О ПОЛЬЗЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Автор : Оксана Приходько
16 февраля 00:00

Результаты эксперимента, который вот уже в течение нескольких десятилетий спонтанно проводится в Великобритании и Ирландии, заставляют задуматься о пользе селективной системы образования...

 

Результаты эксперимента, который вот уже в течение нескольких десятилетий спонтанно проводится в Великобритании и Ирландии, заставляют задуматься о пользе селективной системы образования. Система, при которой школьники в возрасте 11 лет проходили отборочное тестирование, в результате которого более успевающие отправлялись в grammar школу, а остальные — в общеобразовательные школы, существовала в Великобритании до 60-х годов прошлого века. Однако затем возникло много споров о том, что такая система лишает детей бедных родителей полноценного образования, так как среди хорошо успевающих в первую очередь оказывались дети среднего и высшего классов. И с конца 70-х вся Великобритания перешла на общую систему образования, при которой школа, посещаемая ребенком, определялась лишь ее географическим положением. Однако в Ирландии, где система селективного образования была введена лишь в 1947 году, отказываться от нее не захотели. И сейчас, спустя три десятилетия, можно сравнить результаты исключительно чистого эксперимента.

На данный момент в Ирландии существует 72 привилегированные школы против 238 общеобразовательных, тогда как в Великобритании привилегированных школ осталось всего лишь 164, а количество общеобразовательных достигло3 714. Сравнительные исследования уровня образования в этих странах показывают, что 14-летние школьники Ольстера на 18 месяцев опережают своих британских однолеток по уровню знаний как английской грамматики, так и математики. В возрасте 16 лет общие оценки в аттестате о среднем образовании в Ирландии на 10 процентов выше, чем в Великобритании, а результаты самых успевающих ирландцев на 12 процентов превышают уровень самых успевающих британцев. Более того, давний аргумент о том, что представители малообеспеченных семей оказываются ущемленными селективной системой образования, оказывается совершенно несостоятельным, так как в Ирландии без всякой квалификации заканчивает среднюю школу лишь 3,5 процента учащихся, тогда как в Великобритании этот показатель составляет 6 процентов. К тому же в Ирландии в высшие учебные заведения поступает 31 процент выходцев из низших классов, тогда как в Уэльсе, Англии и Шотландии этот показатель составляет соответственно 25, 23 и 22 процента.

Тем не менее именно в Ирландии все чаще раздаются призывы отказаться от системы селективного образования и последовать примеру «всего остального цивилизованного мира». Основным аргументом сторонников единой общеобразовательной системы служит утверждение, что не может же весь этот мир ошибаться, перейдя на такую систему много лет назад. Однако, как утверждают авторитетные эксперты в журнале The Economist, опирающиеся на сравнительные результаты успеваемости британских и ирландских учащихся, такие массовые заблуждения вполне возможны. И чувство стадности редко когда расценивается как прогрессивное качество.