ОБРАЗОВАНИЕ И БИЗНЕС

03 декабря 00:00

В гигантской топке системы образования в Америке ежегодно «сгорает» 700 миллиардов долларов. При э...

 

В гигантской топке системы образования в Америке ежегодно «сгорает» 700 миллиардов долларов. При этом «исходный продукт» ни по качественным, ни по количественным показателям не соответствует огромным и дорогостоящим усилиям, потраченным на его получение. Еще не так давно следствием этого печального положения могло стать лишь требование дополнительных ассигнований, расширение материальной базы и внедрение еще более дорогостоящих методик образования. Однако с нынешнего года такие «акулы империализма», как Поль Аллен, соучредитель Microsoft Corp., и Ламар Александер, бывший губернатор штата Теннеси, решили, что в образование можно не только вкладывать деньги. Их можно еще и получать. В виде прибыли, и к тому же весьма высокой.

Правда, первая ласточка системы коммерческого образования вылетела не из их рук, а из корпорации Edison Schools Inc., 79 учебных заведений которой уже действуют в 16 американских штатах. Только в штате Массачусетс учредителям компании удалось собрать более 150 миллионов долларов частных капиталовложений, предназначенных для инвестирования в систему коммерческого образования. Не последнюю скрипку в этом проекте играет Вильям Велд, бывший губернатор штата Массачусетс. Примечательно, что, будучи губернатором, г-н Велд всячески противился коммерциализации образования. Теперь же он с гордостью сообщает о планах корпорации по выпуску акций, за которые по самым скромным подсчетам предполагается выручить до 170 миллионов долларов.

Хотя система частного образования в Америке пока еще не дала неопровержимых доказательств того, что коммерческие образовательные учреждения способны обеспечивать своим учащимся более высокий уровень образования, а своим выпускникам гарантировать более престижную работу, тем не менее бесспорным является тот факт, что управление материальными ресурсами в коммерческих организациях осуществляется с гораздо большей эффективностью, чем в общественных. Правда, такая эффективность достигается в основном за счет того, что в частных образовательных учреждениях учатся дети, от которых и общество, и родители, вкладывающие деньги в их образование, ожидают как минимум добросовестного отношения к учебе. Когда же в сеть коммерческого образования попадут и трудно поддающиеся воспитанию ученики, результаты могут оказаться слегка обескураживающими.