ШКОЛА АНЖЕЛЫ ГЕРГЕЛЬ

Автор : Полина Сергеева
17 октября 00:00

Известно всем, что общепринятая методика обучения языкам привязана к парте и сводилась к чисто вербальному обучению - переводу и заучиванию слов...

 

Известно всем, что общепринятая методика обучения языкам привязана к парте и сводилась к чисто вербальному обучению - переводу и заучиванию слов. Но ведь язык - это общение. С таким же успехом можно учиться танцевать, слушая лекции. Неудивительно, что, проучившись семь-восемь лет, наши дети так и не знают ни одного иностранного языка.

- В школе учат детей читать, писать и переводить. Мое стремление научить детей говорить встречало огромное сопротивление со стороны завуча и районо... - продолжает в тон начатому разговору Анжела Гергель.

- То есть, вы предложили еще одну новую украинскую систему обучения иностранным языкам. Чем она отличается от метода Илоны Давыдовой, ЕШКО, других модных курсов?

- Сейчас действительно очень много различных методик, которые обещают прямо-таки чудеса. Есть, например, видеокурс, благодаря которому за очень малое количество часов вы якобы усваиваете огромное количество слов. Там используется бегущая строка. Но повторяю: это то же самое, что и обучаться заочно танцам.

Если вы купили кассету, смотрите ее дома и пьете в этот момент кофе, ну даже если вас ничто не отвлекает, вы все равно не научитесь говорить. Вы можете запомнить все эти слова, вспомнить их значение, когда снова увидите или услышите. Но вы будете немы. Общение предполагает работу органов речи. И научиться говорить можно только говорением.

Есть, конечно, очень эффективные методики, в частности давно зарекомендовавшая себя методика Г.Китайгородской. Она действительно творит чудеса. Но опять же, ученики здесь все время говорят. Четыре раза в неделю по четыре часа, 120 часов за три месяца! Для сравнения: школьная программа предусматривает 105 часов в году.

По моему мнению, она вообще очень не насыщена. Судите сами, после первого года обучения школьники должны знать всего 100 слов. А мы даем пятилетним детям сразу 800. И пусть ребенок усвоит, скажем, 500 из них, а остальные перейдут в пассив. Для минимального общения этого достаточно. Уже через три года он будет знать 3000 слов, то есть как раз столько, сколько и выпускники школ. У наших детей нет языкового барьера. Причем их лексика чисто детская. Они не говорят о космосе или государственных праздниках, зато прекрасно знают названия деревьев, ягод, цветов и тому подобное. Пусть не обижаются на меня учителя, но в обыкновенной школе они бы этому не научились.

- Значит, у вас есть и собственная школа?

- Да, она называется Детская лингвистическая лаборатория. Почему лаборатория? Да потому, что ее цель - апробация уже изданных у нас учебников и написание новых. Причем наши дети являются полноправными соавторами книг, они даже предлагают нам свои упражнения.

Несколько лет мы работали на Лесном массиве, но недавно благодаря помощи Печерской районной администрации и заведующего Печерским РОНО А.Федоренко переехали в 731-й детский садик возле Суворовского училища. И теперь детям будет удобно ездить к нам на занятия из любого конца Киева.

- Благодаря чему ваши ученики достигают таких поразительных успехов?

- Я уже говорила, что моя методика отличается особой интенсивностью. Она рассчитана на пять лет. Первые три года мы учим детей практическому овладению иностранным языком, а уже потом изучаем его грамматическую сторону. Между прочим, наш учебник начинается не с алфавита и не со слов, а со сказки. Но тем не менее, дети читают у нас с первых же занятий. Что они читают? Да, например, вывески, которыми мы их окружаем. Конечно, они еще не различают букв, зато прекрасно знают: вот это написано «гастроном», это - «школа», «библиотека», «почта»...

Точно так же ребенок учит свой родной язык. Никто ведь не объясняет малышу его механизмы и структурные компоненты. Более того, мамы абсолютно не щадят детей с точки зрения лексики. Они говорят, совершенно не задумываясь над тем, понимает их ребенок или нет. И в результате в два года он говорит, а в три - уже общается.

Вот в такой же естественной обстановке у нас и происходит обучение языкам. С первых же занятий огромное количество аудирования - живой речи в естественном темпе со всеми слабыми формами языка - диалектами, экспрессивно окрашенной лексикой.

В основе моей методики лежит принцип сюжетной игры. Наши дети как бы попадают в сказочную жизнь, однако между нею и их реальным существованием нет никакой границы. Они просто приходят в гости к персонажам, рассказывают им о своих проблемах. Тут с ними происходят всякие приключения, они постоянно попадают в разные истории. Малыши вообще не замечают грани между выдумкой и действительностью. Если я говорю: «Мы на дне морском», они верят, что так оно и есть. Старшие, конечно, все понимают, но с удовольствием в это играют. А дома после занятий рассказывают: «Вот когда мы были в Лондоне...»

Я долгое время наблюдала за любимыми предметами школьников - физкультурой, пением, ручным трудом. Изучала, чем занимаются дети, когда им никто не мешает, во что они играют. В прятки? Замечательно, можно использовать это при обучении. Прятать-то можно что угодно и где угодно - допускается любая лексика, любые предлоги. Такие игры, как «классики», «кошки-мышки», лото, домино, тоже предусматривают общение. Дети с удовольствием рассматривают картинки? Хорошо, значит, и в наших учебниках будет много рисунков. Кстати, мы разрешаем дорисовывать их и не ругаем, если дети пишут в книжках - так им легче учить язык.

Но кроме любимых игр у детей есть еще и любимые движения. Парта ведь, как пеленки. Она сковывает ребенка, ему за партой просто очень скучно. Он должен все время что-то делать, двигаться. Но если ему дать что-нибудь в руки или оторвать его от парты, обучение пойдет гораздо эффективнее.

Поэтому на наших уроках дети очень свободно двигаются - прыгают, бегают, танцуют и даже ползают. Доска у них находится на полу. Фактически они выполняют ту же работу, что и стоя, но с большим удовольствием. А причина-то, оказывается, сокрыта в том, что им просто очень нравится ползать.

Вот этот принцип синтетического обучения очень тесно переплетается с другим нашим принципом, который тоже лежит в основе методики, - сохранение здоровья. К сожалению, нагрузка современных школьников так велика, что около 80% учеников обычных школ страдают различными физическими расстройствами. По мнению московского физиолога Аршавского, виной всему все та же парта. Дети, которые усиленно занимаются, мало двигаются.

Они вынуждены часами сидеть в постоянной позе. И вроде бы надо выбирать - либо здоровье, либо знания. Но что выяснилось? Здоровый ребенок, он ведь и учится лучше. И там, где соблюдается синтетический принцип, проблем не возникает. Наши дети учатся сразу трем языкам, усваивают огромное количество лексики, и все это без малейшего ущерба для здоровья.

- В каком возрасте, по-вашему, можно начинать занятия иностранным языком?

- На этот счет существует две теории. Одна из них утверждает, что нежелательно делать это до 12 лет, поскольку ребенок неусидчив, не умеет анализировать и еще плохо разбирается даже в своем родном языке. Я же сторонник того, чтобы изучать сколько угодно языков с самого рождения. Я в этом смысле непоказательная мама, но знаю такой пример. Мой университетский преподаватель Валентина Михайловна Харенко общалась со своими двумя детьми сразу на трех языках с самого их рождения. И ее дети прекрасно говорят.

Мы принимаем в первый класс с пяти лет. Но самому маленькому нашему ученику Саше Хмельницкому сейчас четыре года.

- У вас есть последователи? Можно сказать, что уже сложилась школа Анжелы Гергель?

- Я работаю по этой методике с 1991 года, и сегодня есть немало учителей, поддержавших ее. Они работают во Львове, Луцке, Ривном, Тернополе, на юге - в Херсоне, Ялте, Симферополе, Евпатории. Со мной уже связались донетчане и харьковчане, и с этого года мы начинаем с ними сотрудничать.