Ректор Тернопольской академии народного хозяйства Сергей Юрий: «Я не привык склонять голову перед авторитетами»

Автор : Татьяна Бутусова
18 марта 00:00

Высшая школа, с самого начала активно поддержавшая оранжевую революцию, продолжает «бурлить». Пра...

 

Высшая школа, с самого начала активно поддержавшая оранжевую революцию, продолжает «бурлить». Правда, если осенью основной движущей силой были студенты, то сегодня больше митингуют профессора и доценты, недовольные своим руководством. То и дело появляются сообщения из различных вузов, разоблачающие неправомерные действия ректора или его активную поддержку прошлого режима.

Конфликт, возникший в Тернопольской академии народного хозяйства, несколько нестандартен. Здесь большая часть коллектива, наоборот, поддерживает своего ректора Сергея Юрия, право которого занимать эту должность пытаются оспорить. Пикантность ситуации добавляет тот факт, что обвиняет ректора в «неоранжевости» и приверженности прошлому режиму тот, кто за два года до описываемых событий руководил вузом в течение всего периода правления Леонида Кучмы, и ушел со своего поста по собственному желанию, став депутатом Верховной Рады. Существует еще один момент, подогревающий интерес к Тернопольской академии — этот вуз заканчивал Виктор Ющенко.

Сказать, что г-н Юрий представлял интересы прошлой власти, сложно: он с самого начала своей ректорской карьеры был ее оппонентом. Просто Сергей Ильич искренне полагает, что силы разумнее тратить на работу, а не на конфликты, и потому старался максимально их избегать. Хотя удавалось это далеко не всегда. Взять хотя бы историю с назначением его на должность ректора.

— Сообщение по факсу из Министерства образования и науки о том, что меня назначают исполняющим обязанности ректора (до процедуры избрания), пришло 26 апреля 2002 года. На следующий день был снят с должности губернатор области. По идее, события не взаимосвязанные. Однако 10 апреля меня вызвали в министерство и сообщили, что я должен написать заявление и отказаться от должности ректора, поскольку Президент считает, что ректором должен стать бывший губернатор.

Бороться я не стал: для этого не было ни сил, ни юридических прав — коллектив меня не избирал, а исполняющим обязанности назначил министр. Поэтому написал заявление о том, что снимаю с себя полномочия и.о. ректора, и иду на должность первого проректора. Через два дня приехал начальник департамента высшей школы МОН и представил нового исполняющего обязанности. Коллектив его не воспринял, и попытался еще в тех условиях выразить протест утроив пикет перед зданием областного совета.

…Была еще одна особенность назначения нового руководителя. Когда Сергея Юрия назначали исполняющим обязанности ректора, в приказе МОН был пункт о передаче ему всех материальных и денежных ценностей. При назначении же нового и.о. такой пункт в приказ почему-то не вписали. Возникла парадоксальная ситуация: за материальные и денежные средства отвечает Юрий, а руководит вузом новый исполняющего обязанности. Обсудив ситуацию, члены ученого совета решили игнорировать подпись нового и.о. на финансовой документации. Бывший губернатор поработал в таких условиях недели две, и сам написал заявление об увольнении.

Понятно, что боролись в вузе не с «чужаками» и даже не против необдуманных решений МОН. Коллектив добивался от министерства одного: объявить конкурс на замещение вакантной должности ректора. Выборы состоялись 5 июля 2002 года. По результатам тайного голосования 83% набрал Сергей Юрий, а 17% — его оппонент, бывший глава областного совета. 18 июля Министерство образования и науки подписало пятилетний контракт с новоизбранным ректором.

— Начал я с ремонта и приведения в порядок материальной базы академии. За два года мы отремонтировали все корпуса (а их у нас одиннадцать), завершили многолетнее строительство еще одного, впервые за тринадцать лет выделили деньги на ремонт общежитий, привели в порядок аудитории, зал заседаний ученого совета — он у нас теперь не хуже, чем в Страсбурге, — рассказал Сергей Юрий. — Удалось укрепить и финансовое положение академии. Я принял в 2002 году фонд заработной платы в размере 700 тыс. грн. — сейчас 2 млн. 400 тыс. грн., спецсредств насчитывалось всего 17 млн. грн., а сегодня — 43 млн. грн. При этом, количество студентов, оплачивающих учебу, не увеличилось. Более того, в прошлом году мы даже не приняли 238 абитуриентов, готовых платить за свое обучение, но имеющих слабую подготовку — марку своего вуза мы хотим поддерживать на высоком уровне. Я не говорю, откуда взял деньги — это ясно из финансовых документов. Меня интересует, где эти деньги были раньше?

— Возможно, они просто нерационально использовались?

— По-видимому, раньше некоторые люди официально освобождались от оплаты, а на самом деле их деньги, говоря дипломатично, шли в других направлениях. Мы же сегодня активно направляем средства на компьютеризацию учебного процесса (количество компьютеров увеличилось почти втрое) и комплектацию библиотек, без чего невозможно дать студентам качественные знания. Как, собственно, и без высококвалифицированных преподавателей.

Именно поэтому им создают благоприятные условия для профессионального роста: в Академии работает два специализированных совета по защите докторских диссертаций и три — по защите кандидатских, регулярно проводятся межкафедральные семинары (преподаватели должны знать, какие изменения происходят в смежных дисциплинах), организуются зарубежные стажировки. Приезжают к нам и иностранные коллеги: преподавать на совместных факультетах — украинско-немецком (по его окончании студенты получают диплом Тернопольской академии и экономического факультета Дрезденского университета), украинско-голландском, украинско-польском. Кроме того, мы стараемся поддерживать наших преподавателей и материально.

— Выдаете премии?

— И не только премии. Академия — единственный вуз, где помогают преподавателям в улучшении жилищных условий: в прошлом году на эти цели выделили 1300000 грн. А профессорам, много лет проработавшим в вузе, мы недавно даже выделили участки для строительства коттеджей.

…Несмотря на то, что рекомендовал Сергея Юрия на должность ректора бывший руководитель вуза Александр Устенко, дальнейшие их отношения не сложились. 31 марта 2002 года состоялись выборы в Верховную Раду Украины. А уже 16 апреля новоизбранный депутат — он же бывший ректор — собрал и возглавил наблюдательный совет (что в таких вузах вовсе не обязательно). Причем, если обычно глава такого совета — должность общественная, то г-н Устенко настаивал на реальных правах. В результате, в академии оказалось два руководителя: ректор и президент.

Быть «свадебным генералом» в вузе, где прошел путь от студента (к слову, ленинского стипендиата) до ректора, Сергей Юрий не захотел. «Это унижало бы мое достоинство, — отметил он в одном из интервью, — а я не привык склонять голову перед авторитетами». В академии начал потихоньку зреть конфликт, невероятно обострившийся именно в последнее время, когда срок действия мандатов народных депутатов уже истекал и началась подготовка к новым выборам. На имя ректора С.Юрия сторонники президента академии незаконно открыли сайт (на американском сервере в Лас-Вегасе), где начали откровенно поливать его грязью. Однако настоящей «бомбой» стала статья в одной из местных газет.

— В ней меня обвиняют по девяти пунктам. Во-первых, в том, что я свою дочь назначил деканом. При всем желании я не смог бы этого сделать — и не делал, поскольку у нее нет ученого звания. Во-вторых, в том, что я раздал землю академии возле Тернополя. Нам эти два гектара были выделены в 1995 году. Да, я раздал землю — по восемь-девять соток заслуженным профессорам под дачи. Один из них отказался (переехал на работу в Киев), и мы его участок отдали серебряному призеру афинской олимпиады, учащемуся в нашей академии. Но вся проблема в том, что неподалеку от наших дач строится рынок, и коммерческие структуры, учредителем которых, как поговаривают, числится и наш народный депутат, хотели построить рядом с ним развлекательные комплексы.

Далее утверждается, будто я выгнал десять профессоров. Опять неправда! Одна вышла замуж и уехала в Киев (счастья ей!), другой умер (пусть почивает с миром!), третий хотел четырехкомнатную квартиру, участок земли и готовый коттедж. С квартирой помогли, участок дали, но строить за средства академии… Ему это не понравилось, и он переехал обратно в Киев. Еще один переехал в Каменец-Подольский — оттуда его жена, а другой перешел в частный вуз на более высокую зарплату. Вот так я разогнал профессоров…

Следующая обида: одного профессора я не ввел в состав ученого совета. Но члены ученого совета избираются на совете института, по представлению которого ректор вводит приказом того или иного человека в состав ученого совета. Данного профессора ученый совет не рекомендовал.

В упомянутой статье говорится, что у меня два автомобиля. Один действительно есть, что же касается второго, то я на расширенном заседании ректората предложил: тому, кто этот автомобиль найдет, я готов продать его за одну гривню. До сегодняшнего дня так никто и не приходил.

Пытаются обвинять и в том, что я якобы не участвовал в оранжевой революции. В министерстве назвали три вуза, активно работавших с первого дня: Львовский национальный университет, Киево-Могилянская академия и мы. Уже во вторник, сразу после второго тура выборов, состоявшегося в воскресенье, когда стало ясно, что были фальсификации, я отдал приказ о политической забастовке. Мы создали забастовочный комитет, каждый день отправляли в Киев по два-три автобуса желающих отстаивать демократию, оказывали им материальную поддержку.

…После статьи в газете народный депутат Александр Устенко написал обращение к ректору, где в ультимативной форме потребовал отказаться от должности, а также направил депутатский запрос спикеру ВР Владимиру Литвину и министру образования и науки Станиславу Николаенко о неправомерных действиях ректора. Узнав об этом, преподаватели провели референдум, где единодушно высказали доверие к ректору Юрию. Чуть позже состоялась конференция всего коллектива Тернопольской академии, где выступили не только оба оппонента, но и ведущие преподаватели вуза.

Выступая перед коллегами, Сергей Юрий заверил, что в своей работе он руководствуется «совестью, здравым смыслом и законом», и пообещал, что и впредь будет «принципиальным, справедливым», будет «помогать профессорско-преподавательскому составу, сотрудникам, студентам, чтобы работа в академии была интересной и плодотворной, отношения — дружескими, и чтобы в наших стенах ощущался дух образования и науки».

Столь эмоциональными были выступления и других участников конференции. «Так же, как и Президент Ющенко получил в наследство разрушенную страну, так и ректор Юрий унаследовал разрушенную академию: много старых корпусов, не приспособленных для учебы, давно не ремонтированных, холодных, — отметил доцент кафедры экономики и управления инвестициями Степан Лихий. — Теперь они отремонтированы, утеплены, реконструированы — в них приятно учиться и работать. Многое делается для повышения качества обучения, улучшения условий работы преподавателей. Думаю, если мы избрали ректора на пять лет, то нужно дать ему возможность работать. А те пасквили, которые публикуют в газетах, — ложь!»

«Я в академии 34 года, — начал свое выступление первый проректор Г.Журавель. — О наших достижениях говорят наши дела: комплексы «Свалява», «Форос», новые корпуса, общежития. Уже в этом году три института, находящихся за пределами академии, получили лицензии на подготовку специалистов. В мае мы проходили аккредитацию. Комиссия отметила, что материально-техническая база, методическое обеспечение, кадровый состав полностью отвечают государственным требованиям и обеспечивают надлежащий уровень знаний. В конце января в академии работали девять экспертов из Министерства экономики, ЕС, России, Киевского национального университета. В своих выводах они отметили: того, что они увидели в нашей академии, нет ни в одном вузе в Черновцах, Ивано-Франковске, Запорожье и Донецке».

Словом, ученый совет академии выразил доверие ректору и потребовал прекратить политические игры. Кстати, политический мотив — далеко не основной в борьбе за кресло ректора академии. Такой крупный вуз, как Тернопольская академия народного хозяйства, уже давно превратился в целый учебный холдинг, т.е. это еще и контроль над финансовыми потоками, иногда весьма значительными.

—Незадолго до избрания ректора депутатом, — поясняет Сергей Юрий, — академией были куплены абсолютно ненужные ей объекты — два здания в Закарпатье, якобы предназначавшиеся для базы отдыха сотрудников и студентов, за которые заплатили 700 тыс. грн. Но чтобы привести их в порядок, необходимо вложить около пяти миллионов гривен: у академии таких денег нет. К тому же добираться до них можно лишь на собственном автотранспорте. Еще на два совершенно бесполезных для вуза здания договор о купле-продаже был подписан 18 апреля 2002 г., когда г-н Устенко знал, что не будет ректором, и, естественно, не будет отвечать за деньги. От одного здания мы успели отказаться, а вот от второго, стоимостью 1 млн. 200 тыс. грн., не смогли, поскольку часть уже была оплачена. И уже два года судимся с продавцом, чтобы он вернул нам деньги. Это административное помещение, там работали конструкторы.

— С какой же целью его покупали?

— Можно лишь предполагать. Думаю, что речь идет о не совсем чистоплотных финансовых операциях, в том числе и о таком распространенном явлении, как «откат». Не в интересах вуза осуществлялись и некоторые другие коммерческие операции. К примеру, на территории академии есть небольшой четырехэтажный домик, проданный коммерческой структуре. По идее, там должны были находиться службы быта, где студентам могли бы предоставляться услуги по ремонту одежды, обуви, работать парикмахерская и пр. На деле же там разместился бар, где распивают спиртные напитки, компьютерный клуб и игральные автоматы.

Еще один момент, где не сошлись интересы ректора и президента. Чтобы иметь свою воду, мы пробурили глубокую скважину, поставили водонапорную башню. Как только потеплеет, мы ее подключим и будем иметь свою чистую воду. Нас пытались убедить, что этого делать не нужно, потому что тот кусочек земли уже присмотрен коммерческой структурой.

Но больше всего меня возмутил совсем недавний случай. К нам поступил запрос из Винницкого педагогического университета с просьбой пояснить, как один человек получил у нас должность доцента. Подняв документы, мы ужаснулись: такой человек на ученом совете академии никогда не утверждался на эту должность. Все пояснил ученый секретарь. Как оказалось, выдать документы о назначении на должность доцента (без прохождения всех положенных по закону процедур) его …попросил президент Устенко! После этого документы были отправлены в Министерство образования и науки, откуда и было прислано утверждение. Я сразу же отстранил ученого секретаря от выполнения обязанностей, но ущерба, нанесенного престижу академии, уже не возместить: кто знает, сколько еще «липовых» доцентов, профессоров и прочих вышли из стен нашего вуза?

…Пока что конфликт пытаются спустить на тормозах. Тем более что и министр образования и науки Станислав Николаенко, на приеме у которого побывал Сергей Юрий, заверил, что тот может спокойно работать до окончания пятилетнего срока, на который с ним заключен контракт. В Тернопольской академии надеются, что министр сдержит свое слово, хотя некоторые опасения все-таки остаются. Планируется, что в конце мая Президент Ющенко посетит свою альма-матер, с момента окончания которой исполняется 30 лет. Встретятся ли однокурсники?