготовиться к поступлению - например, организовать бесплатные подготовительные курсы или дать общежитие на время бесплатного обучения на подготовительном отделении вуза?

В.К: Над проблемой сельских детей надо думать. Нужно анализировать результаты, видеть не только данные по Украине, но и региональные срезы. Там ситуация разная.

- Если уж говорить о неравенстве в образовании, нельзя не вспомнить о лицеях и гимназиях. Их ученики лучше сдают ВНО?

В.К: Да, по результатам ВНО видно, что те, кто учился в лицеях и гимназиях, сдали тестирование успешнее, чем выпускники других школ.

В.Б.: Это ожидаемо. Лицеи и гимназии отбирают себе учеников по конкурсу, то есть там учатся лучшие и наиболее мотивированные ученики. Поэтому и результаты у них лучше.

- В лицеях и гимназиях более мотивированы не только ученики, но и родители - они платят благотворительные взносы (чем престижнее школа, тем взносы выше). Соответственно, в таких школах есть возможность создать условия для обучения, обеспечить лучшую материальную базу, а если надо - дополнительные платные занятия.

В.К: В этом году мы проанализировали результаты ВНО в зависимости не только от типа школы, но и от профиля обучения (то есть от того, какие предметы изучались углубленно). Возьмем, например, тест по украинскому языку и литературе. Сравним, как его сдавали выпускники школ, которые учились по разным профилям (математический профиль, физический, филологический, биолого-химический и т.п.). Обратите внимание: универсальный профиль означает фактически отсутствие профиля, ибо здесь ни один предмет не изучается углубленно.

Рис. 2:

- Значит, деление на "физиков" и "лириков" очень условное? Как видно из этих данных, "физики" прекрасно справились с "лирикой".

В.К.: - Больше всего абитуриентов у нас училось по универсальному профилю - около 60 тысяч из почти 200 тысяч выпускников. Но самыми сильными на тесте по украинскому языку оказались иностранные филологи, физики и математики. И на тестировании по математике их лидерство сохраняется: у математиков каждый третий сдал этот тест на высоком уровне, а у иностранных филологов - каждый четвертый.

- То есть это миф, что "филологам не дано"?

В.К.: Получается, так. Но здесь еще одна важная деталь. Как показали результаты ВНО, универсальный профиль обучения демонстрирует невысокие результаты по каждому предмету. Старшую школу надо все же переводить на профильное обучение.

- Насколько сложными были в этом году все тесты ВНО?

В.К: Сложность теста вычисляется в процентах по специальной формуле: это отношение количества баллов, набранных участниками тестирования, к максимальному количеству баллов, которое они могли набрать. Сложность определяется по шкале: очень легкий тест (сложность более 80%), легкий (60–79), оптимальный (40–59), сложный (20–39), очень сложный (менее 20%). По нашим подсчетам, тесты по всем предметам были оптимальной сложности, сложной была только физика.

Рис.3

В.Б.: Из года в год у нас два сложных предмета - физика и математика. В этом году нам удалось поднять уровень сложности математики к оптимальному за счет включения задач открытого типа, где нужно было не выбрать готовый ответ, а самостоятельно решить задачу.

- Так ведь это же сложнее - не выбрать ответ, а написать свой?

В.К.: Не всегда. Такие задачи состоят из двух частей: первая - обычное арифметическое действие, которое изучали еще в 6-м или 7-м классе, и за это действие можно было получить один балл (при том, что всего за тест в среднем получали 9–11 баллов). А вот вторая часть задачи была более сложной, она требовала умения анализировать условие, видеть какие-то незаметные на первый взгляд вещи. И это добавляло дополнительные баллы. Большинство участников тестирования за такую задачу получило всего один балл. Мы увидели, что простые арифметические действия большинство абитуриентов способны выполнять, а вот требующие привлечения дополнительной информации, логического мышления - нет. Они выучили теорию, но их не научили логически мыслить. Мы отдаем эту информацию учебным заведениям. Если директор и завучи захотят, они сделают выводы.

- Почему физика была более сложной?

В.К: Тест по физике не противоречит программам и государственному стандарту образования. Упростив тест, мы тем самым понизили бы реальные требования к знаниям по физике, которых придерживаются учителя в школе. Поскольку они ориентируются на ВНО, а все, что за горизонтом теста, дескать, можно не учить.

- Химия, биология тоже близки к порогу "сложных" тестов. Почему?

В.Б.: Для большинства предметов любому учителю (хорошему или плохому) достаточно доски и мела. Скажите, а можно научить физике, химии, биологии только с помощью доски и мела? Нет. Это должен быть эксперимент, опыт.

- Вы имеете в виду, что для изучения естественных дисциплин нужна материальная база?

В.Б: В том числе.

В.К: Проблема не только в материальной базе. Количество часов на изучение этих предметов за последние десятилетия значительно сокращено.

- Да и качество школьных программ по этим предметам оставляет желать лучшего.

В.К: Да. Сейчас мы собираем данные по результатам ВНО. А дальше должна работать мощная группа аналитиков, и на основании ее заключений на уровне Министерства или Академии педнаук должны быть предложены решения проблем. Фактологическая база у нас есть.

- Интересно, а много ли учеников получили по 200 баллов за ВНО?

В.К: Мы собрали такие данные.

Рис.4

- Со следующего года выпускной экзамен по украинскому языку в форме ВНО будут сдавать не только школьники, но и выпускники училищ, техникумов, колледжей. В принципе, это логично: они, как и ученики общеобразовательных школ, получают школьный аттестат и должны сдавать выпускные экзамены (государственную итоговую аттестацию), как все. До сих пор этого не было.

В.К.: Да, в следующем году ВНО будут сдавать и выпускники колледжей. Мне недавно писал член приемной комиссии одного из вузов и удивлялся: у абитуриента в аттестате стоят оценки "8" и "9", а ВНО он сдал на 102 балла (по старой 5-балльной системой это слабенькая "троечка"). "Что это такое, где ваша хваленая справедливость?" - возмущался член комиссии. Когда мы предложили назвать номер сертификата ВНО для анализа работы этого абитуриента, приемная комиссия извинились: "Мы видим, что это выпускник колледжа. Он не сдавал выпускной экзамен в форме ВНО, ему поставили оценку в самом учебном заведении".

Средний балл аттестата учитывается при поступлении, хотя он и не так много весит, как балл ВНО. Но где же справедливость? А к ней нужно стремиться.

- Будет ли ВНО после 9-го класса?

В.К: Да, когда примут новый закон об образовании.

- Какие нововведения нас ждут в следующем году?

В.К.: В следующем году тестирование по иностранному языку будет двухуровневым: более сложный и более легкий тест.